Поиск по сайту

Методические рекомендации к использованию УМК ОБЖ издательства «Просвещение» под редакцией С. Н. Егорова


Авторcтво: Емельянова Анна Федоровна, методист ГБУ ИМЦ, преподаватель-организатор ОБЖ учитель, ГБОУ лицей № 486, Выборгский район Санкт-Петербург


      Министерство просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345, предлагает заменить линейки УМК ОБЖ издательства «Дрофа», да согласны, устарел материал в замечательной линейке. В соответствии с приказом № 632 от 22 ноября 2019 г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» в школы пришли учебники ОБЖ под редакцией Н. Ф. Виноградовой для 5-6-х и 7-8-х классов. По мнению многих преподавателей, очень трудно работать по данной линейке, все равно, что нет никакого учебника. В 2021 году, спасибо издательству «Просвещение», разработали УМК по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для образовательных учреждений Российской Федерации. Материал линейки предлагают для изучения учащимися с 5-го по 9-ый класс соответственно параллелям. В учебном плане данный УМК может быть рассчитан на изучение предмета как в 5-х – 9-х классах, так и в 8-х–9-х классах.               Содержание учебников соответствует объёму знаний, который обучающиеся должны получить в данных классах. В соответствии с обязательной частью примерного учебного плана предмет изучается 1 час в неделю за счёт использования части примерного учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, в нашем случае, за счет федерального и регионального компонента.          Образовательная организация вправе увеличить время на изучение предмета. Могут использоваться часы урочной и внеурочной деятельности, но, если обучение ведётся в 8-х – 9-х классах, учителю целесообразно использовать учебники 5-х – 7 –х классов в качестве дополнительного материала.
       Комплект вышел под редакцией доктора юридических наук С. Н. Егорова, авторский коллектив курса: Хренников Б.О., Гололобов Н.В., Льняная Л.И., Маслов М.В. Авторов&nbs Хренникова Б.О. и Маслова М.В. мы с вами знали по УМК издательства «Дрофа». Учебник написан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, построен по модульному принципу, содержит информацию о важнейших правилах поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях (техногенного, природного и социального происхождения), которые могут возникнуть в повседневной жизни. Учебник знакомит с основными понятиями о здоровье и здоровом образе жизни, с правилами оказания первой помощи при различных несчастных случаях. В УМК разработана «Примерная рабочая программа основного общего образования», одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 4/21 от 28.09.2021г. Дополнительные материалы к учебнику размещены на Интернет-ресурсе: http://www.prosv.ru. Учебный материал обеспечивает полное изучение курса и создан с учётом современных вызовов в области противодействия угрозам жизни и здоровью человека. Данная линия учебников по ОБЖ посвящена актуальным вопросам обеспечения безопасности населения в современном мире, в том числе в социальной (защита права потребителей, противодействие суицидальным настроениям) и информационной среде (вербовка в деструктивные и, в том числе, криминальные сообщества, праворадикальные и леворадикальные организации). Используются новые и традиционные подходы к изучению комплексной безопасности личности, общества и государства в различных сферах.                 Особое внимание уделяется антиэкстремистской и антитеррористической безопасности и общегосударственной системе, созданной для защиты личности, общества, государства от террористических актов и других проявлений терроризма. Учебники будут способствовать выработке у подростков умений распознавать угрозы, нейтрализовать конфликтные ситуации, решать сложные вопросы социального характера, грамотно вести себя при возникновении чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, социального и биолого-социального характера. Основная цель линии: научить подростков предвидеть опасность; по возможности её избегать; при необходимости действовать со знанием дела. Методический аппарат учебников включает практико-ориентированные задания различного уровня сложности, направленные на формирование универсальных учебных действий.
       Большое внимание уделяется работе с текстом, исследовательской работе, работе с информацией и другим видам. В новой линии учебников актуализированы традиционные для предмета знания, соответствующие примерной программе к данному предмету. В тематиках предмета произошли изменения и появился новый материал, в котором надо показать роль ФСБ России в успешной борьбе с терроризмом. Есть материал, анализирующий положительный опыт нашей страны в борьбе с коронавирусной инфекцией. Впервые к изучению предлагаются социально значимые проблемы в соответствии с вызовами времени. Это проблемы противодействия школьному насилию, криминальным субкультурам, пропагандирующим детский суицид, правому и левому радикализму. Рассматривается и тема противодействия попыткам вовлечения школьников в так называемое протестное движение. Появились практико-ориентированные задания, ранее мы их называли ситуационными задачами и готовили к урокам самостоятельно, сейчас авторы предлагают свои варианты. Такой подход, делает школьников участниками образовательного процесса, помогает принять правильные решения для себя и своих близких.
      Содержание учебного материала структурировано в соответствии с модульным принципом. Модульный принцип позволяет: обеспечить чёткую систематизацию основных тематических компонентов содержания предмета; эффективно организовать изучение предмета с учётом природных, экономических, социальных особенностей региона; организовывать процесс обучения с учётом индивидуальных особенностей обучающихся.
       Материал УМК разбит на 13 модулей:
• Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе;
• Здоровье и как его сохранить;
• Безопасность на транспорте;
• Безопасность в быту;
• Безопасность в общественных местах;
• Безопасность в социуме;
• Безопасность в природной среде;
• Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности населения;
• Безопасность в чрезвычайных ситуациях техногенного характера;
• Безопасность в информационном пространстве;
• Экологическая безопасность;
• Основы противодействия экстремизму и терроризму;
• Основы медицинских знаний.
        Учебный материал изложен по концентрическому принципу, что способствует повторению и усложнению материала с последующими годами изучения.
Концентрический принцип – расположение материала вокруг главной проблемы с переходом от общего рассмотрения темы к более конкретному и углублённому. Данный способ позволяет: излагать одну и ту же тему несколько раз, но с элементами усложнения; расширять содержание изучаемого материала, обогащая его новыми компонентами; изучать вопросы на расширенной основе с более глубоким проникновением в сущность рассматриваемых явлений. Пример одного из блоков в линейке: «Безопасность в социуме»: 5 класс – «Безопасность в криминогенных ситуациях», в тематике рассматривается безопасное поведение на улице, в подъезде, в лифте, в квартире; 7 класс – «Безопасность в социуме»: стресс и стрессовые ситуации; конфликты; безопасность в социальных сетях; 9класс – «Опасности вовлечения в экстремистские субкультуры»: Опасные враги общества; Противодействие вовлечению в криминогенные сообщества. Появились маячки с материалом на формирование универсальных учебных действий, практико-ориентированные задания раздела «Учимся безопасной жизни» (показаны кружочком светофора зеленого цвета) что облегчает работу учителя при составлении конспектов. Познавательные УУД, отмечены стрелками и направлены на проверку знаний. Познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД – отмечены красной галочкой и предполагают решение задач или проведение исследования. Умение работать с текстом, формирование регулятивных, познавательных УУД тоже отмечены символом (пара человек с красной галочкой) где предлагают работу с источниками. Символ в виде циферблата, подразумевает работу после уроков. Есть замечательные рубрики «Вы знаете», «Это интересно». В конце каждой темы вопросы для закрепления материала, а в конце каждой главы – резюме и контрольные вопросы и задания. В начале глав встречается аннотация. В приложении перечислены примерные темы проектов. Приведен перечень Интернет - ресурсов, основная и дополнительная литература, перечислены ФЗ с извлечениями из них.                   Учебник привлекает внимание оформлением, что немаловажно для школьников, содержательный материал учебника практико-ориентированный к жизни, выделены главные мысли к безопасному поведению, лаконично прописаны алгоритмы действий в опасных ситуациях или при предупреждении таковых.
       Спасибо авторскому коллективу.

                                              Литература и ресурсы:

https://prosv.ru/umk/page/obzh_egorov_5-9.7212.html
«Основы безопасности жизнедеятельности»: 5 - 9 класс: учебник для образовательных организаций/ Б. О. Хренников, Н. В. Гололобов, Л. И. Льняная, М. В. Маслов; под ред. С. Н. Егорова – Москва: Просвещение, 2021, - 255 с.

Поделиться: