Поиск по сайту

Обучающая экскурсия (прогулка) «Нолик и безопасный переход»


Авторcтво: Базина Наталья Александровна, воспитатель, Фирер Елена Анатольевна, музыкальный руководитель ГБДОУ детский сад №34 комбинированного вида Выборгского района города Санкт-Петербурга


        Скорость движения и интенсивность транспортных потоков на улицах нашего города быстро возрастают и будут увеличиваться в дальнейшем.
Нашим детям предстоит жить при несравненно большей агрессивности автомобильного движения и нам, взрослым, все сложнее становится обеспечивать их безопасность.
Практика показывает, что заучивание основных правил дорожного движения не гарантирует безопасности на дорогах. Важно, чтобы ребенок мог предвидеть опасность, мыслить и действовать быстро, руководствуясь не только предписаниями ПДД, но и собственными наблюдениями, чувством самосохранения и логикой. Очень важно с дошкольного возраста формировать у детей навыки безопасного поведения на дороге, умения правильно вести себя в различных ситуациях.
        Так как занятие проводится на улице, оно требует тщательной подготовки. Педагогу следует предварительно изучить маршрут, определить безопасные и удобные места для остановок и группового обсуждения с детьми.
        Цели: формирование у детей устойчивых знаний об основных правилах безопасного перехода через проезжую часть и навыков следования этим правилам в условиях реальной дорожно-транспортной ситуации.
        Задачи:
• Сформировать навык безопасного перехода проезжей части в сопровождении взрослого на нерегулируемом пешеходном переходе.
• Закрепить навык безопасного передвижения по тротуару рядом с проезжей частью.
• Развить навык ориентации в дорожно-транспортной ситуации и распознавания дорожных знаков для пешеходов при передвижении по дороге.

                                                                                                              Основная часть

        Кажется, нет ничего проще, чем рассказать детям о транспорте и дорожных знаках, проговорить с ними правила дорожного движения, и всё - ребёнок готов и получил от нас целый багаж знаний. И порой мы думаем, что наши дети уже владеют информацией, но вот настает момент, когда ребёнок становится самостоятельным и ему нужно самому сделать ответственное решение. В большинстве случаев, при встрече с реальной дорогой и опасностью маленький пешеход теряется и все наши усилия по обеспечению ребёнка нужной информацией оказываются не такими уж и важными. Навык оказался не сформирован и не закреплён на практике.
        С помощью данной прогулки мы постарались открыть для детей новый реальный мир транспорта и возможность почувствовать себя настоящими участниками дорожного движения. Вместе вспомнили основные правила передвижения по дороге, правила перехода проезжей части.
        Основные принципы в организации образовательного процесса:
• Соответствие законодательству. Все материалы в полной мере соответствуют текущим нормам ПДД.
• Учет возрастных особенностей.
• Связь с реальной жизнью.
• Принцип деятельности – включение учащихся в игровую и познавательную деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции в вопросах безопасного поведения;
• Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения.
• Принцип самоорганизации, самовоспитания. Ориентироваться на создание условий для того, чтобы дети осознавали правила безопасного поведения.
• Принцип успешности – создание условий для формирования у детей мотивации достижения успеха в деятельности;
• Принцип событийности – наличие ярких запоминающихся образовательных событий, участниками которых являются сами дети;
• Принцип наглядности – ребенок должен сам все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать свой познавательный интерес.
        Основные виды деятельности в образовательном процессе:
• Игровые ситуации, моделирование дорожных ситуаций;
• Практическая отработка теоретических знаний и понятий, моделей безопасного поведения на дороге;
• Познавательно-исследовательская деятельность — форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов познания, способствующая формированию целостной картины мира;
• Двигательная деятельность - форма активности ребенка, позволяющая ему решать двигательные задачи путем реализации двигательной функции;
• Конструктивная деятельность — форма активности ребенка, которая развивает у него пространственное мышление, формирует способность предвидеть будущий результат, дает возможность для развития творчества, обогащает речь;
• Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками в ходе прогулки) - форма активности ребенка, направленная на взаимодействие с другим человеком как субъектом, потенциальным партнером по общению, предполагающая согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
Оборудование: костюм Нолика, музыкальная колонка, световозвращающие жилеты, сигнальные красные флажки (не менее трёх), самокаты 2 штуки, велосипед.
Воспитатель сообщает детям, что занятие будет проходить на улице, просит детей одеться. После того, как все выйдут на улицу, проводится инструктаж по правилам поведения во время прогулки.
Воспитатель: Ребята, мы с вами изучали правила дорожного движения, играя, учились переходить проезжую часть по пешеходному переходу. И сегодня я приглашаю вас совершить прогулку, понаблюдать за движением транспорта и попробовать перейти проезжую часть.
Воспитатель перед прогулкой раздаёт сигнальные красные флажки сопровождающим (не менее трёх), детям одевает яркие световозвращающие жилеты.
Воспитатель: Ребята, мы с вами на улице. Обратите внимание на нашу улицу, какая она красивая, широкая. Дома на ней все многоэтажные. Дорога предназначена для движения транспорта и пешеходов. Для движения транспорта служит проезжая часть, а для движения пешеходов – тротуар. Мы с вами – пешеходы. Двигаясь по тротуару, мы с вами будем держаться как можно дальше от проезжей части.
Воспитатель с детьми наблюдает за проезжающим транспортом (рис.1)


Рисунок 1. Наблюдаем за транспортом

Воспитатель: Обратите внимание, по проезжей части передвигается много транспорта. Для чего нужен транспорт?
Дети: Транспорт существует для того, чтобы перевозить людей и грузы из одного места в другое.
Воспитатель: Правильно, молодцы. С каждым годом на дорогах нашего посёлка становится всё больше и больше машин. Давайте вместе понаблюдаем, какой транспорт передвигается по дорогам нашего посёлка.
Воспитатель: Вот, посмотрите, проехал легковой автомобиль. Легковой автомобиль невелик по размеру и весит значительно меньше грузового автомобиля или автобуса, отсюда и название – легковой. А это – грузовой автомобиль. Грузовой автомобиль предназначен для перевозки грузов. Двигаемся дальше ребята. Впереди интересный знак.
(Воспитатель обращает внимание детей на знак «Место остановки автобуса»)
Воспитатель: Что это за знак такой ребята?
Дети: Это знак «Место остановки автобуса».
Воспитатель: Правильно. Когда нам нужно добраться в школу, на работу, в гости, мы садимся в автобус. Автобус доступен для любого человека, поэтому является общественным транспортом. Общественный транспорт – это значит «транспорт для всех».
Воспитатель: Ребята, вы уже знаете, что ходить нужно только по тротуару и что проезжая часть предназначена для автомобилей, но как же быть, когда нам надо перейти через проезжую часть?. Где попало и как попало улицу ведь переходить нельзя?
Дети: Нельзя.
Воспитатель: А где можно переходить?
Дети: Там, где разрешается.
Воспитатель: Но как узнать то место, где переход разрешён?
Дети: Нужно найти пешеходный переход.
Воспитатель: Верно ребята. Давайте же и мы отправимся на поиски безопасного пешеходного перехода.
(Воспитатель вместе с детьми продолжает движение по тротуару в организованной колонне в сопровождении взрослых (родителей) до пешеходного перехода.
Останавливаются у пешеходного перехода)
Воспитатель:
Ножки топают топ-топ,
Но перед дорогой стоп,
Все идут по тротуару справой стороны по парам.
Ищем, ищем, где же –
Вот, «Пешеходный переход»
Воспитатель обращает внимание детей на установленный знак «Пешеходный переход»

Рисунок 2. «Пешеходный переход»

Воспитатель: Вот и дошли мы с вами до пешеходного перехода. Ребята, наш пешеходный переход регулируемый или нерегулируемый?
Дети: Нерегулируемый, здесь нет светофора.
Воспитатель: Молодцы, вы очень внимательны! На регулируемом пешеходном переходе дорогу следует переходить только на зелёный сигнал пешеходного светофора. Наш пешеходный переход нерегулируемый. Как нам следует себя вести при переходе через проезжую часть, какие правила мы с вами должны вспомнить?
Дети высказываются, вспоминают основные правила.
Воспитатель: Мы с вами уже знаем, что переходить проезжую часть можно только по пешеходному переходу. Он обозначается специальным знаком и разметкой на дороге. Вы знаете, как называется эта разметка?
Дети: «Зебра».
Воспитатель: Правильно! «Зебра»! Знак указывает на место, где водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть, а разметка на дороге («зебра») указывает пешеходам на место, по которому нужно переходить дорогу. Мы с вами изучали правила перехода дороги по пешеходному переходу. Давайте их вспомним:
Дети:
1. Перебегать проезжую часть нельзя! Дорогу нужно переходить спокойно и только по пешеходному переходу.
2. При переходе взрослый должен держать ребёнка за руку.
3. Перед переходом дороги нужно посмотреть сначала налево, потом направо, убедиться, что транспортных средств нет или они остановились, и только тогда переходить проезжую часть.
Воспитатель: Молодцы ребята! Вы всё правильно сказали. И я предлагаю вам попробовать вместе с родителями перейти проезжую часть. Будьте очень внимательны и осторожны!
Дети вместе с родителями переходят дорогу.
Воспитатель: Ребята, мы с вами сейчас переходили дорогу по пешеходному переходу. Вы отлично справились с этим заданием. Молодцы!
На проезжей части появляется герой – Нолик на самокате. Нолик едет по проезжей части грубо нарушая правила дорожного движения.
Воспитатель: Ой-ёй-ёй! Ребята, кто это гоняет на проезжей части на самокате?
Дети: Это же Нолик!
Воспитатель: Верно! Это же наш друг Нолик!
Воспитатель кричит Нолику, подзывая его подъехать к ребятам 

Рисунок 3. Встреча с Ноликом

Воспитатель: Здравствуй Нолик! Ты что тут делаешь? Ты разве не знаешь, что нельзя ездить по проезжей части на самокате? Ты же нарушаешь правила дорожного движения!
Нолик: Я решил покататься на своём любимом самокате! Я не хотел ничего нарушать…
Воспитатель: Ребята, нам срочно нужно рассказать Нолику про правила дорожного движения, чтобы с ним не случилась беда. Вы согласны?
Дети: Да!
Воспитатель: Нолик, ты должен запомнить, что на средствах индивидуальной мобильности кататься по проезжей части нельзя.
Нолик: Ой, а что такое – средства индивидуальной мобильности?
Воспитатель: Средства индивидуальной мобильности, сокращенно СИМ, это роликовые коньки, самокаты, электросамокаты, скейтборды, гироскутеры и многое другое. Такой транспорт, ребята, может быть опасным. Управляя этими изобретениями мы всегда должны помнить о том, что мы являемся не водителями, а пешеходами и обязаны соблюдать правила дорожного движения, созданные для пешеходов.
Нолик: Простите меня. Я больше не буду нарушать правила. Как хорошо, что я вас встретил сегодня. Ой, я кажется даже не спросил вас, а что вы тут делаете?
Дети: Мы вспоминаем правила перехода через дорогу и пробуем сами перейти через проезжую часть.
Нолик: Какие вы молодцы! Вы наверно очень смелые? А я вот пока не знаю, как правильно переходить дорогу. Я очень люблю кататься на самокате и велосипеде и обычно я переходил там, где мне было удобно. Но видимо, я был не прав?
Дети: Не прав! Нужно соблюдать правила, чтобы не случилось беды
Воспитатель: Нолик, оставайся с нами. Наши дети тебе сейчас всё расскажут. Правда, ребята? (рис.4)
Дети: Да!
Воспитатель: А теперь послушайте загадку.
День рожденья у меня – подарили мне коня.
Замечательный какой, голубой-преголубой!
Ездить нужно осторожно, за рога держаться можно
Жаль вот только, гривы нет. Что за конь?
Дети: Велосипед.
Воспитатель: Молодцы, вы были внимательны. Это велосипед.
Нолик: А я не умею кататься на велосипеде, поэтому у меня самокат!
Воспитатель: Это не важно! Главное, Нолик, что и с самокатом, и с велосипедом нужно уметь правильно перейти проезжую часть! Наши ребята эти правила уже знают! Давайте их расскажем Нолику!
Дети: Нельзя пересекать на велосипеде или самокате проезжую часть. Нужно сойти с велосипеда или самоката и, держа его за руль, перейти дорогу по пешеходному переходу.
Воспитатель: Всё верно ребята! Молодцы! Давайте теперь попробуем перейти через проезжую часть с самокатом и велосипедом.
Дети и Нолик, держа велосипеды и самокаты за рули, вместе с родителями переходят дорогу. Переходя дорогу, проговаривают правила.


Рисунок 5. Переходим с велосипедом

Рисунок 6. Переходим с самокатом

Воспитатель: Молодцы ребята! Я горжусь вами. Вы отлично справились с заданием. Если знать основные правила дорожного движения, быть осторожными и внимательными, то транспорт станет нашим другом.
Воспитатель: Ну вот Нолик! Дети рассказали тебе основные правила перехода через проезжую часть по пешеходному переходу. Ты всё запомнил?
Нолик: Да! Теперь я буду соблюдать правила, буду внимателен и осторожен.
Воспитатель: Давай тогда вместе ещё раз вспомним эти правила:
Нолик:
1. Перебегать проезжую часть нельзя! Дорогу нужно переходить спокойно и только по пешеходному переходу.
2. При переходе взрослый должен держать ребёнка за руку.
3. Перед переходом дороги нужно посмотреть сначала налево, потом направо, убедиться, что транспортных средств нет или они остановились, и только тогда переходить проезжую часть.
Воспитатель: Всё верно Нолик! Ты всё правильно запомнил.
Нолик: Спасибо вам ребята! Вы настоящие друзья, сегодня вы мне очень помогли! Это значит, что вы мои помогаторы! И поэтому я хочу пригласить вас на свой любимый танец «Помогатор»! (Рис.7)
Дети танцуют танец.


Рисунок 7. Весёлый танец

Воспитатель: Спасибо тебе Нолик за весёлый танец. Но нам пора возвращаться в детский сад. Приглашаем тебя к нам в гости. Приходи и ты узнаешь ещё очень много интересного про правила дорожного движения.
Нолик: Спасибо за приглашение. Я обязательно приду к вам в гости. До свидания ребята! Удачи вам! 
Дети: Спасибо! До свидания Нолик.

Придя в группу, воспитатель просит детей рассказать, что им понравилось больше всего на прогулке и предлагает детям нарисовать рисунок или сделать аппликацию на тему «Безопасный переход» (рис.9). Оформляет выставку творческих работ.


Рисунок 9. Аппликация «Безопасный переход»


         Заключение

        В результате проведенной прогулки, при помощи созданных игровых ситуаций и ролевого моделирования, были закреплены не только теоретические знания правил дорожного движения, но и отработаны практические действия детей в различных дорожных ситуациях. Что безусловно является надежной профилактикой предупреждения рискованного поведения детей на дорогах.
Результатом такого обучения детей и их семей должно стать повышение уровня общей культуры безопасного участия в дорожном движении, и как следствие этого – уменьшение числа ДТП.

                                                                                          Список используемой литературы

1. Нефёдова К.П. «Транспорт. Какой он?: книга для воспитателей, гувернёров и родителей.- 2-е изд., испр.- М.: Издательство ГНОМ, 2012
2. Хабибулина Е.Я. Дорожная азбука в детском саду. Конспекты занятий. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013
3. Вдовиченко Л.А. Ребёнок на улице: Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста по обучению правилам безопасного поведения на дороге и Правилам дорожного движения – СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011
4. Беляевскова Г.Д. Правила дорожного движения для детей3-7 лет: занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии – Волгоград: Учитель, 2013

Поделиться: