Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
«Секреты редактирования журналистских текстов». (Методическая разработка занятия в системе дополнительного образования).
Развитие школьных СМИ, а также возможность обучения основам журналистского мастерства дает возможность юному поколению проявлять активную жизненную позицию, высказывать и аргументировать свою позицию, развивать лидерские и творческие способности, учиться работать в команде и достигать результатов. Таким обучением уже около двадцати лет занимается ДДТ «Юность» Выборгского района Санкт-Петербурга. Школьники 5-11 классов осваивают секреты мастерства в объединении «Основы журналистики и литературного творчества» медиа-студии журналистики «Репортер». Будущему журналисту важно уметь грамотно излагать свои мысли, знать разновидности стилистических ошибок, уметь распознавать и не допускать их, следить за чистотой устной и письменной речи, а также пользоваться богатыми возможностями русского языка. Методическая разработка занятия по теме «Секреты редактирования журналистских текстов». Коллектив: «Основы журналистики и литературного творчества». Отдел (образовательная область): социально-культурной деятельности Возраст детей: 10-18 лет Цель занятия • Приобретение навыков редактирования текстов различных журналистских жанров для учебных и школьных изданий Задачи занятия • Обучающие: формирование знаний о композиции текста, о роли и способах создания яркого заголовка, развитие навыков литературного редактирования текстов, распознавание стилистических ошибок и использование средств эмоциональной выразительности при построении текста; • Развивающие: развитие творческих способностей в процессе совершенствования журналистских материалов; развитие лидерских способностей и навыков командного взаимодействия; • Воспитательные: формирование активной гражданской позиции обучающихся, умения прислушиваться к мнениям других, спокойно и конструктивно воспринимать критику. Методы и приемы работы • Наглядные методы: - наблюдение; • Практические методы: - упражнения; - опрос. • Игровые методы: - соревнование команд; • Словесные методы: - пояснения педагога; - беседа; -дискуссия.
- Игровые технологии. Предполагаемые результаты - Создание условий для овладения навыками редактирования текстов; - Подготовка обучающимися журналистских текстов для учебного издания. Методические пособия и дидактические материалы - раздаточный материал (карточки с заголовками - для командной игры); - методический материал о вариантах стилистических ошибок Литература, используемая при подготовке занятия: 1. Голуб И. Б. Секреты русского языка. Учебное пособие. ООО «Издательство КноРус». 2010. 2. Олешко В. Ф. Психология журналистики. Учебное пособие. -СПб.: Изд.-во Михайлова В. А.., 2008. 3. Бельчиков Ю.А. Практическая стилистика современного русского языка (нормы употребления слов, фразеологических выражений и грамматических конструкций). М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010 4. Козлова М.М. Редакторская подготовка литературно-художественных изданий. 5. Самарцев Р.О. «Творческая деятельность журналиста» изд. Фонд «Мир» М. 2014 6. Дмитрий Соколов-Митрич «Реальный репортёр» изд. «Питер» 2014 7. Аткинсон Макс. Выступать легко: все. Что вам нужно знать о речах и презентациях. Альпина Паюлишера, 2010. 8. Конюкова М. «Журналистика для всех» изд.Азбука 2012 9. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. 2-е изд. М., 2004. 10. Бирик А.К., Мокиенко В.Н., Степанова Л.И. Словарь фразеологических синонимов русского языка. М.: АСТ- ПРЕСС, 2009. 11. Виноградов В.В. Русский язык (грамматическое учение о слове). 4-е изд. М., 2001. Ход занятия 1. Организационная часть: - сбор детей; - создание психологического настроя на работу, подготовка детей к занятию. 2. Сообщение темы и плана занятия - Тема занятия: «Секреты редактирования журналистских текстов». - В чем особенности публицистического стиля? - Чем язык газетного материала отличается от языка документа? - Почему яркий и правильно подобранный заголовок обеспечивает 50% успеха журналистского текста? - Почему стилистические ошибки называют «стилистическими» и какими они бывают? 3. Теоретическая часть занятия - Значение вида и заголовка журналистского материала. Виды: информационный, анекдот, цитата, антитеза, метафора, вопрос и другие. - Объяснение необходимости грамотного построения текста. - Краткий обзор стилистических ошибок, которые чаще всего встречаются в журналистских текстах. Виды стилистических ошибок: 1) Плеоназм или речевая избыточность («Он топтал книгу ногами», «Это состоится в марте месяце», «Читая роман, он так и не понял, в чем же его главная суть?», «Катерина вернулась обратно», «Ответная конратака», «Памятный сувенир» и т. д.) Иногда плеоназм перестает быть ошибкой и становится средством эмоциональной выразителности: «путь-дорожка», «всякая всячина», «грусть-тоска») 2) Речевая недостаточность («Делаем только срочные переломы», «Дети до пятилетнего возраста в цирк проходят на руках», «Карточки в пальто не выдаются», «В кабинете висят великие писатели») 3) Тавтология – повторение однокоренных слов («Правонарушители правопорядка», «Масло масляное», «Наряду с этими товарами имеется и ряд иных) 4) Ложный пафос («Дояркой овладело жгучее желание увеличить надои») 5) Недостаточность образных средств («Листья на деревьях – желтые»). 6) Канцеляризмы («является», «будучи», «функционировать», «рабочие приняли решение произвести ремонт трактора») 7) Нанизывание одинаковых падежных форм (Обучение работе по редактированию текстов статей журналистов студи»). Нужно разбавлять фразу глаголами и прилагательными, иначе фраза будет больше соответствовать официально-деловому стилю речи) 8) Неразличение паронимов («Она увидела жилищный дом», «Наш директор – демократический человек»); 9) Штампы (выражение, потерявшее образность из-за частого употребления) Примеры: «Тревожная тенденция», «В городе сложилась нестандартная ситуация с хлебом») Иногда журналисты пытаются затуманить этими фразами смысл сказанного. Штампы-метафоры: «На волне успеха», «Буря эмоций», «Шквал аплодисментов». Иногда штампы служат хорошим инструментом журналиста, если он умеет ими пользоваться – в меру и к месту. Важно и умение журналиста перефразировать известные цитаты и афоризмы, придавая им «свежий вид». 4. Практическая часть занятия Упражнение на распознавание и устранение различных стилистических ошибок. -Обучающиеся предлагают свои варианты на каждый вид стилистической ошибки. После этого предлагают способы преобразование предложения. - Педагог даёт оценку работе обучающихся. - Обучающиеся выполняют командное упражнение: из предложенных штампов, известных выражений и цитат «смастерить» хороший заголовок, добавив несколько или одно слово, и представить себе возможную тему журналистских материалов. Варианты: «На гребне успеха», «Попасть в переплет», «Новая грань», «Буря эмоций» Придумать по два заголовка (перефразируя предложенный вариант) и по две темы на каждый штамп: серьезную и шуточную. 2. Подведение итогов занятия, формирование выводов - подведение итогов практической работы; - закрепление учебного материала; - высказывания детей о своем отношении к проведенному занятию; 3. Контроль - итоговый 4. Объяснение домашнего задания - Для самостоятельной работы обучающимся предложено написать миниатюры «Зачем писать грамотно и образно», применяя полученные знания. Обучающиеся в ходе выполнения заданий должны уметь применить полученные знания по созданию и редактированию текстов. определение и разъяснение критериев успешного выполнения домашнего задания. 5. Рефлексия . Дети дают педагогу обратную связь, оценивая качество занятия и собственную эффективность. Последние годы в России много говорится о развитии гражданского общества. А ведь достойного гражданина своей страны нужно растить с детства. И с детства предоставлять ему возможность высказывать и аргументировать свою позицию. Причём, не только предоставлять, но и учить делать это наилучшим образом. Этому как раз и способствуют школьные и межшкольные районные СМИ, а также возможность обучения основам журналистского мастерства. Таким обучением уже более 10 лет занимается ДДТ «Юность». Здесь функционирует студия журналистики «Репортер» для школьников 8-11 классов, а несколько лет назад открылось объединение «Основы журналистики и литературного творчества» для школьников 5-7 классов. Сегодня мы часто наблюдаем небрежное отношение к родному языку, недостаточное внимание к его чистоте и неумелое использование богатства его художественно-выразительных средств. Будущему журналисту особенно важно уметь грамотно излагать свои мысли, знать разновидности стилистических ошибок, уметь распознавать и не допускать их, следить за чистотой устной и письменной речи. Приложение: Презентация ошибки Поделиться: |