Поиск по сайту

Интерактивная игра как эффективное средство экологического воспитания детей дошкольного возраста


Авторcтво: Лебедь Елена Николаевна, Маслова Юлия Александровна, Пащенко Мария Александровна, Дель Наталья Васильевна, ГБДОУ детский сад № 26 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга


Есть такое твердое правило...
Встал поутру, умылся, привел себя в порядок —
и сразу же приведи в порядок свою планету.
             Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц»

      На сегодняшний день экологическая ситуация в мире очень непростая и в большей степени это связано с низким уровнем экологического образования людей. Поэтому так важно заложить основы экологических знаний, экологической ответственности детей с раннего детства, которые в дальнейшем, будут являться базой для формирования экологической культуры личности на следующих ступенях образования.
      В нашем дошкольном учреждении экология занимает приоритетное направление в образовательной деятельности. Задачи, которые мы ставим в своей работе – это формирование у детей экологических знаний и умений, желание участвовать в природосберегающей деятельности, гуманное отношение к окружающим людям и природному окружению. Для реализации выше поставленных задач наряду с традиционными методами и формами работы мы интенсивно внедряем новые организационные формы и инновационные технологии, которые позволяют усовершенствовать процесс ознакомления детей с экологическими основами.
      Одним из инновационных направлений являются информационные компьютерные технологии (ИКТ). Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет в наиболее доступной, привлекательной и игровой форме организовывать образовательную деятельность, повысить мотивацию детей к обучению [3]. С.Л. Новоселова в своих трудах говорила, что ИКТ содержат огромный потенциал для развития личности дошкольника: обогащает его интеллект, формирует эстетическую культуру, коммуникативные навыки, социализирует [2].
      Для усовершенствования системы работы по экологическому образованию наших воспитанников мы решили внедрить в непрерывную образовательную деятельность с детьми интерактивные развивающие игры, которые являются одним из инновационных, эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания. Интеграция электронных игр в образовательный процесс направлены на привлечения детей к новому материалу и мотивирования их к получению новых знаний.
      Но здесь мы столкнулись с проблемой. В настоящее время существует большое количество разнообразных игр для интерактивной доски, однако игр экологического содержания для детей дошкольного возраста очень мало, большая их часть предлагается в готовом виде, т.е. без возможности внесения изменений в содержание материала, либо их содержание не соответствуют экологической программе дошкольного учреждения.
      Мы успешно решили эту проблему путем создания авторских интерактивных игр экологического содержания, предназначенных для работы на интерактивных досках SMART Board. Игры созданы в программе SMART Notebook, которая дает большой спектр возможностей для создания игр современного качества. Позволяет не только самим создавать свои игры, но и содержит набор интерактивных заданий, которые педагог может использовать в своей работе с детьми. При создании игры существует определенный алгоритм действий, который позволяет создавать задания в соответствии с поставленной педагогической задачей. Широкий выбор различных заданий:
- «Убери и найдешь» (позволяет наглядно сопоставить «задание» с «решением» и самому проверить, а если нужно исправить ответ);
- «Группировка объектов» (позволяет осуществить сравнительный анализ разных объектов и умение их классифицировать);
- «Соотнесение объектов» (направлен на логическое мышление);
- «Убери лишнее» (формирует умение анализировать и классифицировать объекты);
- «Расставь по порядку» (развивает умение выстраивать правильный порядок чередования) и т.д.
Разнообразные возможности программы: графика, цвет, звук, видеоматериалы, богатая коллекция объектов, позволяют педагогу сделать процесс обучения ярким, наглядным, что повышает эффективность педагогического процесса.
     Созданные нами игры мы объединили в один комплекс под названием «Путешествие в экологию», который направлен на знакомство и закрепление знаний детей с многообразием природного мира, с особенностями объектов живой и неживой природы, взаимосвязями в экосистеме Земли.
     Комплекс игр предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Состоит из 4 блоков разной области экологии. В каждом блоке 4-5 игр разной тематики. Каждая игра имеет несколько слайдов, где каждый слайд представлен в виде отдельной игры.
     Такие игры предоставляют ребенку в интересной и увлекательной форме познакомиться или закрепить экологические основы. Перейти от способа показа иллюстраций к деятельностному, где ребенок становится активным участником, что помогает привлечь малоактивных детей. Наличие нескольких вариантов правильных и неправильных ответов позволяет ребёнку экспериментировать в процессе игры, анализировать свои действия. Пропадает страх ошибиться, потому что программа позволяет ему подумать и самостоятельно исправить ответ, не прибегая к помощи взрослого.
     При создании игр мы поставили перед собой задачи:
- изучить методическую литературу по внедрению ИКТ в образовательную деятельность
- повысить информационную культуру педагогов нашего дошкольного учреждения
- разработать и внедрить интерактивные игры в процесс образования детей по экологическому воспитанию дошкольников
- анализ результатов проделанной работы
     При разработке игр экологического содержания мы опирались на такие принципы и правила работы:
- применение игр в рамках подхода смешанного обучения, наряду с другими формами и методами;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей и склонностей детей;
- соответствие программе экологического образования ДОУ
- подбор игр и заданий, имеющих различную степень сложности
- научный подход в терминологии и подборе иллюстративного материала
- все задачи игры должны быть принципиально выполнимы и иметь логическое завершение
- системность и последовательность - усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе.
- адаптивность - возможность менять игру.
- самоконтроль – возможность исправить ошибку, не прибегая к помощи педагога.
      Опыт применения интерактивных игр «Путешествие в экологию», позволяет нам сделать вывод, что использование игр в непрерывной образовательной деятельности качественно обогащает образовательный процесс. Экологические игры повышают познавательную активность воспитанников, формируют умение работать с информацией, классифицировать, сравнивать и сопоставлять объекты, анализировать и самостоятельно принимать решения. Таким образом, у детей повышается мотивация в получении экологических знаний и применении этих знаний в практической деятельности.
      Практическая значимость интерактивных игр экологического содержания заключается в эффективном использовании данного материала в нашем учреждении, и может найти применение в практической работе любого дошкольного учреждения, которые оснащены интерактивной доской, тем самым совершенствовать качество образовательного процесса.
Но здесь важно отметить, что увлекательное путешествие детей в экологию направляет не интерактивная доска, а педагоги! Именно мы, используя свою профессиональную компетентность, творческий подход, делаем занятия увлекательными, способными заинтересовать ребенка, мотивировать на получение новых знаний. А интерактивная доска - лишь достойный инструмент в руках педагога.

 Литература

1. Верховкина М. Е. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования СПб.: КАРО, 2014.
2. Новосёлова С.Л., Петку Г.П. Компьютерный мир дошкольника. — М.: Новая школа, 1997. - 128 с.
3. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования М.: ИИО РАО, 2010.
4. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.

Поделиться: