Поиск по сайту

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ КАК НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ И СОХРАНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ


Авторcтво: Калашникова Светлана Николаевна, ДДЮТ Выборгского района Санкт-Петербурга


Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала,
Не наукой, а частью души!
                                Катриченко В.И.

       Именно такую дисциплину как “экологическая культура” сегодня возложена миссия спасения человечества, выработки механизмов противодействия вымиранию и гибели. Поэтому необходимо внимательнейшим образом подойти к проблеме экологического кризиса, и противодействовать ему посредством образования и путём пересмотра, как достижений цивилизации, так и всего законодательства.
Экологическая ответственность на прямую связана с экологическим воспитанием и с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим. Соблюдение моральных требований, связанных с отношением к природе, предполагает развитую убежденность, а не страх за возможное наказание и осуждение со стороны окружающих.
       Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у школьников.
«Экологическое воспитание школьников старших классов как направление развития и сохранения окружающей среды»
Целью данной темы считаем формирование личности, обладающей высоким уровнем экологической культуры и экологических компетенций.
        Задачами исследования являются:
 - формирование представлений об экологических понятиях, направленных бережное отношение и сохранение окружающей среды;
 - развитие интереса к проблемам экологической направленности через дебаты и конкурсы, экологические акции и волонтерство.
 - создание условий для формирования бережного отношения к окружающей среде через экспедиции и туристические слеты.
        В рамках данного исследования можно отметить, что все больше школьников старших классов озабочены проблемами окружающей среды: утилизация отходов, переработка мусора, энергосбережение, сохранение разных видов животных и растений – то, что на сегодняшний день интересует старшеклассников.
        Стоит отметить, что есть школьники, которые готовы посвятить свою жизнь профессиям, связанным с природоохранительной деятельностью.
Первое направление, которое используется в экологическом воспитании - экологические дебаты формата Карла Поппера. Старшеклассникам предлагается любая актуальная экологическая тематика, после чего команда делится на две команды спикеров одни говорят об утверждающей позиции, другие – отрицающая команда его опровергает. Чьи аргументы, будут убедительнее, та команда и побеждает. После обсуждения всегда предлагается придумать пути выхода из ситуации, а также провести наглядный эксперимент по данной проблеме.
Вторым направлением являются конкурсы экологических работ. Конкурсы разной направленности: просветительской (где ребята рисуют работы по актуальной проблеме экологии), инновационной (где они представляют свои пути решения разных проблем), изобретательской (проявление узконаправленных методов сохранения окружающей среды).
Третьим направлением разработано в экологических экспедициях и туристических слетах, которые позволяют единомышленникам делиться своим опытом, идеями по решению экологической ситуации, знаниями в сфере экологии, охраны окружающей среды при этом используя исследовательское направление. В момент экспедиции им предлагается найти определенные редкие виды растений в виде квест-задания. Перед этим проводится предварительная работа с инструктором. Дети с удовольствием занимаются данной деятельностью, приглашают своих сверстников, считают свое дело очень важным и необходимым. Занимаются каждодневным просвещением молодежи. Проект “Книжка больница”. Цель проекта – ремонт книг школьной библиотеки. Ребята поставили перед собой задачу отремонтировать книги так, чтобы они служили ещё много лет. А перед защитой проекта поучаствовали в акции “Спаси дерево”. Проект “Зелёный оазис” целью проекта – озеленение учебного кабинета. Ребята приготовили черенки, отростки растений, принесённых из дома, чтобы реализовать свой проект.
       Отношение человека к природе, его мировоззрения зависит от экологического образования, которое направлено на бережное отношение к окружающему миру. При разработке и реализации проектов у детей формируется любознательность, близость к природе, а также происходит реализация своих знаний и умений в деятельности, связанной с охраной окружающей среды. Обучающиеся должны видеть и понимать, что их материал, их труд востребованный. Это стимулирует дальнейшую работу, формируется чувство ответственности за свою Родину, за состояние окружающей природной среды.
Особенностью работы заключается в том, что она состоит с учётом новых интересов, и наклонностей учащихся, даёт неограниченную возможность для развития творческой активности ребят, побуждает их к творческому поиску, к практическому применению приобретённых знаний (например, при проведении опытов в уголке живой природы проводятся фенологические наблюдения, и т.д.)
Как пробудить у подрастающего поколения интерес к живому, к заботе о его сохранении и преображении? Как привить с раннего детства бережное отношение к природе, к её огромному и очень ранимому растительному и животному миру. Мероприятия пробуждают у подрастающего поколения интерес к живому, к заботе о его сохранении, прививает с раннего детства бережное отношение к природе, и её огромному и очень ранимому растительному и животному миру. Один из способов превращение учащегося в субъект учебной деятельности – его участие в проектно-исследовательской деятельности. В рамках биологии и экологии при выполнении следующих проектов: “Сохраним птиц”, “Живые ориентиры”, “Почему листья у растений не квадратные?”, “Влияние курения на мыслительную деятельность”, “Моя малая родина”. Большой интерес у детей вызывает работа по привлечению и охране птиц. В этом направлении ведётся большая работа в течение года. Это изготовление, ремонт и развешивание кормушек, домиков для птиц, зимой сбор корма и подкорм для пернатых. В этой акции задействованы все объединения эколого-биологического отдел, в начале проводится благотворительная акция сбора корма и изготовление кормушек. А затем в течение нескольких месяцев ребята пополняют кормушки кормом. Сочиняют стихотворения для листовок, чтобы привлечь внимание населения к проблеме питания птиц во время зимы.
        Для осуществления стоящих перед нами задач по превращению каждого ее уголка в цветущий край необходимо своевременно формировать экологическую культуру, эстетические отношения к природе, развивать любовь к ней и нести ответственность за ее состояние.
        Природа не может защищать себя от варварского, корыстного, равнодушно – пассивного отношения к ней, от враждебных ее действий человека и вмешательства в ход естественных процессов, вызывающих гибель многих растений и животных. В нравственном обществе сформулирован закон об охране природы, который должен выполняться каждым гражданином страны. К его выполнению подрастающее поколение подготавливается всем содержанием и формами нашей жизни, особенно условиями единого учебно-воспитательного процесса. Полноценный эффект будет достигнут, когда экологическое сознание и поведение станут составной частью общей культуры молодого человека.

                                                                                Литература

1. Букин. А.П. В дружбе с людьми и природой. – М.: Просвещение, 2000.
2. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М.: Высшая школа, 2002 С.13-18.
3. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М.: Высшая школа, 2014 –С.304-309
4. Дерябо С.Д., Ясвин В.П. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2016 - С. 48–53.
5. Экологическое образование и воспитание. Метод. Рекомендации. – Улан – Удэ, 2000. - С 29 с.
6. Н. И. Кнященко, Н. Л. Лейзеров, М. С. Каган и др Экологическая культура и эстетическое воспитание. Кн. для учителя /. – М.: Просвещение, 1999 С – 303.

Поделиться: