Поиск по сайту

ОПЫТ СТАНОВЛЕНИЯ ЭКОЛОГО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ УЧАЩИХСЯ


Авторcтво: Алимова Эльвия Назимовна, Голдырева Мелита Николаевна, МОУ «Вольновская школа» Джанкойского района Республики Крым, Россия


      Будущее человечества напрямую связано с состоянием окружающей среды и полностью зависит от отношения к этой проблеме жителей планеты. С каждым днем все более актуальной проблемой мирового сообщества становится возрастающий риск для жизни и здоровья человека из-за снижения качества окружающей природной среды, постоянной угрозы крупных техногенных катастроф, деградация природных экосистем, проблема утилизации отходов производства и потребления [1, с. 97].
      Глобальные экологические проблемы являются одним из современных вызовов человечеству. Решение этих судьбоносных для человечества проблем базируется на идеях устойчивого развития общества, формирования ноогуманистических ценностей и экологической культуры, как каждого гражданина, так и общества в целом. Данные идеи можно рассматривать как часть эколого-патриотического воспитания, отражение которых закреплено в нормативно-правовых документах, определяющих государственную образовательную политику:
– в ФГОС общего образования на всех ступенях обучения в качестве личностных образовательных результатов выделено воспитание экологической культуры;
– в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определены базовые национальные ценности, среди которых природа и патриотизм как любовь к России, к своему народу, своей малой родине;
– в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» одной из ключевых задач является воспитание гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию, способного обеспечивать устойчивое развитие Российской Федерации;
– в Основных направлениях государственной политики в области экологического развития России до 2030 года разработаны механизмы, содействующие решению задач формирования экологической культуры, развития экологического образования и воспитания посредством включения этих вопросов в государственные, федеральные и региональные программы.
      Для достижения заданного уровня государственных требований в региональном образовательном пространстве в целом необходим поиск эффективных организационных и педагогических условий, содействующих эколого-патриотическому воспитанию в системе общего, дополнительного образования и неформального образования [2 , с.133, 3 с.68]
      Следуя логике социокультурного подхода, мы обосновали следующие теоретические положения. Во-первых, как в мировом, так и в российском образовательном пространстве проявляется взаимосвязь экологического и патриотического воспитания, в задачах каждого из которых определено:
– воспитание любви к родной природе как части Отечества;
– формирование активной жизненной позиции и готовности к совершению осознанных социально значимых поступков;
– ответственность за свои поступки и решения не только перед ныне живущими поколениями, но и будущими, что предусмотрено в концепции устойчивого развития общества [4, с. 67]
      Среди множества интегративных мероприятий эколого-патриотического воспитания отметим следующие проекты и формы воспитательной работы, проводимые в МОУ «Вольновская школа»:
1. Акции и субботники по благоустройству придворовых и пришкольных участков: посадка деревьев, создание клумб, арт-объектов из вторичного сырья.
2. Поддержание в здоровом состоянии школьного дендропарка, основанного в 1965 году. Ведется планомерная замена отмирающих по возрасту экземпляров деревьев и кустарников, выращенными на опытном пришкольном участке саженцами.
3. Ежегодная акция «Помни своих героев!», посвященная годовщине основания 5 Гвардейского Констанцкого авиационного полка. В нашем поселке Вольное есть немало свидетельств героического прошлого. На его территории с 1944 по 1991 год был расположен гарнизон и базировался легендарный 5-ый гвардейский ракетоносный Констанцкий орден Отечественной войны 1 степени морской авиационный полк военно-воздушных сил Черноморского Флота. В память о беспримерном мужестве и отваге летчиков полка в нашем поселке создан музей, площадь Победы и аллея Героев. Аллея состоит из бюстов 12 летчиков-торпедоносцев, которым за мужество, отвагу и героизм в борьбе с фашистами было присвоено звание Героя Советского Союза. Аллею венчает памятник летчикам, могилой которым стало море. На стеле высечено 249 фамилий героев, подвиг которых стал примером верного служения Родине для всех поколений крымчан и жителей нашего поселка.
4. Школьники систематически поддерживают порядок мемориального комплекса и сквера, примыкающего к нему.
5. Всероссийская акция «Улицы Героев». Именами летчиков 5-го гвардейского полка названы улицы нашего поселка. Школьные волонтеры не только рассказывают жителям поселка о жизни и подвигах летчиков-героев Великой Отечественной войны, но и помогают поддерживать порядок на этих улицах.
6. Субботники, посвященные Дню освобождения Джанкойского района от фашистских захватчиков и Дню Победы;
7. Всероссийская акция «Сад Памяти» в память об участниках Великой Отечественной войны—в результате было посажено 40 деревьев;
8. Международная Эколого-патриотическая акция «Зеленая весна», посвященная Году памяти и славы в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне;
9. Ежегодный субботник, посвященный Дню Государственного флага и Государственного герба Республики Крым;
10. Акция по высадке деревьев, посвященная 5-летию воссоединения Крыма с Россией. Было посажено – 25 деревьев.
11. Организация раздельного сбора отходов в школе / дворе / микрорайоне;
• акция «Эко-разрядка»;
• акция «Сдай макулатуру – спаси дерево!».
• Всероссийская акция по бережному отношению к окружающей среде «Экозабота».
12. Экологические марафоны, форумы, конференции;
• Форум лидеров экологического движения. В ходе проведения Форума участники экологического движения презентовали практическую работу по организации природоохранных акций, участвовали в работе творческих площадок Школы экологического актива. Все участники Форума приняли участие в утренней экологической зарядке на берегу Черного моря, посвященной Всероссийскому дню бега «Кросс нации 2018».
• Акция «Всероссийский экологический урок «Сделаем вместе!». Актуальной задачей является проведение просветительских акций, экологических мероприятий, направленных на повышение осведомленности граждан в вопросах обращения с отходами и степени их ответственности за сохранение экологии Земли. В результате марафона были проведены субботники по благоустройству улиц поселка, аллеи героев, а также экологический урок по энергосбережению.
• Международный детский экологический форум «Зеленая планета». Основной задачей форума является формирование у юных жителей страны экологическую культуру и активную жизненную позицию по отношению к глобальным проблемам, стоящим перед человечеством; способствовать развитию интереса детей и подростков к исторической памяти путём их вовлечения в творческую деятельность через экологию. На протяжении пяти лет учащиеся школы становились победителями республиканского этапа и лауреатами международного форума.
• Республиканская природоохранная акция «К чистым истоком». Задача: привлечение учащихся к практической природоохранной деятельности, направленной на охрану и улучшение состояния источников, рек и других водоемов Крыма, рациональное использование водных ресурсов. Учащиеся школы с помощью природоохранных проектов и просветительско-информационной деятельности среди населения показывали на своем примере проблемы состояния водных ресурсов Крыма.
• Республиканская экологическая акция «Сохраним можжевельники Крыма». Задачей акции является привлечение внимания учащихся к проблеме сохранения популяций можжевельников на территории Республики Крым; формирование у школьников экологического мировоззрения, любви к природе родного края; воспитание культуры общения с природой. Учащиеся школы с помощью агитационных листовок «Сохраним можжевельники Крыма» и экорисунков «Колючая красота Крыма» показывают проблему популяции можжевельника на территории Крыма.
• Республиканская научно-практическая конференция «Проблемы охраны окружающей среды». Учащиеся нашей школы проводят ежегодно мониторинг почвы, водных ресурсов и воздуха на территории поселка.
Традиционным, в календаре воспитательных мероприятий нашей школы является праздник, посвященный Международному дню Земли. Это мероприятие проходит 22 апреля и носит название «Крым – моя прекрасная земля».
       Каждый год большой праздник включает в себя различные мероприятия и акции:
• квесты и викторины, крымоведческого характера;
• конкурс чтецов стихотворений на экологическую тему или стихотворений о Родине;
• выставки экологических плакатов, рисунков или коллажей;
• фестиваль фейс арта, на котором ребята расписывают лица красками, создавая анималистические образы;
• выставка тематической литературы в школьной библиотеке;
• тематические экологичские классные часы с использованием краеведческого материала;
• выступление школьной агитбригады.
       Данные экологические акции – это комплекс воспитательных мероприятий в МОУ «Вольновская школа», целью которых является воспитание экологической культуры и патриотизма у детей и учащейся молодёжи как фактора сохранения уникальной природы и культуры Крыма, обеспечения экологической безопасности личности и общества в целом. Основными задачами акций являются:
– привлечение внимания детей, учащихся и педагогов, всех жителей нашего поселка к экологическим проблемам как комплексным социально значимым проблемам, успешное решение которых будет определять будущее развитие Республики Крым;
– воспитание у обучающихся и населения в целом чувства гордости и ответственности за природу родного края как части Отечества;
– активизация общественного экологического движения и эковолонтерства;
– пропаганда реальных природоохранных действий в повседневной жизни каждого жителя.
В МОУ «Вольновская школа» проводятся такие мероприятия:
 создание информационно-просветительских стендов;
o выставка подделок и рисунков «Я люблю Крым»;
o разработка проектов озеленения школы, микрорайона;
o создание виртуальных путешествий по родному краю, фото-архивов;
o разработка и проведение экскурсий, квестов и экопраздников для сверстников и взрослых.
     Все эти мероприятия являются инструментом развития чувства ответственности за окружающую детей среду и на осознание способности менять её к лучшему. Они сочетают разнообразные виды практической, исследовательской и творческой деятельности участников.
     Мы считаем, что патриотизм – это деятельная любовь к Родине. Возможность непосредственного общения с природой, а особенно – с прекрасным и очень ранимым миром заповедных территорий, пробуждает в душах детей интерес к миру живого, интерес приводит к знанию, на основе которого рождается понимание, сочувствие, ощущение ответственности и, в конечном счете, любовь к малой родине и ко всему живому на земле.

                                   Литература

1. Игумнова Е. А., Горлачёв В. П., Корсун О. В. Опыт организации регионального эколого-патриотического проекта «Охранять природу – значит любить Родину!» // Учёные записки ЗабГУ. Сер. Педагогические науки. 2017. Т. 12, № 5. С. 97–106.
2. Семенов А.А., Аветисян В.Р. Воспитание патриотических чувств и гражданской позиции средствами биологии и экологии.//Балтийский гуманитарный журнал. – 2019. – Т. 8. №3(28), с.133-136.
3. Кукушкина А.Г. Эколого-патриотическое воспитание студентов вуза //Вестник Новгородского государственного университета. – 2017. - №4 (102) – 68-71с.
4. Дьякова Г.Л. Экология и патриотизм. // Сборник выступлений и докладов участников межрегиональной научно-практической конференции «Патриотизм XXI века: традиции и современность». – Пермь. - 2014.

Поделиться: