Авторcтво: Лебедь Е.Н., Маслова Ю.А., Пащенко М.А., Дель Н.В. ГБДОУ детский сад № 26 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга |
Родная земля – самое великолепное, что нам надо для жизни.
Её мы должны возделывать, беречь и охранять
всеми силами своего существа.
К.Г. Паустовский
Возникновение экологических проблем в России, как и в других странах, связано в большей степени с недостаточным уровнем экологического образования людей. Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании – экологическое [2], которое в настоящее время становится неотъемлемой частью общей системы образования в дошкольных учреждениях.
Согласно Федеральному «Закону об образовании в Российской Федерации» в России система дошкольного образования, является первой ступенью общего непрерывного образования. И не случайно – это пора, когда у детей закладываются основные знания, умения, навыки и формируются основы социального поведения. И задачей каждого дошкольного учреждения, является заложить экологические основы, формировать экологическую ответственность детей, которые в дальнейшем, послужат базой для формирования экологических знаний на следующих ступенях образования.
Необходимость экологического образования в ДОУ неоспорима и доказана, но возникает проблема – как создать эффективную систему работы в детском саду по формированию у детей экологических знаний! Ведь экология – это достаточно новое направление в дошкольных учреждениях, поэтому вызывает некоторые вопросы среди педагогов по внедрению его в непрерывную образовательную деятельность. В помощь педагогам уже появилось много методической литературы, различных программ направленных на экологическое образование в соответствии с ФГОС дошкольного образования (ФГОС ДО).
Анализируя методическую литературу авторов в этой области (С.Н. Николаева, Н.А. Соломонова, Е.Ф. Терентьева, Н.Е. Орлихина, И.Д. Зверев, Н.А. Рыжова), можно увидеть разные трактовки целей и задач экологического образования детей, но можно прийти к общему выводу, что экологическое образование детей дошкольного возраста – это целенаправленный, систематичный процесс воспитания личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение окружающей среды. Т.е. от традиционного знакомства детей с окружающим миром, переходим к новому направлению дошкольной педагогики – экологическому образованию.
В дошкольном детстве мы не только даем детям соответствующие знания о природном мире, которые, несомненно, создают хорошую базу для перехода к экологическому воспитанию детей и должны быть с ним в тесной связи. Но и рассматриваем окружающий мир как взаимосвязь живых организмов между собой и с окружающей средой и формируем у детей осознанное отношение за сохранение окружающей среды.
Для улучшения и достижения более высоких результатов экологического образования появляется необходимость внедрения инновационных форм и методов [2].
Согласно новым требованиям ФГОС ДОУ, внедрение инновационных технологий призвано, на улучшение качества образования, повышение мотивации детей к получению новых знаний и применения их в практической деятельности [1].
Уже на протяжении нескольких лет в нашем дошкольном учреждении экология занимает приоритетное направление в образовательной деятельности. Осуществляется непрерывная система образования в соответствии с программой по экологии в течение всего учебного года и реализуется через все образовательные области (ФГОС ДО). Наряду с традиционными формами и методами, мы активно используем в работе с детьми инновационные формы и методы.
Детская метеорологическая станция. Познание окружающего мира должно проходить в непосредственном взаимодействии детей с миром природы и проходить как увлекательное путешествие, где ребята делают для себя новые открытия. На территории дошкольного учреждения мы оборудовали метеостанцию, где наши ребята на практике учатся наблюдать за явлениями погоды, делать выводы, анализировать полученные результаты, имеют возможность с помощью метеорологических приборов определять погоду в разное время года. На территории метеостанции мы проводим различные мероприятия, направленные на поисково-исследовательскую и экспериментальную деятельность.
Проводим такие социально значимые мероприятия, как экологические акции. Мы участвуем в акциях: Ленинградского зоопарка «Дары осени», в проекте «Крышечки ДоброТы», акция «Тетра Пак», акция «Сдай батарейку - спаси ёжика!», «Елочка живи!» «Макулатура сдавайся». Такая форма работы наилучшим способом формирует у детей положительную активную позицию по отношению к окружающему миру и помогает осознавать, что от человека зависит состояние окружающей среды.
Заботливое отношение родителей к природе, развивает у детей желание заботиться о ней и беречь её. Но для того чтобы дети осознавали, свою значимость участвуя в акции, учились анализировать и делать выводы, необходимо подведение итогов, т.е. дети должны видеть положительный результат своей деятельности. Это оформление стендов, где ребята наклеивают, сколько деревьев мы спасли от вырубки, а полученные взамен саженцы высаживаем вместе с детьми на нашей территории. В акции «Накормите птиц зимой», ребята проводили наблюдение за птицами и фиксировали результаты наблюдений. Выяснили, какие виды птиц и как часто посещают нашу кормушку, предпочтение кормов различными видами птиц. Пришли к выводу, что птицы, могут противостоять холоду, если у них достаточно корма. А значит кормушки, которые они делали с родителями, не должны пустовать. Собирая подарки для зверей Ленинградского зоопарка, ребята получили письмо с благодарностью от зверей и приглашением в зоопарк.
В нашем детском саду стало доброй традицией проводить экологические мероприятия – «День Земли», «День воды», «День птиц» и т.д., к которым дети с удовольствием готовятся и участвуют. Такие мероприятия помогают в лёгкой и доступной форме обратить внимание детей на богатство нашей Земли и как важно сохранения всех природных обитателей.
Второй год мы являемся участниками международной экологической программы «Эко школы / Зелёный флаг», которая направленна на экологическое образование подрастающего поколения и ведет большую работу в таких направлениях как: энергия, проблема мусора в стране, водные ресурсы, здоровый образ жизни. Участниками программы становится вся семья, что для детей является хорошим примером, и формируется осознанно-правильное отношение к окружающей среде. За активное участие в программе и большой вклад в воспитании подрастающего поколения нам был присужден «Зеленый флаг».
Взаимодействие с музеями нашего города «Музей воды» и центральный музей почвоведения имени В.В. Докучаева позволяет нашим ребятам, в лёгкой и доступной для их возраста форме, делать для себя новые открытия. Ребята попадают в подземное царство, могут заглянуть в норку к хомяку, узнать наглядно из чего состоит почва, о взаимосвязи почвы и растений и как человек на неё влияет. Таким образом, то, что мы можем детям только рассказать или показать на иллюстрациях, здесь они имеют возможность наглядно увидеть, и в ходе экспериментальной деятельности сделать для себя новые открытия. В музее воды ребята путешествуют вместе с «Капелькой» и узнают, как очищают воду, проводят эксперименты по очистке воды. На таких интерактивных занятиях, дети через поисково-исследовательскую деятельность самостоятельно приходят к выводу – как важно беречь воду, бережно относится к почве и ко всем ресурсам нашей земли!
Взаимодействие с библиотекой, как социальными партнерами помогает нам расширять кругозор дошкольников. Совместная работа с библиотекой по разработанному плану развивает у детей устойчивый интерес к красоте родного края, как важному компоненту экологического воспитания детей. Через художественную литературу русских писателей и поэтов мы приобщаем детей к красоте родной природы, и ребенок начинает ценить, любить природу и заботится о ней. К.Д. Ушинский отводил особое место изучению природы, называл ее одним из «великих наставников человечества», прекрасным воспитателем молодого поколения, оказывающим глубокое влияние на развитие эстетических чувств [5].
Проектная деятельность – это мощное средство для формирования у детей познавательной мотивации, позволяющее нам объединить детей, родителей и педагогов для достижения общего результата.
Мы решили использовать это инновационный метод для привлечения наших детей к теме «Домашние животные». Порой наши дети видели домашних животных лишь в мультфильмах или на картинках и в недостаточной степени имеют представление о том, где и как они живут, какой нужен за ними уход, какую роль в жизни домашних животных играет человек? В связи с этим мы провели исследовательскую работу по выдвинутым вопросам. Итоговое мероприятие, организованное родителями мы решили провести на ферме. Ребята увидели живых зверей в естественной среде обитания, смогли прокатиться на лошадях фермы, наблюдали, сколько труда вкладывают люди для содержания своих питомцев, с какой заботой и любовью к ним относятся. Гипотеза, выдвинутая, в начале проекта окончательно подтвердилась. Дети самостоятельно пришли к выводу, что домашним животным необходимы определенные условия для жизни, животные — это часть окружающего нас мира, и мы должны заботиться о них и беречь.
Одним из инновационных направлений являются информационные компьютерные технологии (ИКТ). С.Л. Новоселова в своих трудах отмечала, что ИКТ содержат огромный потенциал для развития личности дошкольника: обогащает его интеллект, коммуникативные навыки, социализирует [3].
Для усовершенствования системы работы по экологическому образованию наших воспитанников мы решили внедрить в непрерывную образовательную деятельность с детьми интерактивные развивающие игры по этому направлению. Авторские интерактивные игры экологического содержания, предназначены для работы на интерактивных досках SMART Board. Разнообразные возможности программы: графика, цвет, звук, видеоматериалы, богатая коллекция объектов, позволяют педагогу сделать процесс обучения ярким, наглядным, что повышает эффективность педагогического процесса.
Такие игры предоставляют ребенку в интересной и увлекательной форме познакомиться или закрепить экологические знания. Перейти от способа показа иллюстраций к деятельностному, где ребенок становится активным участником, что помогает привлечь малоактивных детей. Сколько радости вызывает у ребенка звуковой эффект или улыбающийся герой при правильном выполнении задания, что стимулирует его на поиск верного решения. Пропадает страх ошибиться, потому что программа позволяет ему подумать и самостоятельно исправить ответ, не прибегая к помощи взрослого.
Работа педагогов по формированию экологических основ у детей не принесет положительных результатов без сотрудничества с семьями воспитанников. В соответствии с требованиями ФГОС ДО необходимо создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности [1]. Семья оказывает большое влияние на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Основы нравственного воспитания, которое неразрывно связано с экологическим, также закладывается в семье в период дошкольного возраста. В связи с этим мы активно привлекаем родителей наших воспитанников к совместной деятельности. Разработан экологический календарь для систематического информирования и консультирования родителей. Организуются совместные выходы с семьями в музеи, в библиотеку, на прогулки с детьми, на ферму к домашним животным. Родители принимают участие в социальных акциях, проводимых в нашем саду, мы организуем мастер-классы для родителей. И мы с гордостью можем сказать, что родители за это время стали нашими союзниками в работе по экологическому образованию детей.
Применяя в своей практике инновационные формы и методы работы с детьми и их семьями, мы достигли высоких результатов. При последовательном и систематическом процессе воспитания у дошкольников сформировались основы экологических знаний. Сформировался уровень осознанно-правильных представлений об объектах живой и неживой природы, которые тесно связаны между собой и зависят друг от друга. Дети научились анализировать полученные знания, у них повысилась мотивация в получении экологических знаний и применении этих знаний в практической деятельности. И мы с уверенностью можем сказать, что покинув стены родного детского сада наши «Юные эколята» продолжат свой путь в гармонии с природой, оберегая и преумножая ее богатства.
Таким образом, на основе полученных положительных результатов можно утверждать, что инновационные формы и методы работы эффективны и могут найти применение в каждом дошкольном учреждении.
Литература
1. Верховкина М.Е. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования. – СПб.: КАРО, 2014.
2. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования дошкольников: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования
/ С. Н. Николаева. — 7-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 272 с.
3. Новосёлова С.Л., Петку Г.П. Компьютерный мир дошкольника. — М.: Новая школа, 1997. – 128 с.
4. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.
5. Ушинский К.Д. Русская школа / К.Д. Ушинский. – М.: Институт русской цивилизации, 2015. – 668 с.
Поделиться: