Поиск по сайту

Анализ проблемы выбора методов при подготовке исследований учащихся ГБОУ гимназии №73 «Ломоносовская гимназия» (по материалам Научно-практической конференции «Наследники Ломоносова»)


Авторcтво: Магарова Валентина Игоревна, учитель ГБОУ гимназии №73 «Ломоносовская гимназия» Выборгского района Санкт-Петербурга


Успех ученического исследования определяется рядом факторов, в котором выбор методов исследования стоит на особом месте: правильно подобранные методы помогут более глубоко и детально провести исследование и, что не менее важно, удачно представить результаты

Прежде всего, необходимо определиться с трактовкой самого понятия «метод исследования». Согласно точке зрения известного учёного-педагога В.В.Краевского «…Метод – нормативная модель исследовательской деятельности; она направлена на выполнение определённой научной задачи и реализуется в совокупности приёмов и процедур. Чем богаче арсенал методов той или иной науки, тем успешнее деятельность учёных…» [2, с.60]. Несмотря на то, что данное определение представлено в контексте «большой» науки, его правомерность должна быть разъяснена и юным исследователям.

Общепринятой классификации методов исследования нет. Можно классифицировать по разным признакам – основаниям: по области исследования (общенаучные и конкретно-практические), по уровню исследования (эмпирические и теоретические), по работе с информацией (сбор и получение информации, обработка информации). Как же определиться с  проблемой? Какие методы выбрать?

Информация об общей совокупности методов исследования, о характеристике их конкретных групп может быть получена: а) из науковедческих источников; б) от научного руководителя (учителя или представителя научной, культурной общественности, сотрудника вуза, музея, архива, исследовательского центра и т.д.); в) на занятиях специальных или элективных курсов, посвящённых приобщению учащихся к исследовательской культуре и знакомящих их с терминологическим аппаратом исследования (гипотеза, цели, задачи, предмет и объект, методы, этапы и т.д.), с организацией исследовательского процесса, с требованиями к представлению результатов и оформлению работы.

В гимназии №73 «Ломоносовская гимназия» на протяжении ряда лет учащимся 10-х классов представляется возможность освоить элективный курс «Основы исследовательской деятельности». Курс разработан авторским коллективом педагогов гимназии, в настоящее время для работы используется специальное пособие [5]. В соответствии с материалами данного пособия (см. тему 7 «Методы современных научных исследований: общая характеристика – автор: О.С. Степанова, с. 74-89), используется классификация, базирующаяся на уровне исследования: эмпирические и теоретические методы.

Анализируя достаточно объёмные массивы ученических работ воспитанников гимназии, слушателей элективного курса, а также исследования, представляемые на секциях Научно-практической конференции «Наследники Ломоносова» (НПК «Наследники Ломоносова»), возникают вопросы, связанные именно с проблемой методов исследования: осознанность понимания смысла методов как научной категории юными исследователями? полнота использования диапазона методов в ученических исследованиях? и др.

Для последовательного поиска ответов на поставленные вопросы необходимо было, прежде всего, выбрать достаточно чёткую и удобную классификацию методов, представленную в современном науковедческом знании, позволяющую использовать её для выполнения ученических исследований. Мы остановились на классификации методов научного исследования, представленной доктором педагогических наук А.М. Новиковым [4, с.77-78].

В её основе – структура деятельности, где единицами выступают направленные действия, имеющие конкретную цель. Для достижения цели применяются определённые операции. То или иное действие может быть реализовано несколькими операциями. Исходя из этого, Новиков А.М. выделяет:

-     методы-операции (как способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи);

-     методы-действия (как совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения действительности).

Анализ различных классификаций методов позволил дополнить список  методов-операций теоретического уровня ещё одним – типологизацией.  

Таким образом, в дальнейшем мы будем рассматривать методы исследования в представленных ниже группах (см. Рис.1).

 

Рис. 1. Методы научного исследования

Как отмечалось ранее, нами были проанализированы методы, используемые в исследовательских работах учащихся гимназии, выступающих на Открытой научно-практической конференции «Наследники Ломоносова» в 2013и 2016 годах. Результаты зафиксированы в диаграммах с учетом таких направлений познания, как естественнонаучное, гуманитарное, физико-математическое. Фиксировались только те методы, которые были указаны в тезисах или чётко прослеживались в содержании.

 

Рис. 2. Методы, использовавшиеся в ученических исследованиях гуманитарного направления (2013 год, 15 работ)

 

В представленной диаграмме (см. Рис. 2) в ученических исследованиях гуманитарного направления мы видим:

1)      основные методы, применяемые в работах: анализ, синтез, изучение литературы, обобщение;

2)      треть работ содержат следующие методы: типологизация, ретроспектива, сравнение;

3)      реже употребляются: опрос, постановка гипотезы, доказательство;

4)      единичные случаи: мысленный эксперимент, постановка проблемы, изучение и обобщение опыта, эксперимент;

5)      неупотребляются: индукция, дедукция, опытная работа, прогнозирование, формализация, обследование, тестирование, моделирование.

Если не брать во внимание метод изучения литературы, то можно увидеть, что в большей степени применяются теоретические методы, что не противоречит логике гуманитарных исследований в принципе.

   

Рис. 3. Соотношение методов гуманитарного направления (%)

 

Рис. 4. Методы, использовавшиеся в ученических исследованиях физико-математического направления (2013 год, 9 работ)


Из диаграммы, отражающей диапазон методов исследований в представленных работах физико-математического направления (см. Рис. 4) очевидно, что:

1)      основные методы, применяемые в работах: анализ, синтез, изучение литературы;

2)      треть и чуть больше работ содержат следующие методы: обобщение, сравнение, моделирование;

3)      редко применяемые методы: типологизация, опрос, доказательство, эксперимент, формализация;

4)      единичные случаи: дедукция, ретроспектива, гипотеза, постановка проблемы, обследование, опытная работа, тестирование, прогнозирование, измерение;

5)      не применяются: индукция, мысленный эксперимент, изучение и обобщение опыта.

Диапазон методов этого направления более широк (см. Рис.5), но процентное соотношение идентично данным по гуманитарному направлению.

   

Рис. 5. Соотношение методов физико-математического направления (%)

 

Рис. 6. Методы, использовавшиеся в ученических исследовательских работах естественнонаучного направления (2013 год, 8 работ)

 

Из сведений, приведённых в диаграмме, характеризующей выбор методов в ученических исследованияхестественнонаучного направления (см. Рис. 6) следует, что:

1)      основные методы, применяемые в работах: анализ, синтез, изучение литературы, обобщение, сравнение, эксперимент;

2)      треть работ содержат следующие методы: опытная работа;

3)      редко применяются: постановка гипотезы, прогнозирование.

4)      единичные случаи: опрос, доказательство, наблюдение.

5)      большая группа методов, не используемых в работах (12 методов).

 

Рис. 7. Соотношение методов естественнонаучного направления (%)

 

 

 

Аналогичным образом анализировались исследовательские работы участников НПК «Наследники Ломоносова» 2016 года. Ниже представлены диаграмма в процентном соотношении уровней методов: гуманитарное направление, физико-математическое, естественнонаучное (см. Рис.8).

 

Рис. 8. Соотношение методов различных направлений в ученических исследовательских работах в 2016 году (%)

 

 

Из приведённой диаграммы (см. Рис. 8) видно, что соотношение уровней использования методов исследований практически одинаковое, с преобладанием теоретических методов.

Для отслеживания динамики применения методов и выявления основных тенденций использования методов были составлены графики по направлениям.

 

Рис. 9. Методы, использовавшие в исследовательских работах учащихся гуманитарного направления в 2013 и 2016 годах (%)

 

Рис. 10. Методы, использовавшие в исследовательских работах учащихся физико-математического направления в 2013 и 2016 годах (%)

 

 

Рис. 11. Методы, использовавшие в исследовательских работах учащихся естественнонаучного направления в 2013 и 2016 годах (%)

 

 

Анализ графиков (см. Рис. 9, 10, 11) показал, что:

1.      В гуманитарном направлении основными методами также остаются: анализ, синтез, изучение литературы, обобщение.  Не применяются методы: моделирование, тестирование, измерение, обследование, формализация, дедукция, индукция. Применяются в среднем: типологизация, сравнение, ретроспектива, опрос.

2.      В физико-математическом направлении основными методами (больше 50%) являются: анализ, синтез, обобщение, сравнение, изучение литературы, эксперимент. Не применяются методы: индукция, мысленный эксперимент. Применяются стабильно: моделирование, формализация, прогнозирование, опытная работа, эксперимент, выдвижение гипотезы, ретроспектива.

3.      В естественнонаучном направлении лидируют методы: анализ, синтез, обобщение, сравнение, изучение литературы. Применяются стабильно: опрос, выдвижение гипотезы, тестирование. Не применяются: индукция, мысленный эксперимент, дедукция, ретроспектива, изучение и обобщение опыта, формализация, измерение.  В 2016 году доля использования эмпирических методов снизилась.

 

Рис. 12. Методы, применяемые учащимися в исследовательских работах

НПК «Наследники Ломоносова»

 

В результате проведённого нами анализа были сделаны следующие выводы.

В ученическом исследовании каждый юный исследователь может выбирать наиболее подходящие методы в соответствии с предметом и объектом исследования, но, конечно, научной может считаться та работа, которая выполняется на базе сочетания теории и эмпирики. В анализируемых работах это соотношение присутствует. В большей степени применяются теоретические методы.

В работах учащихся чаще всего перечисляются следующие методы (см. Рис.12) – эксперимент, измерение, опытная работа, анализ и сравнение. Остальные методы прослеживаются в работе, но не указаны авторами, следовательно, используются неосознанно без понимания смысла.

Методы индукции и дедукции, безусловно, используются в работах, но в качестве одной из операций методов-действий: при выдвижении гипотезы или выборе испытуемой группы. Тоже самое прослеживается и с методом наблюдения (как одна из операций эксперимента).

Для того чтобы проблема выбора методов исследования нашла более адекватное, соответствующее тенденциям современного науковедения отражение в исследованиях учащихся, необходимо точнее использовать деятельностный подход и раскрыть его основы учителям, осуществляющим педагогическое сопровождение и научное руководство учебно-исследовательской деятельностью. В этих целях следует активнее использовать специальные методические материалы, например, актуальные публикации по вопросам реализации проектной и исследовательской деятельности (включая её методологические аспекты), совершенствовать и обновлять содержание уже имеющихся учебных пособий (специальных и элективных курсов). В рамках проведения различных форумов юных проектантов и исследователей целесообразно проводить заседания «педагогических» секций, на которых учителя-кураторы и научные руководители работ учащихся могли бы обменяться опытом, выявить сложные, актуальные проблемы и наметить пути их конструктивного решения.

 

Литература:

1.      Андреенков В. Г., Маслова О. М.. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 2. Организационно-методические проблемы опроса. Анализ документов. Наблюдение. Эксперимент - М.: Наука,1991. — 224 с.

2.      Бережнова Е.В., Краевский В.В.. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов – М.: Издат.центр «Академия», 2008. – 128 с.

3.      Липчиу Н.В., Липчиу К.И. Методология научного исследования: учебное пособие. – Краснодар: КубГАУ, 2013. – 290 с.

4.      Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. – М.: Либроком, 2010. – 280 с.

5.      Основы исследовательской деятельности: элективный курс. Сборник учебно-методических материалов для педагогов и учащихся старших классов образовательных учреждений. / Составители: Александрова Т.К., Андреев В.Е. и др. – СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2012. – 272 с.

 

Электронные ресурсы:

6.      Козина О.А. Методические рекомендации по подготовке, выполнению и защите дипломного проекта для студентов, обучающихся по специаль­ности080505.65«Управление персоналом». – Москва, 2011. http://www.studfiles.ru/preview/5247478/page:14/

7.      Кузнецов И.Н. ИНФОРМАЦИЯ: сбор, защита, анализ / Учебник по информационно-аналитической работе. - М., ООО Изд. Яуза, 2001 http://evartist.narod.ru/text/21.htm

8.      Методы научного исследования и их классификация. http://ifilosofia.ru/filosofiya-nauki-podborka-lektsij/386-metody-nauchnogo-issledovanija-i-ih-klassifikacija.html

9.      Типология форматов российских телеканалов http://pandia.ru/text/78/173/74411-3.php

 


Поделиться: