Авторcтво: Орлова Татьяна Геннадьевна, учитель начальных классов ГБОУ гимназии № 622 Санкт-Петербурга |
В настоящее время духовно-нравственное воспитание детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Каждый из нас несет ответственность за воспитание наших детей. От того, как мы воспитаем их, какие ценности заложим, какие жизненные ориентиры поставим, зависит не только будущее наших детей, но и будущее нашей страны.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования определяет духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся как задачу первостепенной важности, отмечая, что школа сегодня призвана воспитанию свободной, творческой, инициативной, саморазвивающейся личности.
Я хочу поделиться своим многолетним опытом работы по внеурочной деятельности начальной школы.
Система работы внеурочной деятельности дает возможность воспитать в детях стремление к познанию, пробудить интерес, например, к родному городу (его формированию в разные исторические периоды), а знакомясь с биографией своих родителей, бабушек и дедушек, дети научатся понимать связь времен, преемственность поколей, начнут ощущать причастность к историческим событиям.
Основными задачами моей работы являются:
1. Научить каждого ребенка наблюдать, смотреть, видеть, думать и осознавать то, что видит, а также действовать самому и развивать свои природные способности.
2. Научить ученика начальных классов понимать связь времен, преемственность поколений, ощущать свою причастность к событиям.
3. Воспитать в детях стремление к познанию, а это важнейшее, если не самое важное главное качество человека.
4. Научить ребенка чувствовать свою общность с окружающим миром, природой, беречь ее и разумно пользоваться ее дарами.
5. Добиться, чтобы отношения детей между собой и взрослыми стали богаче, содержательнее и доверительнее.
6. Заложить основу формирования ребенка как высоконравственной личности.
Участники проекта: учащиеся 2 класса
Данный проект входит в созданную мною систему работы по внеурочной коллективной проектной деятельности начальной школы:
1 класс – проект «Моя семья»,
проект «Моя улица».
2 класс – проект «Моя школа»,
проект «Моё увлечение».
3 класс - проект «О чём рассказала фотография»,
проект «Дорогая мне вещь».
4 класс – проект «Школа будущего»,
Проект «Профессия, которую я выбираю».
Паспорт проектной работы
Тема: «Мир моих увлечений»
Тип проекта:
По количеству участников – групповой.
По характеру результата - проблемно-ориентированный с элементами исследовательской деятельности
По характеру участия учителей в детском проекте - открытая координация преподавателя
По продолжительности: среднесрочный (28.03. – 20.05. 2016)
Возрастная категория: 2 класс (8-9 лет).
Предметные области:
1. Литературное чтение
2. Изобразительное искусство
3. Технология
4. Музыка
5. Окружающий мир
6. Физическая культура
Материально–техническое и дидактическое оснащение:
аудиозаписи музыки, компьютер, проектор, энциклопедии, словари, научно-популярная литература, Интернет, рисунки, фотографии.
Форма представления продукта проекта:
защита учащимися проектных работ, входящих в сборник «Мир моих увлечений».
Продукт:
Сборник ученических работ «Мир моих увлечений».
Информационно – методическое обеспечение:
· ФГОС НОО. М.: Просвещение, 2011.
· ООП ГБОУ Гимназия № 622. Начальная школа (принята 30.08.2013 г.)
· Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2005.
· Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М.: АРКТИ, 2005.
· Долгушина М. Организация исследовательской деятельности младших школьников. Начальная школа. (Первое сентября)-2006 г. № 10 с.8
Главная идея проекта: помочь детям в осознании личности в себе, формировать стремление к саморазвитию, способность к коллективно-распределённой творческой, игровой деятельности.
Формы организации детей:
· Индивидуальная работа
· Групповая работа
Режим работы: внеурочная деятельность, самостоятельная работа дома
Используемые технологии:
· Проектно-исследовательская
· Информационно-коммуникационная
Формы продуктов проектной деятельности:
· Индивидуальная работа «Моё увлечение» на бумажном или электронном носителе.
Способ объединения результатов:
· Заочный конкурс (оценка жюри выполненных проектов)
· Фестиваль «Мир моих увлечений» (защита проектов, викторина)
Продукт:
· Сборник «Мир моих увлечений»
Культурные универсалии:
· Совместный труд: учитель – ученик – родитель.
· Познание детьми культурных и исторических традиций Родины, семьи.
Цель проекта: развить интерес к творческой исследовательской деятельности.
Задачи:
· развивать у детей познавательную активность;
· формировать навыки поисково-исследовательской деятельности;
· развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
· развивать умение обобщать полученные знания, применять их на практике;
· развивать ИКТ-компетенции учащихся;
· формировать навыки сотрудничества,
· развивать художественный эстетический вкус;
· совершенствовать ораторское искусство;
· обогащать и расширять словарный запас детей;
Планируемые результаты обучения
Личностные:
· проявление интереса к познанию, осознание необходимости приобретения знаний;
· умение самостоятельно организовывать совместную деятельность со сверстниками;
· проявление готовности следовать основным нравственным нормам (отношение к людям, объективная оценка себя и других людей);
· проявление интереса к культуре, истории, традициям Родины.
Метапредметные:
· освоение информационно–технологических умений (поиск, обработка, преобразование информации; представление информации в разных видах и формах);
· умение выделять главную мысль; делить текст на смысловые части;
· овладение умениями строить диалогическую речь (обмениваться доступной информацией, учитывать особенности диалога и участников общения; приводить доказательства; высказывать свою точку зрения);
· проявление готовности к речевому творчеству (сочинять, импровизировать, анализировать творческие работы; проявлять оригинальность);
· освоение умениями планировать деятельность (намечать цель; выбирать целесообразные средства достижения цели);
· овладение умениями анализировать (определять целесообразность действий, операций, средств);
· использование способов учебной работы в других видах деятельности во внеучебное время;
· использование полученных знаний и умений для организации самостоятельной познавательной деятельности.
Предметные:
· быть способным выражать свои мысли в связном повествовании;
· владеть образностью и эмоциональностью устной и письменной речи;
· эмоционально воспринимать произведения искусства, уметь оценивать произведения искусства с эстетической точки зрения;
· освоить знания об окружающей природе;
· уметь описывать, характеризовать явление, объект природы;
· усваивать знания о здоровом образе жизни, правилах саморегуляции своей жизни, сохранения и укрепления здоровья.
Основные этапы реализации проекта:
Подготовительный:
· обсуждение проекта «Моё увлечение», выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;
· составление плана работы.
План работы над проектом «Моё увлечение»
· Назови своё увлечение. Подготовь рассказ о нём (изучи научно-популярную литературу, воспользуйся возможностями интернет-ресурсов, возьми интервью у знатоков этой деятельности – родителей, учителей, руководителей кружков, тренеров секций).
· Опиши своё участие в этом виде деятельности (причина выбора этого занятия, временной период твоей деятельности, место занятий, рассказ о коллективе – если это совместный вид деятельности, предполагаемые планы на будущее).
· Структурируй собранный материал для защиты твоего проекта, создай презентацию или напиши выступление.
· Подбери иллюстративный материал (фото, иллюстрации, рисунки).
· Подбери музыкальное сопровождение, если это необходимо.
Учащиеся знакомятся с критериями оценивания проектной работы, обсуждают их.
Критерии оценивания проектной работы
1. Соответствие теме (до 2 баллов).
2. Полнота, новизна раскрытия темы проекта (до 5 баллов).
3. Соответствие структуры требованиям к проектной работе (до 3 баллов).
4. Использование иллюстративного материала, музыкального сопровождения (до 2 баллов).
5. Объём работы – до 3-х печатных листов или презентация Power Point – до 10 слайдов (до 3 баллов).
6. Соблюдение норм грамотного письма (до 3 баллов).
Итого: 18 баллов
Основной:
Реализация плана и фиксация в дневнике проекта.
На основе составленного плана создан дневник проекта, распечатан и выдан для заполнения каждому ученику.
Дневник проекта «Моё увлечение»
учаще(й, го)ся 2а класса гимназии № 622
Ф.И. ________________________________
г. Санкт-Петербург
2015-2016 учебный год
Вид деятельности
|
Мой план
|
Дата выполнения
|
Консультация
|
Отметки о выполнении
|
1.Назови своё увлечение. Подготовь рассказ о нём (изучи научно-популярную литературу, воспользуйся возможностями интернет-ресурсов, возьми интервью у знатоков этой деятельности – родителей, учителей, руководителей кружков, тренеров секций).
|
|
28.03-08.04
|
|
|
2. Опиши своё участие в этом виде деятельности (причина выбора этого занятия, временной период твоей деятельности, место занятий, рассказ о коллективе – если это совместный вид деятельности, предполагаемые планы на будущее).
|
|
11.04-22.04
|
|
|
3.Структурируй собранный материал для защиты твоего проекта, создай презентацию или напиши выступление.
|
|
25.04-06.05
|
|
|
4.Подбери иллюстративный материал (фото, иллюстрации, рисунки).
|
|
10.05-13.05
|
|
|
5.Подбери музыкальное сопровождение, если это необходимо.
|
|
16.05-19.05
|
|
|
6.Защита проекта (выступление 3-5 мин.)
|
|
20.05
|
|
|
7.Мои выводы по проекту (что удалось, трудности в работе, возможность участия в районной научно-исследовательской конференции «Первые шаги в науку», перспективы продолжения работы над проектом).
|
|
Заключительный этап:
· Заочный конкурс
В жюри заочного конкурса входят учащиеся 6 класса, организатор внеучебной деятельности.
Работы, набравшие менее 12 баллов (из 18 баллов), представляются учащимися на классных часах. На фестивале эти работы демонстрируются на выставке. Работы, набравшие 13-18 баллов, допускаются для участия в очном конкурсе на фестивале «Мир моих увлечений».
· Оформление выставки проектных работ, набравших до 12 баллов.
· Фестиваль «Мир моих увлечений» (защита проектов – очный конкурс работ).
· Продукт – сборник проектных работ «Мир моих увлечений».
Сценарий фестиваля презентаций «Мир моих увлечений»
Продолжительность 45 – 50 мин.
Участники – ученики 2 класса ГБОУ Гимназии № 622 Выборгского района, их родители, учитель, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, организатор внеурочной деятельности.
Место проведения – актовый зал
Представление – фестиваль проектных работ «Мир моих увлечений».
Материально – техническое оснащение:
Цели фестиваля «Мир моих увлечений»:
· развивать интерес к проектной и исследовательской деятельности;
· развивать у детей познавательную активность;
· развивать умение обобщать полученные знания, применять их на практике;
· обогащать и расширять словарный запас детей;
· совершенствовать ораторское искусство;
· формировать навыки сотрудничества;
· завершить создание сборника проектных работ «Мир моих увлечений».
Вступительное слово учителя
Здравствуйте, дорогие гости, ребята! Сегодня мы собрались на фестиваль «Мир моих увлечений» - защиту проектов. Будут представлены работы, получившие от 13 до 18 баллов.
(Слайды 1-5. Фестиваль «Мир моих увлечений». Фото работ учащихся. Иллюстрации проектных работ).
Представлю наше жюри. Председатель жюри – организатор внеурочной деятельности Ольга Викторовна. Члены жюри – учащиеся 6б класса – победители научно-исследовательской конференции «Первые шаги в науку».
К результату заочного конкурса каждый выступающий получит баллы за защиту своего проекта.
Слайд 6. Критерии оценивания устной защиты проекта
1. Умение донести до слушателей основное содержание проекта (до 3 баллов).
2. Умение аргументировано отвечать на вопросы (до 2 баллов).
3. Владение приёмами ораторского искусства (до 2 баллов).
4. Соблюдение регламента выступления – 3-5 минут (до 1 балла).
После выступления каждый присутствующий на фестивале имеет право задать вопрос к выступающему на уточнение услышанного. Помните! Умение отвечать на вопросы оценивает наше жюри.
Каждый из вас тоже станет участником большого жюри. Вы выбираете победителя в номинации «Приз зрительских симпатий». Сегодня мы узнаем, кто самый заинтересованный, внимательный слушатель. Наш фестиваль завершится викториной. Номинация так и называется «Самый внимательный, заинтересованный участник фестиваля».
Проведём жеребьёвку порядка выступления защиты проектов.
Защита проектов
Защита проектов проводится в течение 35 минут.
Во время работы жюри по подведению результатов проводится викторина.
Слайд 7. Викторина «Самый внимательный, заинтересованный участник фестиваля»
- Какое самое распространённое увлечение в классе? (по выставке работ)
- Назовите самое редкое увлечение.
- Сколько увлечений у Ярослава?
Слайд 8. Фото разных видов деятельности и увлечений.
- Перед вами фотографии увлечений, одно из которых не является увлечением ваших одноклассников. Определите какое.
Слайд 9. Фото на коне
Подведение итогов викторина «Самый внимательный, заинтересованный участник фестиваля».
Подведение итогов фестиваля «Мир моих увлечений»
Слово жюри.
1. Победители фестиваля «Мир моих увлечений».
2. Победитель номинации «Приз зрительских симпатий».
3. Победитель номинации «Самый внимательный заинтересованный участник фестиваля».
Итоговое слово учителя
- Ребята, что даёт вам ваше увлечение?
- Над каким проектом вы хотели бы работать в следующем учебном году?
Слово гостям
Звучит музыка
Поделиться: