2. Основная часть
Беседа учителя с залом с опорой на знания, полученные на уроке обществознания
Введение в проблему
|
Вспомните, что мы называем естественными правами.
Естественные права – это врожденные, неотъемлемые права, которые должны признаваться за любым человеком только потому, что он человек. К естественным правам относятся право на жизнь, право на свободу, право на собственность.
Подводя итог ответам детей, учитель обращает внимание на то, что естественные права человека были сформулированы еще в 17 веке английским философом Джоном Локком. И лишь во второй половине 19 века эти права были признаны европейскими государствами законодательно.
Чаще всего естественные права человека нарушаются во время войн.
Учитель напоминает о том, что в международном праве ведение войны рассматривалось в качестве законного средства разрешения споров между государствами. Чтобы придать законам и обычаям войны более гуманный характер, защитить те категории граждан, которые оказались в тяжелых жизненных ситуациях (мирное население на оккупированной территории, раненые и военнопленные), руководители государств собрались на конференции в Гааге (1899 и 1907 годы), в Женеве (1929 г.).
Обратите внимание!
По достигнутым договоренностям военные действия должны вестись только против сражающихся армий, мирное население не может быть объектом военного нападения.
|
Слайд 2
Слайд 4
|
Защита проектов построена по схеме:
Как должно быть, как это было.
Целевая установка
Защита проекта по теме:
«Политика оккупационных властей»
Формулировка оценочного суждения
Защита проекта «Преступления против Красного Креста
Формулировка оценочного суждения
Защита проекта «Положение советских военнопленных»
Формулировка оценочного суждения
Защита проекта «Геноцид»
Формулировка оценочного суждения
Защита проекта «Преступления против детства»
|
Тема 1. Оккупация. Раздел «О военной власти на территории неприятельского государства».
Территории СССР, оккупированные фашистской Германией.
Ваша задача внимательно слушать, следить за текстом на экране, запоминать. В конце занятия вам будет предложена творческое задание: сформулировать свое отношение к фашизму.
Учитель: О чем вы прослушали сообщение?
(Мы узнали о том, как действовали оккупационные власти Германии на советской территории)
Какой вывод вы можете сделать из данного сообщения?
Мы пришли к выводу, что на территории Советского Союза фашистская Германия нарушала международные конвенции, нарушала законы ведения войны.
В чем это проявилось?
Оккупационные власти планировали отдать нашу землю немцам; славяне использовались как рабы; люди умирали от голода и изнурительного труда, людей казнили, их насильно угоняли в Германию, разлучали родителей с детьми, немцы занимались грабежом, вывозом ценностей.
Какие чувства вы испытывали, когда слушали рассказ о действиях фашистов на захваченной территории? Что вызвало возмущение?
(Меня возмутили слова: «Русский должен умереть, чтобы мы могли жить. Славяне должны работать как рабы. Как только они будут не нужны, они должны умереть»)
Далее учащимся предлагаются для ознакомления данные Всероссийской книги памяти.
Тема 2. Преступления против Красного Креста.
Информационная справка о создании и назначении международной организации «Красный Крест»
К какому выводу вы пришли, прослушав сообщение ребят.
Фашистская Германия грубо нарушала принципы милосердия и гуманного отношения к раненым. Фашистские самолеты и танки безжалостно расстреливали поезда с ранеными воинами. За лечение воинов Красной Армии, оказание им помощи, полагался расстрел.
Тема 3. Нарушение прав военнопленных.
Информационная справка об обязанностях воюющих сторон по содержанию военнопленных согласно Женевской конвенции.
Учитель: Какой вывод можно сделать из выступления ребят?
Фашистская Германия грубо нарушала права военнопленных.
Чем вы подтвердите сделанный вывод?
Советским военнопленным не было предоставлено жилье, соответствующие требованиям гигиены; их не лечили, не было полноценного питания, использовали на тяжелых работах, их уничтожали отравляющими веществами.
Тема 4: Преступления против отдельных народов по национальному признаку. Геноцид. Холокост.
Учитель: Самые нечеловеческие, зверские, ужасные преступления нацистов были уже после войны названы словами «геноцид» и «холокост».
Геноцид - в переводе с греческого убиваю род, племя;
в международном праве - одно из тягчайших преступлений против человечества, истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам.
Какой вывод можно сделать из этого сообщения?
Нацизм страшен тем, что он делит людей на полноценных и неполноценных, людей низшего сорта. Неполноценные не имеют право жить, они должны умереть. Нацизм уничтожает людей безжалостно, миллионами, создав для этого газовые камеры и крематории.
Учитель: К счастью, во время войны, находились мужественные люди и в самой Германии, оказывая помощь евреям, и в мире. К таким людям относился Рауль Валленберг. Так как наши ребята поступают в институт имени Рауля Валленберга, и мы дружим с этим учебным заведением, мы посчитали нужным рассказать вам об этом светлом человеке.
Тема 5. Преступления против детства.
Учитель: Говоря о преступлениях фашистов, нельзя не сказать о том, каким было отношение к самым беззащитным – детям.
Учитель: Ребята, какие чувства вы сейчас испытывали
Чувство сострадания, боли, жалости, гнева. Как могли взрослые люди так поступать с маленькими детьми!
|
Демонстрация слайдов 5, 6
Слайды 7-14
Раздаточный материал.
Карточка 1. Оккупационный режим. Речевые конструкции.
Беседа с залом с опорой на речевые конструкции
Слайд 15
Слайд 16
Слайды 17-23
Раздаточный материал. Карточка 2.
Красный Крест.
Речевые клеше.
Беседа с залом
Слайд 23.
Слайд 24-28
Карточка 3. Отношение к военнопленным.
Геноцид и холокост. Речевые конструкции
Слайды 29-36
Карточка 3.
Слайд 37
Слайды 38-42
|
Заключительная часть
Обзор памятников жертвам фашизма
Работа над творческим заданием
|
Учитель, подводя итоги деятельности групп, знакомит учащихся с решениями Нюрнбергского процесса, акцентирует внимание на том, что на суде в Нюрнберге был осужден, прежде всего, фашизм – идеология агрессии, расизма, человеконенавистничества и международного разбоя.
Учитель: Народы Европы встречали наших солдат как освободителей. Советские воины освободили государства Восточной Европы от фашизма, именно они освобождали узников гетто и концлагерей. Советскому солдату были поставлены памятники и люди возлагали цветы с благодарностью и слезами на глазах.
Прошло 65 лет. 65 лет мир живет без масштабных, крупных войн. Выросло не одно поколение. Ужасы войны забываются. И происходит страшное, ужасное в наши дни. Возрождается фашизм, оскверняются и уничтожаются памятники советским воинам. Тяжело на это смотреть. Такого не должно быть, если мы считаем себя людьми.
А сейчас мы возвращаемся к нашему заданию. Мы предлагаем вам сформулировать свое отношение к фашизму. Это может быть плакат, рисунок, синквейн, эссе. Вы можете предложить свою форму творческой работы.
|
Слайды 43-44
Слайды 46-47
Слайды 49-51
Слайд 52
|