Поиск по сайту

Эти талантливые левши


Авторcтво: Городкова Мария Юрьевна, педагог-психолог ГБОУ ЦППРК Адмиралтейского района Санкт-Петербурга


Среди других вам выделиться просто,
Достаточно лишь ручку в руку взять.
Пусть про левшей немало мифов сложено,
Но мы не будем все их повторять.

  У вас родился малыш. Маленькая причина большого счастья. Вот он первый раз улыбнулся, гулит, лепечет… Но погремушку берет только левой ручкой, ложечка тоже в левой, пройдет еще немного времени и в левую руку он возьмет карандаш. Не надо пугаться, просто ваш ребенок – левша. И, может быть, он гениален! Гай Юлий Цезарь, Александр Македонский, Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Билл Гейтс, Рокфеллеры, Гарри Каспаров, Нэйл Армстронг (космонавт), Чарли Чаплин, Мэрилин Монро, Грета Гарбо, Брюс Бокслейтнер, Джим Керри, Том Круз, Роберт Де Ниро и многие другие – огромное «братство» левшей.

   Ко мне как к логопеду обращается много родителей детей с вопросом: «Не в леворукости ли причина речевого нарушения их ребенка?» Не стану скрывать, что одной из актуальных проблем для воспитателей, родителей, учителей, логопедов и самого ребенка является леворукость, то есть функциональное преобладание левой руки над правой. На сегодняшний день, большое количество «левшей» испытывают трудности при обучении письму. Однако прямой зависимости между ведущей рукой и речевой паталогией нет. Рука – самый полифункциональный орган двигательной активности человека, поэтому именно развитие руки как органа жестов свидетельствует о связи определения правой руки как ведущей со становлением центра речи. Называя факторы, лежащие в основе леворукости, многие исследователи говорят о наличии патологической, наследственной и вынужденной леворукости. Существуют и варианты теорий леворукости, рассматривающие их комплексное сочетание. Большинство склоняется к тому, что паталогией можно объяснить лишь часть случаев. В основном же это естественные левши генетического происхождения.

  Оба полушария способны к восприятию слов, образов и их переработке. Но эти процессы протекают в них по-разному.

Левое полушарие. Вербальное, логическое, рассудочное. Обрабатывает информацию, поступающую в мозг последовательно, аналитически. Ему свойственен аналитический подход к решению задач по принципу индукции (от частного к общему), при этом анализ предшествует синтезу.

Правое полушарие. Невербальное, образное, зрительное. Обрабатывает сигналы одновременно и холистически (целостно). Позволяет видеть объекты в нескольких смысловых плоскостях. Ему свойственен синтетический подход по принципу дедукции (от общего к частному), когда синтез предшествует анализу.

  По данным исследователей, у детей до 6 лет ведущее полушарие правое. У мальчиков доминантное левое полушарие формируется к 6 годам, у девочек к 11 годам.

   Знание индивидуальных особенностей леворуких и праворуких детей позволило существенно повысить эффективность логопедических занятий по профилактике и коррекции дисграфии. Для этого мной были адаптированы несколько упражнений, направленные на развитие зрительно-пространственной ориентировки и восприятия, зрительной памяти, моторных функций.

«Послушай, расскажи, нарисуй»

Цель: развивать моторно-слуховую память, мелкую моторику, запоминание и воспроизведение информации на слух.

Ход игры. Ведущий составляет рассказ из пяти – семи предложений, предлагает в рисунках воспроизвести сюжет и составить рассказ. Поощряет любые дополнения ребенка к рисунку и рассказу, а также использование цвета.

  Примерный рассказ: «Жила-была девочка Маша. У нее была кукла Наташа. Девочка ее очень любила и на прогулку с ней ходила. На день рождения Маше подарили красивую игрушку». Что было дальше? Подумай.

« В лесу родилась елочка»

Цель: отрабатывать умение различать выше – ниже, слева – справа, развивать мелкую моторику, ориентировку на плоскости листа, зрительную память, воображение.

Ход игры

  У каждого ребенка лист бумаги с изображением контура елки. Ведущий предлагает вспомнить песенку « В лесу родилась елочка» и нарисовать ее персонажей, которые должны быть расположены выше и ниже елки, большими и маленькими, вблизи и вдали. Ребенок сопровождает свои действия описательным рассказом. В конце занятия организуется экскурсия по рисунку: « Кто это? Почему он выше елки? Где - относительно елки -ты его нарисовал? Кого не смог или не успел нарисовать? Почему?» И так о каждом персонаже. Поощряйте рисунки, изображающие пейзажи, персонажей в определенном настроении.

« Веселые картинки»

Цель: отрабатывать умение различать лево - право, верх- низ, развивать ориентировку на плоскости листа, воображение.

Ход игры

  У каждого ребенка картинка, выполненная пунктирными линиями, разноцветные карандаши. «Как ты думаешь, какое настроение нарисовано? Почему ты так думаешь? Что изображено вверху, внизу, справа? Какое время суток выбрал художник? Что на картинке лишнее? Раскрась картинку так, чтобы цвета соответствовали реальным. Назови их. Выбери любой предмет на картинке, назови его, определи его местоположение по отношению к другим, используя слова «слева», «справа», «между», «под», «внизу», «вверху», «рядом с».

  Данные игры являются эффективными при коррекционной работе с дисграфиками. Они помогают левшам адаптироваться в мире праворуких, облегчить процесс их социализации, предотвратить по возможности школьные трудности («зеркальное письмо», каллиграфические нарушения), являющиеся следствием несформированности ассиметрии полушарий, координации движений рук и сложности согласования двигательного компонента письма с его слухо-артикуляционно–зрительным механизмом.

   Дорогие родители и педагоги! Верьте в возможности ваших детей и у них все получится!


Поделиться: