Авторcтво: Игнатьева Наталья Сергеевна, воспитатель ГБДОУ детский сад №128 Выборгского района Санкт-Петербурга |
Аннотация: Очевидно, что важно не только сформировать у дошкольника первичные знания об окружающем мире, но и заложить основы понимания необходимости таких отдельных природных явлений как вода. Ведь именно в дошкольном возрасте, дети наиболее восприимчивы и эмпатичны. Экологическое воспитание дошкольников в наши дни приобретает особое значение. Чтобы научить детей бережно и ответственно относиться к природе, следует прививать им умения и навыки наблюдений, способность замечать и анализировать увиденное, делать умозаключения, необходимо прививать малышам эмоционально- положительное отношение к природе родного края, к окружающему миру. Ведь это формируется через собственный жизненный опыт ребенка.
Ключевые слова: окружающий мир,
Основная образовательная область: «познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Здоровье», «Физическое развитие», «Познание».
Форма деятельности: совместная деятельность взрослых и детей.
Вид деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.
Программное содержание:
Образовательные: Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представления детей о значении воды в жизни человека;
Развивающие: Развивать социальные навыки у детей: умение работать в группе, слушать друг друга, дополнять ответы товарищей, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения. Развивать память, связную речь, умение делать выводы, анализировать.
Воспитательные: Воспитывать у детей интерес, понимание необходимости беречь и охранять природу.
Методические приемы: художественное слово, загадывание загадок, игровая мотивация, беседа, объяснение, физминутка, эксперимент.
Материалы и оборудование: Презентация, проектор, ноутбук. Иллюстрации на тему «Вода», схема «Круговорот воды в природе», мнемотаблица. Свеча, холодная вода, лампа, зеркало (стекло).
Предварительная работа:
Коммуникация: Беседы и рассматривание картин по теме: «Вода и ее состояние»
Чтение художественной литературы: Е.Шемякина «Приключение капельки Каппи», О.Фадеева «Вода».
Физическая культура: Выполнение физических упражнений в процессе физкультурных занятий и утренней гимнастики, физкультминутки, дыхательных упражнений, точечного массажа, пальчиковой гимнастик.
Взаимодействие с родителями: Чтение художественной литературы, изобразительная деятельность, заучивание стихотворений, опыты и эксперименты с участием родителей.
Ход занятия:
Воспитатель читает стихотворение Н.Рыжовой:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В лужах, в море , в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька- замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Без нее вам не умыться,
Не наесться, ни напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
А теперь посмотрим на экран:
(слайд №2)
Воспитатель читает детям загадку:
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. – Вода.
- Догадались, о чем мы будем сегодня говорить? Мы с вами продолжим говорить о воде.
Посмотрите, что у меня в руках? ( воспитатель раскручивает глобус)
Ответы детей.
- Какого цвета больше? Синего.
- А что у нас раскрашено на глобусе синим цветом? Вода.
- На земле вода содержится во многих водоемах.
- Назовите их: моря, океаны, реки, ручьи, озера, родники, болота, пруды.
Дети рассматривают иллюстрации на тему: «Вода в природе».
- Чем отличается вода в морях и океанах, от воды в озерах, реках, родниках?
Ответы детей: В морях и океанах вода соленая, она не пригодна для питья. В реках, озерах, прудах вода пресная, ее можно использовать для питья.
Наш город очень большой, чистой воды ему требуется очень много, поэтому из рек мы берем много воды.
-Почему же тогда вода в реках не кончается? Как река пополняет свои запасы?
Сегодня утром, когда я шла на работу, одна капелька упала мне на плечо и вот что она мне рассказала.
Посмотрите пожалуйста на экран:
(слайд № 3)
Вот какую волшебную историю рассказала мне водяная капелька. Эту историю можно рассказывать целый день, а может и больше. Я расскажу вам лишь одно ее приключение:
( слайд №4).
Когда то эта капелька путешествовала высоко-высоко, проплывая в небе пушистым облачком.
( слайд №5)
Потом облако набухло, потемнело, стало темной тучей и пролилось на землю дождем.
(слайд№6)
Дождевые капли просачивались в землю между корнями растений, собирались в ручейки.
Эти капельные ручейки стекли в реки, реки несли их в моря, где они терялись среди других капель.
(слайд №7)
Жаркое солнце нагревало поверхность морей, рек и озер, потоки теплого воздуха поднимались вверх, уносили с собой крошечные капельки в виде пара, и высоко в голубом небе эти капельки снова собирались в белые облака, чтобы пролиться на землю теплым дождем, там куда принесет их ветер.
(слайд №8)
В холодных странах, капелька успела побывать и красивой снежинкой, и сверкающей крошкой льда, но стоило пригреть солнышку- и она снова отправлялась в свое бесконечное странствие: туча-дождь-ручей-река-море-облако - Все это называется: КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.
(слайд№9)
Давайте еще раз посмотрим путешествие капельки.
Солнце пригрело озеро, море, и вода стала испаряться и подниматься в небо.
В небе капельки собираются в тучу, где их становится очень много.
Высоко в небе туча начала охлаждаться и на землю пролился дождь.
Дождевые капли просачивались в землю между корнями растений, собирались в ручейки.
Эти капельные ручейки стекли в реки, реки несли их в моря, где они терялись среди других капель. Солнце пригревало поверхность воды, и капелька снова начинала свое путешествие.
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»
- А сейчас мы все превращаемся в капельки. У меня в руках ленточки.
1-я ленточка желтая - это солнышко, когда оно греет, капельки разбегаются и начинают подниматься в небо, в пушистое облако.
2-я ленточка голубая - это пушистое облачко.
3-я ленточка темно – синяя, - это темная туча. Капельки прижимаются друг к другу, и им становится тесно, и капельки выпадают в виде дождя на землю.
4-я и 5-я ленточки зеленого и коричневого цвета- капельки рассыпаются на траву , землю , деревья, и снова собираются в ручейки.
6-я ленточка синяя - это ручейки, речки и озера, капельки собираются в ручейки, стекаются в ручьи и озера.
Экспериментирование.
А теперь попробуем с вами посмотреть, как же это происходит.
Зажжем свечку - это будет солнышко. Над солнышком поместить емкость с водой - это будет озеро.
Вода нагревается, и что же мы видим? (вода начала подниматься в виде пара.) Над паром мы опустим зеркало.
Что же мы увидели? ( на зеркале собираются капельки.)
Что произойдет с нашими капельками? (они начнут стекать с зеркала- похоже, что идет дождь).
Мы с вами еще раз посмотрели, как происходит круговорот воды в природе.
А теперь давайте зарисуем это явление в нашей таблице.
Мнемотаблица.
В центральном квадрате мы нарисуем капельку. В левом, верхнем углу нашей таблицы мы нарисуем круг - это будет озеро. Над капелькой мы нарисуем солнышко, которое греет поверхность озера.
Ребята, наше занятие закончено. Вы все мо-лод-цы!
Список используемой литературы:
1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми. Воронеж.2006.
2. Зенина Т.Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами. М.,2006.
3. Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду.-М., 2011.
4. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой.М.,2005.
5. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.,2005.
Поделиться: