Авторcтво: Мазаник Виктория, заместитель директора, магистр географических наук, преподаватель «зеленых» классов, Центр экологического воспитания и развития г. Минск, Республика Беларусь |
Аннотация. Приводятся результаты масштабного эколого-воспитательного проекта «Зеленые классы белорусской столицы» для учащихся школ г. Минска, разработанного белорусскими специалистами и учеными. Идея проекта – внедрение системы эколого-просветительских занятий и мероприятий, которые направлены на общение детей с живой природой. Разработанная система мероприятий дает каждому ребенку возможность почувствовать себя исследователем природы, воспитывает новое поколение, испытывающее интерес ко всему природному, что их окружает.
Ключевые слова: «зеленые» классы, экологическое просвещение, дополнительные занятия, природные территории, Красная книга Беларуси, экологический праздник, экологическая тропа, поход выходного дня.
«Зеленые классы белорусской столицы» – это городской инновационный проект, направленный на подготовку нового поколения минчан с высоким уровнем экологической культуры с самого раннего возраста. Проект выполняется Минским городским комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды совместно с учреждением «Центр экологического воспитания и развития». В проекте участвуют 18 учреждений образования из Заводского (15 учреждений), Партизанского (2 учреждения) и Советского (1 учреждение) районов города Минска. Проект разработан белорусскими специалистами и учеными и является отечественным продуктом в области экологического воспитания подрастающего поколения.
Первый «зеленый» класс появился в 2019 году. Он был организован в 29-й начальной школе Минска. Тогда это был всего один класс, и в нем занимались 23 ученика. В 2020 году уже было около 100 «зеленоклассников», обучающихся на базе одной школы. В 2021 году к концу учебного года был выдан 50-й юбилейный сертификат «Зеленый класс». Также открылся первый Ресурсный центр по «зеленым» классам на базе 141-й столичной школы.
«Зелёные» классы работают на основе системы эколого-просветительских занятий и мероприятий, которые направлены на изучение и сохранение окружающей природы. Это дополнительные занятия во внеурочное время, проходящие на базе школ, которые расположены в основном вблизи природных территорий: лесопарков, экологических троп, каких-либо водных и других природных объектов.
На сегодня в «зеленых» классах занимаются более 1300 ребят в 12-ти школах Минска, большинство из которых находятся в Заводском районе.
Как же проходят занятия? Мы стараемся как можно больше времени проводить на природе, а не сидеть в кабинетах. Только в проливной дождь или лютые морозы занятия проходят в классе, но с не меньшим творческим наполнением. Каждый сезон года открывает перед ребятами свои возможности для изучения: например, осенью наблюдаем за птицами, изучаем различные деревья, их плоды и семена, строим убежища для ежей и беспозвоночных.
Все «зеленоклассники» знают самую маленькую птицу не только Беларуси, но и всего континента – желтоголового королька. И не просто знают, но и наблюдали ее своими глазами! Корольки обитают в хвойных лесах и лесопарках, но даже далеко не все взрослые знают и видели этих удивительных птиц.
Зимой «зеленоклассники» – лучшие друзья пернатых. Каждый знает, как сделать кормушку и какую зерносмесь в нее насыпать. Даже первоклашки перечислят не менее 6 видов птиц, которые могут прилететь к кормушке.
Весной акцент делаем на изучении растений, в том числе тех, которые занесены в Красную книгу Беларуси. Дети знают, что их нельзя срывать ради букетов.
Ученики встречают прилет первых птиц, наблюдают, как они строят гнезда, ориентируются по природным объектам, собирают коллекции минералов и горных пород.
Осенью проходит фестиваль зеленоклассников «Синичкин день». Организаторами выступают Центр экологического воспитания и развития совместно с Минским городским комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды и ресурсным центром по «зеленым» классам белорусской столицы в средней школе № 141 г. Минска.
Синичкин день – это традиционный экологический праздник, который направлен на привлечение внимания к разнообразию синиц в городе, их проблемам и организации помощи птицам.
Экологическая тропа «Царство желтоголового королька» стала первой тропой в Минске, которая связывает познавательным маршрутом сразу два учреждения образования: среднюю школу №141 г. Минска и среднюю школу № 8 г. Минска. В хвойном массиве экотропы встречаются все виды настоящих синиц, характерные для города: большая синица и обыкновенная лазоревка, московка и хохлатая синица, буроголовая и черноголовая гаички. Здесь нет только белой лазоревки, которая занесена в Красную книгу и в Минске не встречается. Из других видов синиц, относящихся к другим семействам, здесь встречается длиннохвостая синица, а ремез и усатая синица в лесопарке не живут, т.к. для них необходимы другие биотопы, связанные, прежде всего, с водоемами.
Каждый сезон, даже зимой, мы ходим в поход выходного дня, где проводим небольшой квест с разнообразными заданиями, а потом собираемся у костра, запекаем в углях картошку и пьем ароматный чай с печеньем.
Гвоздем программы становятся песни под гитару, которые знают все ребята, активно подпевают и танцуют на свежем воздухе. Такие богатые на впечатления мероприятия запоминаются детям на всю жизнь.
«Зелёные» классы дают каждому ребенку возможность почувствовать себя исследователем природы, постигать ее тайны и делать первые шаги в ее сохранении. Мы поддерживаем и поощряем детский интерес ко всему природному, что их окружает. Переключаем внимание с гаджетов на окружающий мир. Наша работа направлена на то, чтобы воспитать новое поколение минчан в интересах устойчивого развития. Еще одна польза от «зеленых» классов: дети рассказывают обо всем, что услышали на занятиях, дома – родителям, бабушкам и дедушкам, друзьям. Получается, идет обучение и экологическое просвещение всего микрорайона. Мы очень надеемся, что когда-нибудь «зелёные» классы будут во всех районах Минска, в каждой школе».
Сама идея создания «зеленых» классов принадлежит директору Центра экологического воспитания и развития Руслану Шайкину – орнитологу, заслуженному педагогу и обладателю международного звания «Защитник дикой природы». Именно он предложил создавать своего рода клубы юных любителей природы, для того чтобы дети с ранних лет познавали природу и бережно относились к ней. Цель – воспитать новое поколение детей, обладающее высоким уровнем экологической культуры.
Проект «Зеленые классы белорусской столицы» поддерживается Минским городским комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды и реализуется учреждением «Центр экологического воспитания и развития».
Поделиться: