Поиск по сайту

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ СОВМЕСТНЫХ ЭКСКУРСИЙ ВЫХОДНОГО ДНЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ


Авторcтво: Лычковская Анастасия Евгеньевна, Фёдорова Мария Владимировна ГБДОУ детский сад № 65 Кировского района Санкт- Петербурга


Аннотация. Данная статья рассказывает о практическом опыте педагогов по организации совместных экологических экскурсий для родителей и воспитанников старшего дошкольного возраста, с акцентами на освоение правил дорожного движения (ПДД), нравственно-патриотическое воспитание и др. В ходе данных мероприятий дети и родители приобретают дополнительные знания и учатся экологическому поведению в городской среде.

Ключевые слова: экологическое поведение, экскурсия, экологический транспорт.

Современный темп жизни диктует нам свои условия, вносит не только временные коррективы, но и напрямую влияет на наше здоровье и мировоззрение. Многие родители настолько заняты работой, что свободное от нее время зачастую проводят дома, у телевизоров или за домашними хлопотами, в то время как дети все вечера и выходные проводят дома за гаджетами.

Недостаток физической активности заметен у многих детей: нарушение осанки, слабый мышечный корсет, разбалансированность тела, плохая координация, ранние проблемы со зрением, плохой аппетит. В тоже время у современных детей можно заметить также повышенную психическую возбудимость, плаксивость и сложности с развитием устной речи.

Работая продолжительное время с воспитанниками нашего сада, мы заметили тенденцию к снижению не только показателей здоровья подрастающего поколения, но и сужение кругозора воспитанников, их неосведомленности о многих знаменитых местах нашего города, различных культурных событиях, низкий эмоциональный отклик, сложности в составлении рассказа о своих впечатлениях с рисунками и лепкой по представлению.

Проанализировав данную тенденцию, опросив родителей и воспитанников, мы с коллегами получили результаты, говорящие о проблеме в организации совместного досуга родителей и детей, наличии эмоциональной отдаленности детей от родителей. Крайне важно помочь родителям организовать совместный досуг с детьми. Объяснить, как это важно для ребенка – находиться вместе с близким человеком рядом, получить совместные впечатления, которые можно вместе обсудить, быть вместе с родителем среди других детей, ведь каждый ребенок гордится своими родителями и ищет возможность демонстрации того, что он любим в семье, другим детям. Для родителей совместный досуг с ребенком – это возможность отвлечься от рутинной работы, уделить внимание ребенку, стать с ним эмоционально ближе.

Полученные в ходе анализа результаты помогли нам определиться с формой и планом работы по устранению имеющихся проблем. Для решения имеющихся трудностей нам нужно было выбрать форму организации мероприятий, позволяющую не только расширить кругозор воспитанников, но и напрямую влияющий на эмоциональное сближение детей и родителей в ходе совместной деятельности.

В основу нашей работы легли совместные экскурсии выходного дня. Педагогами разрабатывался маршрут, программа экскурсии, изготавливались атрибуты и маршрутные листы, после чего в назначенный день семьи воспитанников и педагоги встречались и совместно участвовали в мероприятии.

Тематика таких экскурсий может быть самая различная, направленная как на расширение кругозора детей, так и на устранение выявленных педагогами проблемных моментов. Экскурсии проводились с использованием городского экологического транспорта: троллейбуса, трамвая и метро. С детьми было проведена беседа на тему экологичности выбранного транспорта, где особое внимание было уделено предпочтительности использования общественного транспорта перед личным, а также целесообразность выбора в пользу электротранспорта ввиду отсутствия у последнего выхлопных газов.

Например, нами была проведена экскурсия по формированию основ безопасного поведения на дороге с воспитанниками старшей группы, где участники передвигались на общественном транспорте, чтобы посетить Музей Железных дорог России. Во время поездки дети, под руководством своих родителей, в специальных маршрутных листках с заданиями делали отметки о том, что они увидели и заметили, вместе обсуждали увиденные дорожные ситуации. Время на посещение самого музея мы оставили без заданий, чтобы родители с детьми могли просто побыть вместе, наполниться впечатлениями, сделать памятные фото. Данное мероприятие вызвало большой эмоциональный отклик у воспитанников и расширило их знания в данной области, что было особенно актуально, поскольку в саду мы ведем углубленную работу по изучению ПДД и правил поведения на железной дороге. Также мы смогли обратить внимание родителей на важность соблюдения ПДД, а для родителей-автолюбителей показать другую сторону дорожных отношений, где они были в роли пешеходов и пассажиров общественного транспорта.

Другое мероприятие имело историческую и патриотическую направленность. В рамках совместной экскурсии с семьями воспитанников, мы отправились узнавать тайны Петергофской дороги на трамвае по старому маршруту этой дороги, увидели уцелевшие здания бывших дач и имений знаменитых людей прошлых столетий. В конце экскурсии дети посетили музей Петергофской дороги в здании библиотеки, где также узнали много нового об истории родного края. Данное мероприятие очень понравилось не только детям, но и взрослым, и, что особенно ценно, именно взрослые участники выразили желание участвовать в мероприятиях такого типа и предложили помощь в их организации.

Системное проведение таких совместных экскурсий сближает не только детей и взрослых, но и устанавливает доверительные отношения в системе «родитель-педагог», поскольку родители видят заинтересованность педагогов, их старания, они стараются в ответ поддержать нашу инициативу, найти время для посещения мероприятия, оказать необходимую посильную помощь.

Получая отзывы участников экскурсии, мы определяемся с дальнейшим маршрутом наших экскурсий, выбираем их с учетом пожеланий и интересов участников. Положительной тенденцией мы можем считать и то, что с каждым разом в данных экскурсиях участвует все большее количество семей, дети с радостью делятся впечатлениями с другими детьми, приносят фотографии, рисуют самые памятные моменты экскурсий. Детям прививается экологическое мышление через осознанность выбора более экологического транспорта, соблюдения культуры поведения в городской среде (не бросать мусор, не портить зеленые насаждения и газоны, принимать активное участие в экологических акциях, городских субботниках, сборах макулатуры, перерабатываемого пластика и батареек/аккумуляторов).

Интересы детей расширились, они стали интересоваться музеями и выставками, работой общественного транспорта и пешими прогулками. Родители стали проявлять большую осознанность и ответственность в организации детского досуга, самостоятельно посещают не только музеи, но и различные мастер классы, библиотеки, парки. Все большее количество родителей старается организовать активный отдых для детей в выходные: коньки, лыжи, пешие прогулки по паркам. В группе мы оформили уголок, куда можно принести фото совместного выходного, и это стимулирует других детей проявить фантазию и договориться с родителями о совместном досуге.

Проводимую работу мы считаем важной, особенно на этапе дошкольного детства, поскольку в дошкольном возрасте проще прививаются привычки, имеет место большая любознательность и открытость новому, большая эмоциональная привязанность к родителям – и это главное, что мы должны донести до родителей. Ведь даже в начальной школе будет гораздо сложнее увлечь ребенка, а в подростковом возрасте с организацией совместного досуга могут возникнуть большие проблемы, а эмоциональная отдаленность ребенка от родителей будет рождать обиды и всевозможные сложности в отношениях. Обратив внимание родителей на эти моменты сейчас, оказав им нужную помощь, мы надеемся сделать наших воспитанников счастливее и успешнее в будущем!

 

Литература

1. Бабенкова Е. А., Федоровская О. М. Технология оздоровления детей в детском саду. М.: Перспектива, 2012.

2. Павлова М. А., Лысогорская М. В. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения. Модели программ, рекомендации. – Волгоград: «Учитель», 2016.

3. Чернилевский, Д.В. Духовные и нравственные ценности детей и молодежи / Д.В. Чернилевский, Т.И. Петракова // Педагогика. – 2004. – № 3.


Поделиться: