Авторcтво: Кацай Лариса Викторовна, учитель начальных классов, Шкарлет Валентина Леонидовна, учитель начальных классов, Исмогулова Мария Байжановна, учитель начальных классов ГБОУ школы № 482 Выборгского района Санкт-Петербурга |
Аннотация. Экологическое воспитание рассматривается как важная часть экологического образования и направление в школьной педагогике. На основе интегрированного подхода в начальной школе характеризуются различные виды экологически ориентированной деятельности учащихся, направленные на формирование ответственного отношения к природе. Особое внимание уделено экологической сказке.
Ключевые слова: экологические знания, экологическое образование, эколого-краеведческое воспитание, интегрированный подход, экологическая сказка, экологическая реклама, экологическая акция, экологическая игра.
Мы не наследуем землю у своих предков,
а берём её взаймы у своих детей.
В современном мире, когда проблемы экологии вызывают беспокойство среди ученых и педагогов, возникает важный вопрос о совершенствовании экологического воспитания детей и подростков. Экологическое воспитание, как часть экологического образования, рассматривается как ключевое направление в образовательной деятельности школы. Сегодня перед нами стоит задача изменения отношения к окружающей среде и обеспечения соответствующего воспитания и образования молодого поколения.
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительные процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережнее относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем селе, районе, крае и в стране.
Потребность к познанию у младших школьников возникает через любознательность и любопытство. Получая новые знания, они хотят узнать, как можно больше, задавая много вопросов. Окружающий мир так интересен, что детям хочется знать «почему и отчего».
Интегрированный подход в начальной школе можно осуществлять разными способами, в частности, это может быть исследовательская деятельность. Именно естественно-научные дисциплины могут дать ответы на бесконечные вопросы школьников.
Интеграция естественно-научных и гуманитарных знаний необходима для формирования экологической культуры обучающихся. Объединение знаний из различных дисциплин, таких как окружающий мир, русский язык, технология, изобразительное искусство и литературное чтение, позволяет младшим школьникам развить комплексное понимание сложных отношений между человеком и окружающей средой. Такой подход способствует формированию у учащихся умения видеть мир через призму междисциплинарного взгляда, способствуя устойчивым практикам и пробуждая глубокую благодарность к природе.
Таким образом, не преуменьшая роли научных экологических знаний, следует признать, что главным в школьном экологическом образовании является его общекультурная, деятельностная направленность. Получаемые знания должны закрепляться в практических делах.
Как научиться понимать природу и правильно взаимодействовать с ней? Как воспитать экологическое сознание и экологическую культуру? Как помочь справиться с глобальными экологическими проблемами? Ответы на поставленные вопросы нужно искать с детства.
Задача педагога связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде, и помочь справиться с экологическими проблемами.
Наша школа активно занимается эколого-краеведческим воспитанием, где педагоги в урочной и внеурочной деятельности уделяют внимание экологическому воспитанию учащихся. Важным аспектом является организация разнообразных видов детской деятельности: игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, и музыкально-художественной. С первого сентября наши первоклассники принимают участие в различных конкурсах, создают «Экологическую Азбуку», пишут экологические сказки и рассказы, инсценируют их, демонстрируют пальчиковые и кукольные представления своих произведений одноклассникам, и участвуют в выставках рисунков.
Наши предки передавали свои экологические знания из уст в уста. И это нашло отражение в легендах, мифах и сказках.
Сказки – это особый мир детства, непринужденная обстановка, задушевный настрой, доброта и радость. Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных персонажей, их действий, а также конечным результатом. Они учат научному видению в занимательной форме, помогают раскрыть сложные явления природы. Большую роль играют и следующие факторы: доступность материала, увлекательная форма повествования с элементами загадочности.
Сказки, написанные самими детьми, занимают особое место в экологическом воспитании. Они помогают понять глубже детские интересы и их направленность.
Ученик 4-го класса придумал свою экологическую сказку «Как я возвращал птиц в родной город», участвовал в районном конкурсе «Экологическая сказка» и заняла 2-е место.
«Как я возвращал птиц в родной город»
В самом красивом городе на планете Санкт-Петербурге живёт мальчик, не большой, не маленький – четвероклассник Давид. Каждый день город растёт и развивается! Но всё меньше становится в нём зелёных насаждений, не слышно в нём пения птиц. Машины загрязняют воздух, а люди мусорят, не задумываясь о последствиях. Как-то раз отправился Давид со своей семьёй в лес, чистым воздухом подышать, грибов пособирать.
В лесу всё было красиво и ярко! Деревья живой стеной оберегали покой леса, кругом пели птицы, под ногами мелодично шуршала трава. Любовался Давид красотой природы и стало ему грустно, что такой красоты нет рядом с домом. Увидел Давид птичку невиданной красоты, она очень звонка пела на веточке. Когда птичка закончила свою чудесную песенку, Давид спросил, не хочет ли она прилететь к нему в гости и петь свои красивые песни у него во дворе? А птичка ему и запела человеческим голосом свою историю: «Давидушка, птичкой я была ленинградской, жила на деревьях в любимом сквере со своими сёстрами и братьями, кушали зернышки из скворечников, радовали людей своих пением, а они взяли и вырубили наш сквер. Уничтожили наш дом своим равнодушием, мусором и грязным воздухом. Нам негде стало жить, и мы прилетели в лес! Попрощался Давид с птичкой, пригорюнился, задумался как же ему маленькому мальчику птиц в город вернуть.
Рассказал родителям, какая история с ним произошла. Как птичку встретил, как задыхается в городе всё живое без деревьев. Мама и папа выслушали сына внимательно и решили своими силами помочь любимому Петербургу. Высадили возле дома в палисадник красивые деревья, кусты и цветы! Увидели соседи, как их семья красоту наводит, понравилась им идея, и они тоже засадили свои палисадники деревцами и кустарниками! И стал их двор самый красивый в городе! И в него вернулись птицы. Мальчишки построили с папами скворечники, чтобы птичкам было что есть, и они никуда больше не улетели!
Рассказал Давид всему классу, как вернули птиц в свой двор, что нужно беречь природу и не мусорить. Ребята своим родителям рассказали. И началось возрождение зелёных дворов великого Санкт-Петербурга! Школьники убрали весь мусор возле своих домов и школ! Птицы вновь вернулись в город! Запели свои песни пуще прежнего во дворах.
И увидел Давид на веточке птичку одну особенную, только глаза у неё теперь веселые были, улыбнулся, а она ему в ответ так пронзительно и тонко запела. Понял Давид, что всё он сделал правильно. Люди, может и вам пора задуматься? Будущее в ваших руках!
В истории Давида сказочное объединение наук ярко проявляется. Его первая встреча с птичкой пробуждает любопытство к миру природы, заставляя Давида узнавать о важности зелёных насаждений и влиянии человеческой деятельности на местные экосистемы. Через действия его родителей Давид узнаёт о роли социологии и психологии в формировании поведения и отношения сообщества к окружающей среде. Действия школьников по уборке мусора в своих районах демонстрируют мощь социальных изменений и значение общественного участия в охране окружающей среды.
В сказке Давид, как и многие дети, любящие природу, осознают важность зелёных насаждений в жизни городов и людей. Они узнают о том, как загрязнение воздуха и мусор влияют на жизнь птиц и других обитателей природы. Через сказку дети могут понять, как важно беречь природу и участвовать в её очистке. Они могут понять, что каждый может внести свой вклад в сохранение природы, начиная с уборки мусора возле своего дома и школы.
Интеграция естественно-научных и гуманитарных знаний в сказке происходит через понимание причин, по которым птицы покинули город, и путей решения этой проблемы. Через понимание биологических потребностей птиц (еда, убежище) и влияния загрязнения окружающей среды на них, дети могут понять, как важно сохранять чистый воздух и зелёные насаждения в городах.
В конце сказки Давид понимает, что он сделал правильно, и это подразумевает, что он получил удовлетворение от своих действий. Это показывает, что экологическое воспитание может быть эффективным, если оно связано с положительными эмоциями и ощущением личной ответственности за окружающую среду.
В целом сказка про Давида может быть использована в качестве одного из инструментов экологического воспитания детей, так как она позволяет объединить естественно-научные и гуманитарные знания, а также позитивные эмоции и ощущение личной ответственности за окружающую среду.
Экологические сказки играют значительную роль в процессе экологического воспитания, обучая детей научному мышлению в увлекательной форме, способствуя пониманию сложных явлений природы и развивая интерес к окружающей среде. Основное назначение сказок для маленьких слушателей заключается в том, чтобы через голоса самих обитателей дикой природы донести до детей проблемы, с которыми сталкиваются живые существа, и вызвать у них эмоциональное отклик. В экологических сказках животные и растения оживают, переживая изменения в окружающей природе и своей повседневной жизни.
Наши обучающиеся участвуют в раздельном сборе мусора, демонстрируя таким образом ответственное отношение к окружающей среде. Взрослые могут показать пример правильной сортировки мусора, разделяя отходы на бумагу, пластик и батарейки, и размещая их в соответствующих контейнерах. Дети быстро понимают эту концепцию и начинают сортировать мусор самостоятельно, кладя бумагу в контейнер для бумаги и т.д. Таким образом, мы помогаем детям развивать привычку к экологически грамотному поведению с детства.
Экологическая реклама. Реклама – это определенная информация, которая упакована в оригинальную форму. Кроме информации реклама несет в себе определенный эмоциональный настрой. Именно поэтому дети так любят рекламу, играют в нее.
Экологическая реклама может быть связана с интеграцией естественно-научных и гуманитарных наук у младших школьников путем использования экологического образования и краеведения. Этот подход позволяет объединить знания о природе, экологических проблемах и нравственном отношению к природе, формируя экологическую культуру у младших школьников. Интеграция естественно-научных и гуманитарных знаний в экологическую рекламу для младших школьников может быть достигнута путем совместного изучения естественных наук, таких как биология и химия, с гуманитарными дисциплинами, такими как этика и философия. Кроме того, использование краеведческого материала в образовательном процессе может помочь младшим школьникам лучше понять экологические проблемы своего региона и принять ответственное отношение к окружающей среде.
Опыт показывает, что, в ответ на предложение детям создать свою экологическую рекламу, они с восторгом включаются в эту игру. Чтобы составить рекламу, ребенок должен как можно больше узнать об объекте и выделить наиболее характерные, на его взгляд, особенности.
Ребята участвуют в экологической акции «Сдай батарейку – спаси Ёжика!», «Крышечки ДоброТы». Собранная учениками крышечки отправляются на завод по переработке пластика.
Изучение экологической культуры через игровую деятельность позволяет младшим школьникам не только узнавать о природе, но и развивать навыки решения проблем, критического мышления и сотрудничества. Экологические игры стимулируют интерес к окружающей среде, помогают понять взаимосвязь между человеком и природой, а также формируют ответственное отношение к окружающей среде.
Интеграция естественно-научных и гуманитарных наук в экологические игры позволяет учащимся понимать экологические проблемы с разных точек зрения, включая научный, этический и социальный аспекты. Это помогает формировать у младших школьников комплексное понимание экологических вопросов и развивать навыки принятия информированных решений в области охраны окружающей среды.
В нашей школе ежегодно проводится научно-практическая конференция «Знаю, умею, расскажу и покажу», к которой ребята готовят свои исследовательские экологические проекты.
В проектах и исследовательских работах, посвященных экологии, раскрываются проблемы загрязнения окружающей среды, почвы, атмосферы, воды, растений, мест обитания животных. Также в этих работах затрагиваются такие темы, как здоровое питание, генетически модифицированные организмы (ГМО), использование сотовых телефонов, утилизация отходов и проблема бездомных животных. Такая разнообразная тематика делает научно-исследовательские работы школьников интересными и актуальными.
Каждый год, наши учащиеся принимают участие в экологическом и образовательном проекте «Эколята – молодые защитники природы». В рамках проекта, они участвуют в различных конкурсах, которые направлены на формирование у них богатого внутреннего мира и ценностных отношений к природе, развитие любви к ней и бережного отношения к ней. Целью этих конкурсов является воспитание культуры любви к природе и соответствующего отношения к ней.
Также весь год на внеурочной деятельности под названием «Орлята России» по треку Орленок-Эколог мы формируем экологическую культуру, осознания необходимости ответственного отношения к окружающему миру и важности деятельности по сохранению природного достояния
Таким образом, экологическое образование и воспитание является очень важной составляющей воспитания нового современного общества. История Давида напоминает нам, что будущее планеты находится в руках молодого поколения. Формирование экологической культуры через интеграцию естественно-научных и гуманитарных знаний способствует тому, чтобы обучающиеся стали ответственными хранителями окружающей среды. Как показывает опыт Давида, даже маленькие действия могут иметь большое влияние на мир вокруг нас.
Воспитывая у учащихся чувство ответственности и заботы о природе, мы можем вдохновлять их стать агентами перемен, стремящимися к устойчивому и гармоничному будущему для всех.
Литература
1. Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2019.
2. Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми популярное пособие для родителей и педагогов. – Минск: Асар, 1996. – 112 с.
3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания школьников: Учебное пособие. – М.: Академия, 2009.
4. Тихонова А.E., Деев В.М. Приобщите младших школьников к краеведческой работе с целью их экологического образования. //
Начальная школа. 2018.
– № 6.
5. Фадеева Г.А. Экологические сказки: пособие для учащихся 1 - 6 классов / Г.А. Фадеева. - Волгоград: Учитель, 2003.
6. Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников: теория и методика внеурочной работы / И.В. Цветкова. - М.: Педагогическое общество России, 2020.
7. Шорыгина Т.А. Зелёные сказки: экология для малышей. М.: ТЦ Сфера, 2008.
Поделиться: