Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ КАК НЕОБХОДИМАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье представлена тематика и методические особенности внеурочных занятий для учащихся начальной, основной и старшей школы, направленных на изучение природного и культурного наследия Санкт-Петербурга и его пригородов. Характеризуются формы эколого-краеведческой деятельности: пешеходные прогулки, экскурсии и походы, краеведческие игры и фестивали, создание документального кино, историко-краеведческие проекты и пр. Ключевые слова: внеурочные занятия, природа родного края, культурно-историческое наследие, общественно значимая деятельность, экологическая культура, всестороннее развитие и воспитание.
Одно из направлений внеурочной деятельности в нашей школе –туристско-краеведческая деятельность. Увлеченный краеведением человек изучает не только культурно-историческое наследия, а также природу родного города и края и заботится об их сохранении. Поэтому обучение краеведению тесно взаимосвязано с экологическим воспитанием. Необходимый компонент внеурочных занятий курса «История и культура Санкт-Петербурга» – это изучение природы родного края. Начиная со 2-го класса, большинство из занятий (с сентября по ноябрь и с марта по май) проводится на улицах и в парках Петергофа. Представим их основную структуру. Для учащихся 2 – 4 классов: 1-я четверть – пешеходные экскурсии по Английскому, Луговому и Нижнему паркам; 4-я четверть – учебные прогулки по Английскому, Луговому и Колонистскому паркам (учебные прогулки отличаются от экскурсий тем, что большую часть информации о культурно-исторических и природных объектах учащиеся добывают сами путем исследования объектов и в процессе выполнения заданий, подготовленных для них учителем). Для учащихся 4-х классов: 1-я четверть – участие в 1 туре районной краеведческой игры «Путешествие сквозь века» на территории парка усадьбы Сергиевка; 4-я четверть – участие во 2 туре районной краеведческой игры «Путешествие сквозь века» в краеведческом музее г. Ломоносова. Во время пешеходных прогулок по улицам и паркам района учащиеся познают его историю, флору и фауну, а также развивают следующие практические навыки: § умение наблюдать за окружающей средой; § бережное отношение к природе; § активную гражданскую позицию в деле охраны окружающей среды. Экскурсии на местности и учебные прогулки хороши тем, что рассказ учителя и впечатления детей от окружающей среды можно превратить в совместное творчество. Например, дети называют деревья, которые встречают по дороге к культурно-историческому объекту. Кто больше? Если дерево не знакомо – называет учитель. В парке соревнуемся, кто заметит и назовет первоцветы, птиц, обитателей водоемов. Во время таких прогулок беседа о необходимости беречь природу возникает сама собой, как естественное продолжение желания любоваться ее красотой. Для учащихся старшей школы расширяется география пешеходных экскурсий. Это уже не только Петергоф и его окрестности, а также г. Ломоносов, Ломоносовский район, Ленинградская область. Например, в этом учебном году был реализован следующий план внеаудиторной части внеурочных занятий курса «История и культура Санкт-Петербурга» для учащихся 5 – 9-х классов: 1-я четверть – участие в районной краеведческой игре «Парк «Сергиевка»: история и современность»; 4-я четверть – участие в районной краеведческой игре «Усадьбы Петергофской дороги». Для участников проекта «К истокам»: 3-я четверть 2022-2023 уч. года – поездка в деревню Жабино Гатчинского района Ленинградской области; 2-я четверть 2023-2024 уч. года – съемки видеоролика «Сквер суворовцев»; 3-я четверть 2023-2024 уч. года – пешеходные экскурсии: в деревню Низино Ломоносовского района Ленинградской области, «Памятники воинской славы Петергофа», «Памятники Суворовского городка». В работе со старшеклассниками от согласия с утверждением: «Надо беречь природу», – переходим к поиску ответа на проблемный вопрос: «Что я могу сделать для сохранения окружающей среды?» Чаще всего учащиеся находят ответ на этот вопрос в процессе работы над проектами. Особенно это касается участия в социальных проектах. Для юных экскурсоводов школьного музея участие в фестивале мультимедийных искусств «Весна Победы» с видеороликом «Сквер суворовцев» стало полезным опытом в деле создания документального кино и возможностью убедится, что в трудное послевоенное время большое внимание уделялось озеленению Ленинграда и созданию новых природных территорий. А наш проект «От березовой рощи до сквера Памяти» показал, какова реальная польза от общественно-значимой деятельности актива школьного музея. Ведь одним из результатов этого проекта стало то, что топонимическая комиссия Санкт-Петербурга рассматривает возможность названия «Сквер суворовцев» для безымянной березовой рощи, посаженной первыми суворовцами Ленинградского пограничного суворовского военного училища, располагавшегося с 1946 по 1960 годы в Петергофе. Поездка в деревню Жабино Гатчинского района Ленинградской области в марте 2023 г. – наглядный пример широты географии наших внеурочных занятий по краеведению. Главной целью этой поездки было посещение мемориала Ново-Петергофским курсантам-пограничникам, защищавшим в 1941 г. подступы к Ленинграду. Помимо этого, посетили церковь Святой Ксении Петербургской, парк XVIII века в заброшенной усадьбе П.А. Румянцева-Задунайского и имели возможность оценить красоту природы Ленинградской области в любое время года. Пока еще небольшая группа учащихся из 6, 7 и 8-х классов с 2022 г. участвует в проектной деятельности «К Истокам». Форма работы – это однодневные и двухдневные походы выходного дня. 4-я четверть 2022-2023 уч. года – однодневные походы в Луговой парк, усадьбу «Знаменка» и парк Александрия. 4-я четверть 2023-2024 уч. года – однодневные походы на мемориал «Малая Пискаревка» в г. Ломоносове и на гору Колокольню (деревня Гостилицы Ломоносовского района Ленинградской области). Двухдневные походы выходного дня: май 2023 г. – поход на форт «Красная горка» (в дни районного туристического слета); 16 – 17 сентября 2023 г. – поход на форт «Красная горка»; май 2024 г. – деревня Елизаветино Гатчинского района Ленинградской области. Ожидаемый результат данной деятельности – всестороннее развитие и воспитание личности ребенка: патриотическое, физическое, общекультурное и, безусловно, экологическое. Во время однодневных походов ребята выполняют задания, направленные не только на приобретение туристических навыков, а также развивающие экологическую грамотность и культуру. Приведем некоторые примеры. § Луговой (Озерный) парк, павильон «Озерки» («Розовый») – «царство» воды и лугов. Задания на маршруте: работа с картой – нанесение условных знаков объектов, в том числе природных, найти первоцветы, перелетных птиц, обитателей водоемов и сфотографировать. § «Непарадная» часть Петергофской нижней царской дороги напротив усадьбы Знаменка – берег Финского залива. Задания на маршруте: пройти тропой по заболоченной местности, помогая друг другу, поставить туристическую палатку. В мае и сентябре 2023 года ходили в двухдневные походы на форт «Красная горка» (Ломоносовский район Ленинградской области). В программе походов: § мастер-классы по установке палатки, по устройству кострища и разведению костра; § обустройство туристического лагеря и обучение навыкам ведения туристического хозяйства (приготовление пищи на костре, мытье посуды в походных условиях и т.д.); § инструктаж о поведении в лесу, на склонах, у воды, пожарная безопасность; § посещение памятников героям Великой Отечественной войны 1941-1945; § прохождение Эко-тропы; § спортивные игры и эстафеты; § мини-викторина на знание истории и природы родного края. В походе дети могут почувствовать себя частью окружающего мира. Даже не столько понять, сколько именно ощутить, прочувствовать, что бережное отношение к природе – необходимое условие жизни и благополучия самого человека. Участие в походах способствует развитию у подростка множества полезных личностных качеств и практических навыков: § адаптация к походным условиям и навыки выживания в лесу; § взаимовыручка, умение работать в команде и со своими сверстниками, и с взрослыми; § выносливость, отзывчивость, дисциплинированность, спокойствие и оптимизм; § бережное отношение к природе; § экологическая грамотность; § активная гражданская позиция в отношении сохранения и улучшения экологически благоприятной окружающей среды. В походе человек развивает свою экологическую культуру в самом широком значении этого слова: не просто понимает, что он – часть природы, а начинает чувствовать себя частью природы. Походы помогают детям и взрослым укрепить не только свое физическое, а также и психологическое здоровье. Поход – это положительные эмоции, хорошее настроение, яркие впечатления, чувство раскрепощения и единения с природой, возможность ощутить себя частью окружающего мира и каждой своей клеточкой прочувствовать необходимость беречь его.
Литература 1. Коробкова Е.Н., Рапопорт А.Д., Шейко Н.Г. Воспитание гражданской идентичности средствами туристско-экскурсионной деятельности. Лучшие петербургские практики: учебно-методическое пособие. - СПб: СПб АППО, 2018. – 92 с. 2. Гизетдинова З.Р., Тюрина Е.А. Туристические походы как эффективный инструмент экологического и патриотического воспитания /З.Р. Гизетдинова, Е.А. Тюрина // Молодой ученый. – 2022. – № 42 (437). – С. 7-9. 3. Методические рекомендации по организации и проведению краткосрочных пешеходных походов с обучающимися / Министерство просвещения Российской Федерации ФГБОУ ДО «Федеральный центр дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей» - Москва, 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://goo.su/DWzMW56 (дата обращения: 15.04.2024). Поделиться: |