Авторcтво: Александрова Анастасия Николаевна, старший воспитатель, Баранова Татьяна Сергеевна, педагог-психолог ГБДОУ №104 Выборгского района Санкт-Петербурга |
21 век - время перемен в системе образования России. Перемены коснулись и вопросов воспитания: как никогда ранее стала актуальной непростая задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Одним из путей духовно-нравственного воспитания является путь вовлечения детей в праздничную культуру своего народа. На Руси православные праздники вплетались в народные, придавая им возвышенность и святость, а народные обычаи вносили в православные праздники жизнерадостность, красоту, неповторимость, оригинальность.
Знакомясь с обрядовыми праздниками благодаря фольклору, в частности, русским народным песням, потешкам, прибауткам, колыбельным песням, ребенок легче входит в окружающий мир, через сопереживание лирическим героям полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, – словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.
В нашем детском саду в рамках духовно-нравственного воспитания, большое место в приобщении детей к народной культуре занимают праздники народного календаря. У нас сложилась хорошая традиция отмечать календарные и фольклорные праздники: Покров день, Святки, Рождество, Масленицу, Сороки, Пасху.
И вот о том, как у нас готовятся и проходят эти праздники мы и хотим поделиться опытом на примере проведения праздника Сороки.
Весенний праздник «Сороки» – древняя славянская традиция, связанная с приходом весны. Это праздник весенних птиц. Он отмечается согласно народному календарю восточных славян 22 марта, в день весеннего равноденствия. Само название праздника связано с днем памяти сорока Севастийских мучеников, который отмечается православной церковью. Детям приносит огромную радость не только сам праздник, но и подготовка к нему. Поэтому готовиться к празднику мы начинаем заранее, выстраивая свою работу в виде проектной деятельности. Задолго до праздника мы проводим беседы о весне, ее признаках, изменениях в природе, последовательности месяцев, о зимующих и перелетных птицах.
В ходе проектной деятельности педагоги разучивают с детьми обрядовые песенки, стишки и поговорки, знакомят их со старинными народными играми. Так дети получают знания об истории своей страны, традициях русского народа. С большим удовольствием они делают из бумаги птичек –веснянок для праздничного дерева. А сколько радости приносит им изготовление жаворонков из соленого теста, не говоря уже о выпечке жаворонков из настоящего теста. Активно привлекаем к участию в проекте и родителей: вместе с детьми они вспоминают историю праздника, его обычаи, дома выпекают печенье в виде жаворонков и приносят в детский сад. Некоторые мамы оказывают нам помощь в выпечке жаворонков, проводя мастер-класс в детском саду.
Большую помощь и вклад в реализацию проекта вносят наши социальные партнеры – педагоги ДДТ «Современник». Они также рассказывают детям об истории праздника, его сути. Совместно с детьми разучивают заклички, игры.
Итоговым мероприятием в этом проекте становится фольклорный праздник «Жаворонки прилетите, весну принесите». На празднике дети играют в народные игры, поют заклички, подбрасывают жаворонков, веселятся, угощаются жаворонками, а головки несут домой маме согласно традиции. Радостное общение детей и взрослых в подготовке и проведении праздников- важное условие для развития личности ребенка, возрождения народных, семейных традиций. Мы надеемся, что такие события помогают детям и их родителям не забывать традиции своего народа, поднимают интерес к русскому фольклору, забытым традициям своего народа.
Поделиться: