Поиск по сайту

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ


Авторcтво: Попова Анастасия Андреевна, учитель английского языка ГБОУ школа № 482 Выборгского района Санкт-Петербурга


       В современном мире развиваются и приобретают силу экологическое образование и воспитание, одни из важнейших областей педагогической деятельности. Экологизация образования означает формирование нового миропонимания и новый подход к деятельности, основанный на формировании ноосферно-гуманитарных и экологических ценностей.

       Экологическое воспитание отражает человека во всех сферах жизни: в его хобби и на работе, дома и в свободном времяпрепровождении. Основными ценностями, которые преследует экологизация образования, можно считать ценностное воспитание и формирование ответственности. Ежедневно люди влияют на состояние окружающей среды, поэтому очень важно, чтобы дети могли осознать воздействие, которое исходит от их собственной деятельности, и минимизировать негативное воздействие по отношению к окружающей среде. Также важно, чтобы дети осознавали, что они несут ответственность за собственные действия и их последствия [1].

       В зависимости от целевой группы обучающихся и её возраста экологическое воспитание осуществляется различными методами, в разной среде деятельности и с помощью различного материала.

       На уроках английского языка в начальных классах раскрываются следующие темы:

·                   «Здоровая еда»

·                   «Природа»

·                   «Животный и растительный мир»

·                   «Здоровый образ жизни»

·                   «Защита окружающей среды» и т. д.

        В одном из УМК, по которым работает наша школа, – «Brilliant (Английский язык)» Комаровой Ю.А., Ларионовой И.В. и др., находятся отсылки к теме защиты окружающей среды, ведение здорового образа жизни и т.д. Авторы предлагают выполнить проекты для большей заинтересованности учащихся [2].

        Так, например, одной из тем изучения в 4 классе является «The world around us. Healthy food» (Мир вокруг нас. Здоровая еда). В рамках данного раздела учащиеся учат новые лексические единицы, знакомятся с текстом, в котором содержится информация о еде, содержащей много витаминов и необходимого белка. После выполнения различных послетекстовых заданий, учащиеся приступают к обсуждению еды, которую они едят. Как один из видов речевого задания, учащимся предлагается описать рацион питания своего друга, решить полезный ли он и привести доводы своего мнения. В рамках данной темы учителем также может быть проведена ролевая игра: учащимся предлагается составить рецепт собственного здорового и вкусного блюда и продемонстрировать его на своем кулинарном шоу.

       В рамках темы «My daily routine» (Мой распорядок дня) учащиеся совместно с учителем обсуждают распорядок дня, правила здорового сна, необходимости соблюдения правил гигиены, режима питания и т.д. Как дополнение к данной теме, учитель может затронуть вопросы о пагубности влияния интернета и компьютерных игр на распорядок дня детей. Для этого можно попросить детей выполнить проект: составить распорядок дня здорового человека и человека, который не соблюдает режим.

      Во время прохождения вышеуказанной темы замечательно вписывается обсуждение различных видов спорта. Учащимся предлагается ознакомиться с различными видами спорта, обсудить, каким спортом они занимаются, влияние спорта на здоровье.

      Одна из тем УМК посвящена домашним и диким животных, где учащиеся узнают не только названия различных видов животных, а также где они обитают, но и учатся ухаживать за животными и брать ответственность за своих питомцев. При работе над данной темой можно использовать различные виды уроков: урок-путешествие, ролевая игра, устные опросы, урок-конкурс. Учащиеся могут составить и обыграть диалог «Я в зоопарке» или же написать письмо своему другу о том, как он ухаживает за своим питомцем.

      Таким образом, уже с начальных классов на уроках английского языка формируются и развиваются экологическое мышление, экологическая культура учащихся. Использование интерактивных методов и игровых форм с целью экологического воспитания на занятиях иностранного языка, позволяет более наглядно продемонстрировать учащимся экологическую ситуацию современного мира. Задача педагога на занятиях иностранного языка – заинтересовать школьников экологическими проблемами, используя всевозможные формы и методы образования и воспитания.

 

Литература

1. Ашырова, М.Г. Проблемы и необходимость экологического воспитания и образования детей; цели экологического воспитания / М. Г. Ашырова // Инновационные механизмы решения проблем научного развития: сборник статей международной научно-практической конференции: в 4 частях. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "ОМЕГА САЙНС" – 2016. – №4. – С. 35-38.

2. Комарова, Ю.А.   Brilliant. Английский язык: учебник для 4 класса общеобразовательных организаций / Ю.А. Комарова, И.В. Ларионова, Ж. Перретт. – 5-е изд. – М.: «Русское слово». – 2014. – 128 с.

3. Милокумова, С.Ю. Экологическое образование и воспитание на уроках английского и немецкого языков / С.Ю. Милокумова, Т.О. Постникова // Всероссийский педагогический форум: сборник статей V Всероссийской научно-методической конференции. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука». – 2021. – С. 150-154.


Поделиться: