Поиск по сайту

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


Авторcтво: Велибекова Индира Рауфовна, учитель английского языка ГБОУ школа № 482 Выборгского района Санкт-Петербурга


        Проблема экологического воспитания и формирования экологической культуры школьников активно разрабатывается в теории и практике современной школы, так как формирование экологической культуры является в настоящее время очень важным фактором существования человечества.  Целью экологического образования и воспитания школьников является формирование экологической культуры личности и общества [1, 3].

Представляется, что экологическое образование на уроках иностранного языка должно решать три задачи:

1) Формирование адекватных экологических представлений, т. е. представлений о взаимосвязях в системе «человек – природа» и в самой природе. Такая система представлений позволяет личности знать, что и как происходит в мире природы между человеком и природой, и как следует поступать с точки зрения экологической целесообразности.

2) Формирование отношения к природе на уроках иностранного языка. Само по себе наличие экологических знаний не гарантирует экологически целесообразного поведения личности, для этого необходимо ещё и соответствующее отношение к природе. Оно определяет характер целей взаимодействия с природой, его мотивов, готовность выбирать те или иные стратегии поведения, иными словами, стимулирует поступать с точки зрения экологической целесообразности.

3) Формирование системы умений и навыков (технологий) и стратегий взаимодействия с природой. Для того, чтобы экологически целесообразно поступать, личности необходимо уметь это делать: и понимания, и стремления окажется недостаточно, если она не сможет их реализовать в системе своих действий. Освоение соответствующих технологий и выбор правильных стратегий и позволяют поступать с точки зрения экологической целесообразности.

Учебный предмет «Иностранный язык» располагает большими возможностями для усиления различных направлений воспитания гармонически развитой личности, в том числе, и экологического, призванного формировать бережное отношение к природе как к общественной и личной ценности.

На уроках иностранного языка перед учителем стоят следующие задачи по экологическому воспитанию в свете требований новых программ:

-                   формировать у учащихся убеждённость в необходимости природоохранительной деятельности в стране в целом, а также в своём городе, селе, посёлке;

-                   воспитывать гражданскую ответственность за свои действия по отношению к природной среде;

-                   включать учащихся в активную практическую деятельность, направленную на улучшение состояния окружающей среды в своём регионе;

-                   развивать понимание, что при бережном, построенном на научной основе природопользовании, реально не только сохранить, но и улучшить окружающую среду;

-                   воспитывать патриотические чувства, любовь к своему краю, Родине, чувство хозяина страны [3].

        На данный момент практически все учебно-методические комплексы (УМК) по английскому языку для общеобразовательных школ показывают, что их содержание в определённой мере способствует воспитанию у учащихся гуманного отношения ко всему живому и к природе в целом. Следует отметить, что уровень разработки экологической проблематики зависит от этапа обучения: если на начальном этапе это отдельные ее элементы, то на среднем и старшем этапах она присутствует в достаточно большом объёме, что позволяет решать практические, образовательные и воспитательные задачи на более высоком уровне.

        Так, в УМК Ю.А. Комаровой на начальном этапе начинается знакомство с лексикой, т. е. начинает формироваться базовый словарь (название времен года, животных, явлений природы и др.). Ввиду ограниченного словаря, содержание текстов и бесед на экологическую проблематику носит упрощенный характер. Однако уже с первых лет изучения иностранного языка ставится задача прививать детям любовь к природе, стремление помогать животным и маленьким пернатым друзьям.

        Мне бы хотелось остановиться на проектной деятельности, посвященной экологическим проблемам, на разных этапах обучения. В начальной школе, во 2-м и 3-м классе, учитывая уровень лексического и грамматического владения языком, организуется проект «Мой питомец». В своих проектах учащиеся представляют животное, которое у них есть, за которым они ухаживают, его особенности и предпочтения. Цель такого проекта – привлечь внимание детей к «нашим меньшим братьям», акцентируя внимание на беззащитности животных, их дружелюбии и их зависимости от человека.

        В 4-м классе ученики сравнивают различных диких животных, описывают их среду обитания, внешность и характеристики. Цель такого проекта – познакомить обучающихся с особенностью жизни животных в дикой природе, Экологическое воспитание школьников через предмет «Иностранный язык» идет на уроках во время изучения тем «Животные и питомцы» и «Планеты», «Погода. Климат». Кроме этого, в нашей школе была организована и проведена научно-исследовательская конференция, где учащиеся представляли свои исследовательские работы по тематике экологии и окружающей среды.

        Таким образом, экологическое воспитание школьников на уроках иностранного языка необходимо и возможно. Если умело использовать языковые игры в качестве самостоятельной технологии, это дает значительный скачок в усвоении новых или закреплении уже изученных знаний, повышает мотивацию к изучению данной темы или изучению иностранного языка в целом, позволяет получать удовольствие от процесса общения на изучаемом языке. Указанные приемы и формы развивают познавательные способности школьников, вызывают любовь к природе, вызывают умение общаться на равных по этой теме со своими сверстниками за рубежом, повышают их экологическую культуру.

 

Литература

1.                Виноградова, Н.Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста [Электронный ресурс]. URL: https://obrazovanie-gid.ru/dokumentaciya/vinogradova-n-f-ekologicheskoe-vospitanie-detej-doshkolnogo... (дата обращения: 14.04.2023).

2.                Гальскова, Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам: метод. пособие / Н.Д. Гальскова, З.Н. Никитенко. М., 2014. 240 с.

Методические рекомендации для руководителей образовательных организаций по реализации экологического образования с целью формирования экологической культуры обучающихся / Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н., Шмелькова Л.В.; под ред. А. Н. Захлебного. М: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. – 62 с.

Поделиться: