Поиск по сайту

Наставничество как принцип существования и развития педагогического сообщества


Авторcтво: Багрий Олег Григорьевич, учитель русского языка и литературы ГБОУ гимназии №114, заслуженный учитель РФ


       История развития нашего коллектива наглядно иллюстрирует роль наставничества в формировании высокого профессионализма у всех без исключения учителей. Наши самые опытные наставники: Е. С. Бегишева, Г. Г. Яковлева, В. В. Смирнова, Г. Б. Шалашова, Л. И. Козлова, Р.А. Гасанова, Т.Н. Соболева, В.Р. Дойникова, В. А. Комшилова, Е. Э.Сахарова, Л.Ю. Халиулова, Н.А. Иванова, а также и нынешние руководители гимназии создали сильный, творческий коллектив. Этим он известен с 1989 года и в нашем районе, и в городе. Средней школой мы стали только в 1986 году. Наша сильная традиция – это систематически смелый приём в наш коллектив молодых учителей и постоянно действующее до сих пор наставничество. Начинающим учителям оказывается всегда постоянная методическая помощь, в том числе и через проведение открытых уроков ими и для них. Редкая в нашем городе школа, без боязни принимающая и заботливо растящая начинающих учителей, - это и есть наша гимназия, это и есть наш опыт. Так было120 лет назад, так и сегодня.

       В наше время образование в стране интенсивно совершенствуется и миссия наставников возрастает. Посещение уроков молодых и начинающих учителей показывает, что при всей их старательности и багаже знаний они не всегда справляются с трудностями. Это закономерно. Помочь им быстрее стать профессионалами – вот достойная задача для наставников. Молодёжь у нас в большинстве своём хорошая: и учебным материалом урока владеют, и технологические карты составляют грамотно, на уроках часто используют разнообразные приёмы обучения для активизации учащихся, очень широко применяют дидактические задания для индивидуального подхода, умело проверяют степень усвоения изученного почти на каждом проводимом ими уроке, умеют формировать познавательный интерес к своему предмету.

      Наставникам необходимо направлять начинающих учителей на диагностику урока совместно с ребятами. Это обеспечит возможность оценки результата с позиций целей, так как для учеников очень важно, что они достигли, это формирует навыки и самоконтроля, и самооценки. Очень важно предлагать им разные варианты заданий, учитывая индивидуальные возможности, что позволит ученику видеть своё продвижение и ориентироваться на своё дальнейшее развитие. Конечный результат обучения не только получаемые знания, но и способы их получения, которые формируют метапредметные умения и компетентность.

      Такой подход создаёт качественную рефлексию. Педагогика требует от человека качеств, близких материнским. Так же как мать отдаёт своим детям лучшее, чем она владеет, так и педагог вкладывает свою душу в учеников. В этом внутренний смысл профессии. Отдавать душу трудно и радостно. Трудно, так как тратишь огромную энергию сил, душевных и физических, а радостно потому, что в ответ получаешь такой поток молодой энергии, который с лихвой окупает все затраты и трудности, все муки.

      Мы, как актёры, старательно и умело управляем собственными качествами: и голосом, и речью, и навыками общения, и чувством такта, и профессиональной этикой, и хорошим знанием слушателей, и собственным эмоциональным самоконтролем.

       Мы, как режиссёры, следим за чистотой и порядком в кабинете, за освещением, за температурой, за раздаточным материалом и дисциплиной. Мы, как сценаристы, планируем урок, учитывая свои ошибки, допущенные ранее в планировании, продумываем методику опроса и повторения изученного, готовим наглядность, оказываем помощь отдельным ученикам.

      Мы, как ораторы, анализируем достигнутое и, как медики, бережно оцениваем эти достижения. Безусловно, понимаем: всеми своими контактами мы организуем нравственный климат, который создаёт душевную удовлетворённость у обеих сторон и формирует ответственность за свою работу.

      Гуманитаризация учебного процесса является и целью, и средством всего педагогического коллектива, развития личности педагога, и ученика. В гимназии сформирована комфортная среда, которая способствует развитию гармонии мира взрослых и детей, а это, в свою очередь, создаёт ценностное и мировоззренческое единство в гимназии. У нашего коллектива сформирована глубокая мотивация учебного процесса.

      Передать этот опыт всем – вот основная задача для наставников. Обучение основам педагогики родительской среды – задача, над которой мы все работаем уже более 120 лет. Сегодня очень важный для молодых учителей вопрос, как общаться с учениками на уроке. Сейчас уместно обратить внимание на эти самые важные этапы:

      1) моделирование общения с детьми;

      2) организация общения и управление им на уроке;

      3) анализ осуществлённого общения и моделирование общения на следующий урок.

А в дальнейшем необходимо будет дружно работать над следующими проблемами:

- организация на уроке творческой деятельности учеников;

- проведение мониторинга за их достижениями в процессе освоения ими образовательных стандартов;

- пути выбора методики отслеживания за уровнем развития знаний и способностей к обучению у учащихся;

- обучение учеников качествам, помогающим им справляться с возникающими проблемами в нашем меняющимся мире;

- создание индивидуальных программ, способствующих росту самоуважения учащихся;

- развитие у детей культуры умственного труда, навыков   самообразования, ознакомление их с методами научного познания;

- создание на уроке творческого сотрудничества;

- формирование ответственного отношения к себе, к своему здоровью, своему будущему;

- развитие у них способности к самостоятельному решению возникающих проблем;

- формирование у детей стремления и умения постоянно обогащать свои знания и умения, применять их на практике;

- воспитание родителей и учащихся на положительных примерах.

       Важно посещать уроки по данным проблемам либо целиком, либо по фрагментам, заранее заказав их наставнику или начинающему учителю. Нужно проводить в гимназии совещание наставников с молодёжью на заседаниях методических объединений по интересующим обе стороны вопросам, возникающим в процессе работы, а также для подведения итогов совместной деятельности.


Поделиться: