Поиск по сайту

Стратегия развития цифровой трансформации образовательной среды МАОУ «Еврогимназия»


Авторcтво: Зуева Наталья Вячеславовна, директор МАОУ «Еврогимназия», г. Ревда


       Цифровая эра требует не только новых умений от выпускников школ и вузов, но и другого подхода к организации самого обучения. Применение цифровых технологий (Цифровизации) в стране ведет к качественным изменениям во всех сферах деятельности человека, в том числе и образовании [1].
       Однако, многие современные ученые до сих пор уверены, что цифровизация — не более чем очередная «модная тема», которая пройдет, тогда как «вечные ценности» образования как самого стабильного общественного института останутся прежними. «Но современная система образования появилась и менялась под влиянием перемен в обществе, вызванных предыдущими промышленными революциями», поэтому неудивительно, что грядущая Четвертая промышленная революция (она же Индустрия 4.0) оставит на истории образования неизгладимый след. Причем, скорость перемен на этот раз будет еще выше.
       В условиях, когда основой развития общества становится цифровая экономика, переход от традиционной школы к цифровой становится необходимым. Образование переходит из массового для всех, к качественному персонализированному и ориентированному на результат образовательному процессу.
Движение к цифровой школе представляет собой цифровую трансформацию школьного образования на всех ступенях. Суть цифровой трансформации в том, чтобы эффективно и гибко применять новейшие технологии. В системе российского образования выделяют семь задач, которые государство и общество должны решить на пути к этой цели. Все они должны решаться единовременно и скоординировано [4]:
1) развитие материальной инфраструктуры. Сюда входит строительство дата-центров, появление новых каналов связи и устройств для использования цифровых учебно-методологических материалов;
2) внедрение цифровых программ. Другими словами, создание, тестирование и применение учебно-методических материалов с использованием технологий машинного обучения, искусственного интеллекта;
3) развитие онлайн-обучения;
4) постепенный отказ от бумажных носителей информации;
5) разработка новых систем управления обучением (СУО). В дистанционном образовании СУО называются программы по администрированию и контролю учебных курсов. Такие приложения обеспечивают равный и свободный доступ учеников к знаниям, а также гибкость обучения;
6) развитие системы универсальной идентификации учащегося;
7) повышение навыков преподавателей в сфере цифровых технологий.
       Анализируя имеющиеся контексты и перспективы развития учреждения возникла проблема обновления программы развития через создание эффективной модели образовательного пространства гимназии, обеспечивающей переход к цифровой трансформации образовательной среды МАОУ «Еврогимназия» городского округа Ревда в условиях обучения по Федеральному Государственному Образовательному Стандарту.
На начальном этапе цифровой трансформации нами были выделены риски, которые могут возникнуть, если не заниматься цифровой трансформацией образовательной среды в современных условиях:



Мы готовим учащихся нашей гимназии для жизни в цифровом мире, где они будут использовать электронные ресурсы и их будущие модификации. Условием такой подготовки может стать возможность шире и эффективнее использовать цифровые технологии в школе.
       Цифровизация (цифровая трансформация) приближает результаты обучения к потребностям жизни, в частности, – цифровой экономики [2].
Помимо освоения цифровых ресурсов современного мира цифровизация (цифровая трансформация) позволяет достичь результатов, планируемых современным обществом, с меньшими затратами, а высвобождающиеся ресурсы времени ученика и учителя тратить более разумно на другие образовательные потребности.
Эффективность применения цифровизации заключается в том, что в цифровом пространстве гораздо больше возможностей, объемов памяти для хранения портфолио, работ обучающихся и аудио-видеозаписей учебных занятий, возникает естественная обратная связь в образовательном процессе, происходит персонализированное планирование и фиксация результатов, сбор и трансляция данных, прогнозирование, применение адаптивных технологий учения.
       Анализируя запросы субъектов образовательных отношений, мы выявили следующие образовательные потребности:


       Для реализации запросов субъектов мы видим следующие шаги цифровой трансформации:



Именно поэтому мы в гимназии определили следующую архитектуру цифровой трансформации:


      Сегодня важно, разрешая использовать цифровые ресурсы, разрешать их и не использовать. Ученики по своему желанию, поддержанному родителями, могут развивать в себе способность обходиться без тех или иных технологий, например: уметь читать наизусть объемные литературные произведения, не заглядывая в книгу; переумножать в уме шестизначные числа, не обращаясь к бумаге или калькулятору; определять время по солнцу, не обращаясь к часам; ориентироваться на местности, не используя карту, компас и навигатор; показывать 100% результаты в Тотальном диктанте, не обращаясь к компьютерной подсказке.
      Ключевыми результатами цифровой трансформации образовательной среды гимназии станут:
• формирование расширенной личности;
• более эффективное и качественное достижение расширенной личностью традиционных результатов;
• обновление нормативно-правовых локальных актов, регламентирующих организацию образовательной деятельности;
• создание работающего механизма мониторинга образовательных достижений в соответствии с требованиями ФГОС;
• обеспечение права детей на цифровое будущее через предоставление различных форм обучения;
• наличие отработанных форм промежуточной аттестации для оценки проектных компетенций в том числе цифровых; доля обучающихся, вовлеченных в проектную, исследовательскую и творческую деятельность -100%;
• расширение участия гимназии в муниципальных, региональных конкурсах и мероприятиях, обеспечивающих участие в среднесрочных программах развития образования Екатеринбурга и Свердловской области (не менее двух в год);
• наличие новых форм внеурочной деятельности: клуба, театра, общешкольных проектов, образовательных поездок, введение дополнительных образовательных услуг;
• увеличение доли обучающихся, сдающих ГИА от 70 баллов и выше - до 50% на параллели;
• реализованная модель профориентации, которая позволяет сделать осознанный выбор индивидуальной образовательной траектории 100% выпускников уровня среднего общего образования;
• доля обучающихся и родителей (законных представителей), удовлетворенных качеством образования и образовательным результатом 100%.
• максимальное удовлетворение современных образовательных потребностей гимназических семей.
Региональная значимость цифровой трансформации учреждения заключается в обеспечении потребности экономики городского округа и Свердловской области в квалифицированных кадрах, способных к цифровому обучению. Содействие реализации и развитию творческих и интеллектуальных способностей, и профессиональному определению выпускников гимназии. Повышение социально-педагогической эффективности системы образования города Ревда.

                                                                                     Список используемых источников

1. Авдеева С.М., Уваров А.Ю. Российская школа на пути к информационному обществу: проект «Информатизация системы образования» // Вопросы образования. 2005. № 3. С. 33–53.
2. Аналитические материалы по результатам проведения Национального исследования качества образования в сфере информационных технологий. Части 1 и 2. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, 2018. [Электронный ресурс, 5.03.2018]. URL: https://edu.gov39.ru/actual/fiziko-matematicheskoeobrazovanie/1a0110_b828d7bead934d7e97d934fe12e03e1...
3. Асмолов А.Г., Семенов А.Л., Уваров А.Ю. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие. М.: НексПринт, 2010.
4. Единая информационная система Минобрнауки России. 2016. [Электронный ресурс, 5.03.2018]. URL:
5. Новая технологическая революция: вызовы и возможности для России / Экспертно-аналитический доклад. М.: ЦСР, 2017. [Электронный ресурс, 5.03.2018]. URL: https://csr.ru/wpcontent/uploads/2017/10/novaya-tehnologicheskaya-revolutsiya-2017-10-13.pdf

Поделиться: