Поиск по сайту

Методическая разработка по русскому языку «ФОН-тур по Буквограду», или Фонетика. Графика. Орфоэпия. Повторение (урок в 5 классе)


Авторcтво: Пальгина Екатерина Ивановна, учитель русского языка и литературы ГБОУ школа №90 Выборгского района Санкт-Петербурга


В пятом классе никогда не бывает тихо и спокойно. Ученики, перебивая друг друга, стараются рассказать о событиях дня, дать всему оценку и спешат высказаться по любому поводу.

Действительно, коллеги, заходя в учебный класс, мы ежесекундно слышим колоссальное количество звуков, миллионы, миллиарды! То же самое происходит и с нашими учениками. И не только на уроках. Дома, на улице - везде! Как же научить детей жить в этом бесконечном звуковом потоке? Конечно, этому поможет цикл уроков по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия».

С этой точки зрения, на мой взгляд, урок, посвящённый фонетическим процессам в языке, является важнейшим в учебной программе, это некая точка отсчёта в мир звуков и смыслов.

Начало моего видеоурока строится на высказывании Н.В. Гоголя: «Необыкновенный язык наш есть ещё тайна. В нём тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких…». Такой подход заставляет детей сразу «включиться» в урок, причем с позитивным творческим настроем! По ходу учебного занятия задания усложняются и погружают детей в звуки глубже, показывая связь русского языка с другими видами искусства.

Данный материал в этой методической разработке предназначен для учеников 5-ых классов.

Цель урока: повторить, обобщить, систематизировать изученное в разделе «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия»

Задачи урока:

- совершенствовать умение сопоставлять фонетическую и графическую записи слов;

- выявить пробелы в знаниях с целью предупреждения ошибок;

- развивать языковое чутьё и орфографическую зоркость;

- развивать у учащихся умение и навыки самостоятельной работы;

- прививать любовь к родному языку;

- развивать у учеников чувство прекрасного;

- сформировать навыки поиска, анализа и сопоставления информации.

Структура заданий на уроке повторения и систематизации изученного представляет собой акростих слова «Фонетика»:

Ф – Фестиваль вопросов (блиц),

О – Опять единица! (фонетический разбор слова),

Н – Надо знать! (контрольные вопросы по разделу),

Е – Если ты внимателен! (звуковой анализ предложения),

Т – Только так и не иначе! (задание по орфоэпии),

И – Интересно, или Заплетык языкается! (работа с оговорками по отрывкам из произведений С.Я. Маршака и И.А. Крылова),

К – Кладоискатели (работа с текстом песни А. Пугачёвой),

А – Абракадабра (задание – секрет).

II.Основная часть

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы должны с вами повторить, обобщить и систематизировать изученное в разделе «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия». Урок и обычный, и особенный одновременно. Обычный потому что мы будем говорить о хорошо знакомых вещах, но и особенный, потому что речь пойдет о красоте русской речи.

1. Откройте, пожалуйста, тетрадь и запишите сегодняшнее число. При выполнении заданий не торопитесь, оформляйте записи аккуратно, при необходимости поставьте запись на паузу.

Я хочу начать урок с высказывания Н.В. Гоголя: «Необыкновенный язык наш есть ещё тайна. В нём тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких…». Каждая фраза, каждое слово в его стихах – это картина и удивительная мелодия, которую нужно суметь услышать и понять.(см. приложение)

С этим высказыванием Н.В. Гоголя вам ещё предстоит поработать более подробно в ходе выполнения домашнего задания.

Итак, мы начинаем наш ФОН-тур.

2. Для того чтобы погрузиться в поток изученных фонетических явлений и одновременно активизировать полученные знания, решим ставшим для нас традиционным блиц «Фестиваль вопросов». Напомню, что в нём 5 вопросов, и от количества правильных ответов зависит Ваша отметка: за 5 правильных ответов – «5» (отл.), за 4 - «4» (хор.) и т.д. (см. приложение)

На решение блица у Вас 3 минуты.

Время вышло.

Сделайте скриншот/фото своих ответов и вышлите на мою электронную почту.

Теперь давайте проверим. Внимательно смотрите на экран. Считайте правильное количество ответов, именно такая отметка и будет выставлена в журнал. Надеюсь, у всех только «отлично»! (см. приложение)

3. Понаблюдаем за нашим языком. ФОН-тур на станции «Опять единица!». В процессе изучения раздела мы выполнили большое количество фонетических разборов. Этот вид деятельности помогает проверить ваши знания фонетических явлений, понять, насколько вы чувствуете само слово и его звуковой состав. К этому виду разбора мы будем возвращаться вновь и вновь.

Итак, Вам предстоит выполнить фонетический разбор простого короткого слова «ЮГ». Вперёд!

(см. приложение)

Проверьте себя по ответу на экране. Исправьте все недочёты. Будьте предельно внимательны при проверке и аккуратны при исправлении.

(см. приложение)

При условии правильного выполнения разбора, «единичка» плавно превращается в «пятёрку»!

Посмотрите на следующий слайд. Подумайте, какой знакомый Вам термин объединяет представленные понятия.

(см. приложение)

Действительно, это оглушение.

4. Продолжаем наше путешествие.

Пришло время проверить, насколько хорошо Вы знаете теорию. Станция «Надо знать!» Перед вами не только традиционные контрольные вопросы, но и вопросы на смекалку, с подвохом. При поиске ответов Вы можете использовать материал учебника, если затрудняетесь с ответом, а также Интернет-ресурсы.

(см. приложение)

Фонетика изучает звуки речи.

Орфоэпия – раздел науки о языке, изучающий правила устной речи.

В русском алфавите 33 буквы.

Славянскую азбуку создали братья Кирилл и Мефодий.

От кириллицы происходит русский алфавит, а также украинский, белорусский, сербский, болгарский.

Для переноса нельзя разбить односложные слова или слова, состоящие только из гласных.

Сто согласных, например, в словах стоГ, стоК, стоЛ, стоН, стоП.

Вы видите, насколько поистине многообразен звуковой строй русского языка, Буквограда. А сколько в нём загадок?!

5. Путешествуя, будем пробовать разгадывать лингвистические загадки. Посмотрите на экран.

Перед Вами предложение. «Если Вы внимательны», то без труда справитесь с заданием.

(см. приложение)

Правильный ответ: звук [т,] встречается в предложении 4 раза.

Назовите слова, в которых встречается звук [т,]: [т,] етра[т,], блес[т,]ел, жес[т,]яной.

6. «Только так и не иначе!» - следующая станция ФОН-тура. Перед Вами список слов с проставленным в них ударением. Ваша задача выписать только те, в которых ударный слог выделен верно. После чего один из Вас проведёт орфоэпическую разминку и получит оценку.

(см. приложение)

Знаете, ребята, это ещё и не простые слова. А слова из орфоэпического словника подготовки к ЕГЭ. Необходимо знать, в каком месте слова правильно ставить ударение не только для того, чтобы успешно решить одно из заданий единого экзамена, но и не забывать про грамотную устную речь. К сожалению, именно в простых словах чаще всего люди и допускают орфоэпические ошибки.

Проверка. Проведение орфоэпической разминки одним из учеников.

(см. приложение)

7. Ребята, а случалось ли Вам когда-нибудь оговариваться? Думаю, что наверняка. В этом нет ничего страшного, если заметить ошибку и сразу же её исправить. Однако существует целая игра, построенная на сознательном смешении слоговой последовательности. Такая игра называется спунеризм. На примере отрывков из стихотворения С.Я Маршака и из басни И.А. Крылова нам предстоит убедиться, что спунеризм – увлекательная игра.

(см. приложение)

Вы согласны со мной, что на самом деле создаётся ощущение, будто язык «спотыкается»? Поэтому и название нашей очередной станции «Интересно, или Заплетык языкается!». Спунеризм является средством характеристики героя стихотворения С.Я. Маршака «Вот какой рассеянный» и лишний раз доказывает его невнимательность.

Посмотрите на следующий слайд.

(см. приложение)

В басне И.А. Крылова мы намеренно использовали спунеризм для создания комического эффекта. Давайте прочитаем отрывок из басни «Стрекоза и Муравей», исправив фонетические неточности.

Чтение учеником. Контроль. Проверка.

Видите, ребята, могло показаться, что на уроке повторения пойдёт речь только о тех явлениях и процессах, которые были изучены. Но, конечно же, наш язык не был бы столь богат, если бы его фонетические и орфоэпические нормы могли уместиться в нескольких параграфах нашего учебника.

8. Признайтесь, кто из Вас не мечтал найти клад? Так случилось, что на карте Буквограда станция «Кладоискатели» и секретная станция «Абракадабра» располагаются почти рядом.

Вы можете не поверить мне, но однажды вместо привычных всем передач на экранах телевизоров жителей Буквограда сначала появился черный квадрат, а затем два мужчины. Это были Илья Олейников и Юрий Стоянов. Они сказали, что прибыли из удивительного «Городка», и спели не менее удивительную песню, состоящую только из гласных звуков, это и была абракадабра. Послушайте её.

https://youtu.be/i3K18-sJf5E

(см. приложение)

Куда же делись согласные звуки? Может, кто-то из вас узнал песню?

Конечно, это песня Аллы Пугачёвой «Миллион алых роз»! Я так рада, что Вы угадали. Вы настоящие меломаны. Тем, кто услышал эту песню впервые, рекомендую посмотреть https://youtu.be/4yEeT6Swh5s .

Нас, конечно же, будут интересовать найденные согласные звуки.

(см. приложение)

Укажите слово, в котором есть долгий сонорный звук.

Действительно, это слово «миллион» и долгий звук [л,], образующийся на месте удвоенного согласного ЛЛ.

9. Наш ФОН-тур завершается. Надеюсь, что Вам понравилось это путешествие. Предлагаю вам, ребята, выполнить задания на выбор. Благодарю за урок и желаю творческих успехов! Самостоятельности и полёта мысли!

(см. приложение)

III. Заключение

Многие задания в данной разработке вариативны. Например, для фонетического разбора дать более сложное слово.

После того, как ученики назвали термин «оглушение», можно попросить их самостоятельно привести примеры, иллюстрирующие данный фонетический процесс.

Материал урока ценен тем, что включает в себя знание по литературе, музыке, его можно использовать на внеурочных и факультативных занятиях.

Здорово, что мир звуков открылся ученикам по-новому, несмотря на повторение.

Приложение: ссылка для просмотра: https://drive.google.com/file/d/14JOA0-GmrsH2tMDqxVgFGbRwgn1BvQIE/view?usp=sharing


Поделиться: