Авторcтво: Щеголева Екатерина Владимировна, учитель начальных классов ОГБОУ «ЦОДТ», г. Рязань |
Одной из главных задач словарной работы, по мнению Т.А.
Ладыженской, является задача обогащения, пополнения, расширения
словарного запаса учащихся [1,125]. Материалом для словарных упражнений
служат слова и устойчивые единицы, функционирующие в речи, системные
объединения слов, соотносительные лексические и фразеологические
средства языка.
Т. А. Ладыженская выделяет четыре типа словарных упражнений
[1, 130]. Приведём примеры этих видов словарных упражнений для 3
класса на основе отрывка из романа Набокова В.В. «Другие берега»:
«Сыздетства утренний блеск в окне говорил мне одно, и только одно: есть
солнце – будут и бабочки. На персидской сирени у веранды флигеля я увидел
первого своего махаона! Великолепное, бледно-жёлтое животное в чёрных и
синих ступенчатых пятнах, с попугаячьим глазком над каждой из парных
чёрно-палевых шпор, свешивалось с наклонённой малиново-лиловой грозди и,
упиваясь ею, всё время судорожно хлопало своими громадными крыльями.
Один из слуг поймал бабочку в форменную фуражку, и эта фуражка с
добычей была заперта в платяной шкаф, где пленнице полагалось за ночь
умереть от нафталина; но когда на другое утро Mademoiselle отперла шкаф,
чтобы взять что-то, бабочка, с мощным шорохом, вылетела ей в лицо, затем
устремилась к растворенному окну, и вот, ныряя и рея, уже стала
превращаться в золотую точку».
I. Объяснение значений слов.
– Найдите в тексте слова, значение которых вам неизвестно, определите
их значение с помощью словаря (махаон, флигель, нафталин и др.).
– Найдите в данном отрывке многозначные слова, в каком значении они
употреблены (блеск, крылья, точка и др.).
44
II. Группировка слов по семантическим признакам (составление
тематически объединённых групп слов).
– Какие главные существительные можно подобрать при описании
махаона (животное, в пятнах, с глазком, крыльями и др.).
– Подберите прилагательные, характеризующие бабочку (великолепное,
бледно-жёлтое, попугаячьим, чёрно-палевых м и др.).
III. Анализ лексических средств языка (анализ образцовых текстов).
1. Оценка словесного богатства (разнообразия), выразительности текста.
– Какие чувства передаёт автор в тексте? (радость, восхищение,
удивление и др.) С помощью каких средств? (метафоры, эпитеты и др.).
– Оцените данный текст с точки зрения выразительности
(выразительный - невыразительный).
2. Оценка правильности, точности словоупотребления в готовом тексте,
преобразование данного языкового материала.
– Какие устаревшие слова употребляет автор? (сыздетства, Mademoiselle
и др.).
– Подберите синонимы к устаревшим словам («сыздетства» – с ранних
лет, с пелёнок, сызмала).
IV. Составление словосочетаний, предложений, связного теста.
1. Составление связного высказывания, в основе которого лежит
тематически объединенная группа слов.
– Подберите глаголы, описывающие действия бабочки (порхать, парить,
витать, реять, кружиться).
– Составьте текст с данными словами (Наступило лето. На лугу
распустилось множество прекрасных цветов, и над каждым порхают
разноцветные бабочки. Над солнечным одуванчиком парит махаон, витают
над ромашкой лимонницы. А над гвоздиками порхают и реют белоснежные
мотыльки).
2. Составление связных высказываний, в основе которых лежит
использование слов, обозначающих определенные лексические явления.
– Составьте текст с использованием слова «бабочка», из которого
следует, что говорящий и слушающий не понимают друг друга из-за неточного
употребления этих слов (Мама, одевая Сашу на утренник, попросила его
принести бабочку.
– Мама, а зачем тебе бабочка? – удивился Саша.
– Чтобы на празднике ты был самый красивый.
Саша пожал плечами и, взяв сачок, вышел на улицу).
3. Высказывания на лингвистические темы, связанные с изучением
лексики.
45
– Составьте рассказ о происхождении слов бабочка, нафталин, флигель
(бабочка - исконно русское. Произошло от «баба» в значении "мотылек,
бабочка". В основе названия насекомого лежит языческое представление
о бабочке как о "вместилище" души предков женского пола).
Таким образом, систематическая словарная работа на основе
образцового литературного текста позволяет развивать у учащихся языковое
чутье, формировать чувство стиля, воспитывать языковый вкус.
Библиографический список
1. Методика развития речи на уроках русского языка /под ред.
T.A. Ладыженской. – М.: Просвещение, 1991
Поделиться: