Поиск по сайту

Социально-экологическая компетентность педагогов как необходимое условие развития современного экологического образования и просвещения


Авторcтво: Гущина Эльвира Васильевна, к.б.н., доцент ГБУ ДПО Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования


        Экологическое образование – важнейшая неотъемлемая составляющая системы образования в целом. Образованию отводится авангардная роль в формировании современного миропонимания, и социально-экологическое образование наряду с экономическим, информационным, гуманитарным должно быть фундаментальной основой всей системы образования [1].
        Задача развития социальных качеств всех участников образовательного процесса в настоящее время особенно актуальна в связи с ориентацией всего мирового сообщества на Цели в области устойчивого развития ООН 2015-2030, в том числе такие как «Качественное образование», «Хорошее здоровье и благополучие», «Устойчивые города и населенные пункты», «Партнерство в интересах устойчивого развития», а также цели, направленные на борьбу с изменением климата, сохранения экосистем моря и суши [5].
        Путь к экологически устойчивому развитию лежит не только через образование, но и через экологическое просвещение, поскольку экологически целесообразное поведение, социальная активность должны пронизывать все сферы жизнедеятельности человека.
       Одним из препятствий формирования мировоззренческой позиции школьника по отношению к окружающей среде, а также экологически и валеологически грамотных действий является, все еще характерная для современной российской школы, узко предметная специализация учителей. Именно она, наряду, разумеется, с целым рядом других факторов, привела к тому, что по окончанию школы и даже института молодые люди долго и с большим трудом адаптируются в окружающей социально-культурной среде, сложно интегрируются в коллектив, на первых этапах своей производственной (и не только) деятельности не в состоянии решать элементарные жизненные, прежде всего коммуникационные, задачи.
       Кафедрой педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования активно развивается теория и практика экологического образования для устойчивого развития (ОУР), способствующая повышению социально-экологической компетентности педагогов-практиков. Готовность педагога к ОУР является целостным образованием, интегративным качеством его личности, обеспечивающим создание оптимальных педагогических условий развития экологической культуры учащихся и их социально-экологических качеств в открытой эколого-образовательной среде.
Социально-экологическая компетентность личности предполагает интеграцию и органичную взаимосвязь социальной и экологической компетентностей, что необходимо в социальной практике для решения стратегических задач обеспечения устойчивого развития общества и природы, а в образовательной практике для более эффективного формирования целостной структуры социально-экологической компетентности, которая обеспечивает также устойчивое развитие самого человека [3].
       Социально-экологическая компетентность – это личностный феномен, сущность которого состоит в готовности человека при принятии решений субъектно воспринимать окружающую действительность в единстве природных и социокультурных компонентов при осознании социальной ответственности за свою профессиональную деятельность [4].
Новый ракурс рассмотрения проблем окружающей среды в единстве экологической, социальной и экономической позиций, безусловно, расширяет социально-культурный потенциал ОУР как в содержательном, так и в технологическом аспектах.
       Выделим ряд неотъемлемых социально-культурных качеств и составляющих ОУР, которые необходимо развивать средствами формального и неформального экологического образования педагогов-практиков.
Социальная позиция как категория культуры объединяет людей с общими социально-культурными установками. В определении таких установок существенную роль играет ОУР, которое ставит человека перед нравственным выбором принятия на себя определенной роли в отношении социально-природной среды и поведения человека в этой среде. Под углом зрения ОУР многие социально-экологические вопросы ставятся зачастую более остро, чем под углом зрения традиционного экологического образования. Приведем в качестве примера темы некоторых образовательных проектов, реализуемых в рамках ОУР: «Сохраним мир вокруг нас: что я могу сделать для мира?»; «Мусор – это угроза или новая возможность?»; «Стратегия умеренного потребления: за или против»; «Экологический взгляд в будущее Санкт-Петербурга: оптимистическая и пессимистическая позиции» и др. Социальная позиция не только фиксирует социально-культурную дифференциацию, но и определяет характер действий человека и со временем накладывает на личность определенный отпечаток, развивая одни качества и подавляя другие. В плане выбора социальной позиции принятие общечеловеческих ценностей – один из принципов ОУР.
       ОУР способствует также развитию социальной мобильности личности педагогов. Социальная мобильность (лат. mobilis – подвижный) понимается не только как перемещение в социальном пространстве, но и как возможность изменения позиции индивида в обществе. Современная среда в целом характеризуется высокой степенью непредсказуемости, скачкообразно происходящих в мире перемен, которые оказывают на людей существенное влияние. Образование призвано помочь личности стать более устойчивой к изменениям среды и адаптироваться к ней на основе самообучения и обучения.
Дискуссионный характер проблем, выдвигаемых ОУР предполагает способность педагога принимать разные точки зрения при сохранении своей собственной социальной позиции. Развитие способности педагогов (и учащихся) к аналитическому, критическому, творческому мышлению, умению оценивать и анализировать состояние окружающей среды, сохранять и укреплять свое здоровье – важнейшие задач ОУР как фактора устойчивости человека к изменениям окружающей среды.
       Социальная активность предполагает развитие деятельностного, энергичного, развивающего начал личности. Сама концепция устойчивого развития основывается на способности каждого человека применять знания к жизненным ситуациям. Активность каждого участника образовательного процесса – кредо ОУР, которое опирается на интерактивные технологии, педагогическое проектирование, игровые технологии, информационные технологии, PR-технологии и др. Модуль ОУР предполагает активное участие педагогов в различных социально значимых проектах, акциях, форумах, праздниках и т.п. в области окружающей среды. Проявлением, а также условием социальной активности педагогов является также самообразование.
       В рамках ОУР развивается социальная ответственность – способность личности понимать соответствие результатов своих действий поставленным целям, принятым в обществе или в коллективе нормам. ОУР способствует осознанию того, что все в окружающей среде взаимосвязано, что наши действия на местном уровне оказывают влияние на решение глобальных проблем, что от нашей жизнедеятельности зависит качество жизни будущих поколений. Существенное внимание ОУР уделяется обсуждению важности результатов любого дела, что способствует развитию чувства сопричастности к общему делу.
Социальное партнерство как процесс сознательного и компетентного участия человека в различных видах деятельности, обеспечивает не только всестороннюю подготовку к общественной жизни, но и развитие человека как личности, его полнокровную творческую жизнь. Именно с активной творческой деятельностью у большинства членов общества связаны перспективы его устойчивого развития.
Социальный оптимизм – неотъемлемая составляющая ОУР. К сожалению, в представлении экологической информации в СМИ и педагогической практике явно прослеживается алармистский подход. Негативное освещение экологических проблем зачастую приводит к возникновению чувства бессилия в их решении. Одно из условий преодоления пессимизма у учащихся является развитие оптимизма педагога. Необходимо дать возможность педагогу высказывать свои мысли по поводу экологических проблем, увидеть альтернативы алармистским сценариям будущего, осознать свою роль в улучшении будущего. В этой связи следует отметить футурологическое направление ОУР, в рамках которого обсуждается проблема «Наши представления о будущем и пути к нему»: на основе сопоставления желаемой и ожидаемой картины будущего формулируются предложения о возможном влиянии людей на воплощение образа желаемого будущего в жизнь, в том числе за счет качественного образования.
        Образовательный потенциал социально-экологической подготовки педагогов-практиков в области экологического образования для устойчивого развития реализуется в различных формах, среди которых:
 курсовая подготовка в области экологического образования и просвещения, развитие содержания и интерактивных технологий ОУР;
 расширение круга межличностных и профессиональных взаимодействий педагогов, образовательных учреждений при организации научно-практических конференций и семинаров, профессиональных экологических конкурсов («Школьный экологический сертификат», «Школа устойчивого развития», «Педагог-эколог»; конкурсы экологических проектов, видеороликов, фотографий и др.);
 взаимодействие с государственными структурами (Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, Комитетом по молодежной политике, муниципальными органами и др.) на основе реализации совместных проектов;
 взаимодействие с образовательно-просветительскими центрами при предприятиях (ДЭЦ ГУП «Водоканал СПб»), музеями, культурно-просветительскими комплексами (Ленинградский зоопарк, Ботанический сад, Транс-Форс, Океанариум) и т.п.;
 деятельность городских методических объединений педагогов-практиков («Федерация экологического образования Санкт-Петербурга», «Эко-школы/Зеленый флаг»);
 взаимодействие с общественными эколого-образовательными организациями («Друзья Балтики», «Зеленая планета», «Раздельный Сбор», «Чистые игры», Greenpeace, и др.);
 поиск партнеров и участие в международных эколого-образовательных проектах («Школа Мулле», «Семена дружбы», «Эко-школы/Зеленый флаг», «Школьный экологический сертификат» и др.).
        Теория и практика ОУР – неотъемлемая составляющая дополнительных профессиональных программ, неформального экологического образования, направленных на формирование и развитие социально-экологических качеств, необходимых современному педагогу для развития и расширения эколого-образовательной среды. Социально-экологическая компетентность человека, должна в настоящее время быть отнесена к универсальным компетентностям.

                                          Литература

1. Гирусов Э.В. Социально-экологическое образование // Век глобализации. – 2015. - № 1. – С. 125-129.
2. Гущина Э.В. Образование для устойчивого развития как основа формирования социально-культурных качеств педагога // Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность: сборник статей по материалам XIV Международной научно-практической конференции.– Н. Новгород: Мининский университет, 2017. – Ч. I. С. 211-214.
3. Нечаева О.А. Социально-экологическая компетентность как педагогическая категория // Вестник ЧГПУ. – 2011. – № 6. – С. 109-116.
4. Перфилова О.Е. Развитие социально-экологической компетентности педагога в профессиональном образовании. Дисс… канд. пед. наук. М., 2007. – 186 с.
5. Цели в области устойчивого развития [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/

Поделиться: