Авторcтво: Иванова Оксана Валерьевна, учитель ГБОУ гимназии №73 «Ломоносовская гимназия» Выборгского района Санкт-Петербурга |
Многие учителя признают, что актуальной проблемой современных школьников (не только учащихся начальных классов, но и старших) является проблема отсутствия полноценной читательской компетенции, а следствием этого является неумение работать с информацией. Однако читательская компетенция, работа с информацией являются фундаментом всего последующего образования.
Помочь овладеть различными видами работы с информацией поможет работа над смысловым чтением.
Смысловое чтение требует от учащихся овладения различными видами работы с информацией. А это в свою очередь, приводит к необходимости развития умений работы с различными текстами.
Цель занятия
для студентов - познакомить присутствующих будущих учителей с приёмами работы с текстом на уроках в начальной школе, способствующими формированию универсальных учебных действий.
Студентам показаны приемы, которые формируют умения учащихся работать с информацией, представленной в различном виде (текст, таблица). Данная практика работает на формирование у учащихся умения формулировать самостоятельные выводы; выстраивать логические связи по содержательной линии текста; усваивать детальную информацию; давать самостоятельные обоснованные суждения; уметь преобразовывать информацию.
Студентам продемонстрирована практика реализации междисциплинарных связей, единства учебной и внеурочной деятельности; показаны возможности интегрированного урока (русский язык, литературное чтение и окружающий мир) для формирования умений смыслового чтения.
На уроке использована групповая работа и работа в парах, во время которой обращено внимание на следующие умения: получение, поиск, фиксация информации; понимание и преобразование информации; применение и предоставление информации; оценка достоверности получаемой информации; наблюдение над языковой стороной текста.
Студентам предложено погрузиться в учебный материал (тексты, таблицы). В ходе работы сделан упор на деятельность по преобразованию теста, что невозможно без понимания, анализа, сравнения представленной информации.
При обсуждении полученной практики обращено внимание на тонкости и плюсы ее применения.
В качестве рефлексии студентам предложено попробовать свои силы в выстраивании работы над преобразованием текстов различных стилей (художественного и научного).
Данная практика интересна не только будущим учителям начальной школы, но и учителям гуманитарного цикла.
Для проведения занятия подготовлен раздаточный материал (в печатном виде) и презентация для демонстрации результатов данной практики.
Занятие, посвященное поиску информации с опорой таблицу.
Учащиеся работают в группах.
· В начале занятия ребята вспоминают условные обозначения погоды (из курса «Окружающий мир») и получают памятку, которую впоследствии будут использовать в работе (облачность, осадки, явления, ветер). Рис. 1
· Группы получают таблицу с обозначением погоды, анализируют, составляют рассказ о погоде по данной таблице. Каждая группа дополняет рассказ своими наблюдениями. Рис. 2
· Далее учащиеся получают текст-описание зимнего дня, сравнивают его с таблицей, делают выводы (соответствует ли информация о погоде в тексте-описании и таблице).
Мы шли всё дальше и дальше через поля. Вокруг было очень тихо. Снег продолжал падать редкими хлопьями. Тёмно-серые тучи низко повисли над нами. Начал подниматься ветер. Казалось, что он гонит ещё более тёмные тучи в нашу сторону. Мы заворожённо смотрели по сторонам. Поражал резкий контраст между почти чёрными тучами и белоснежным первым снегом.
Вдруг непонятно откуда пробился первый луч солнца! А за ним и все просторы, окружавшие нас, стали наполняться волшебными солнечными потоками.
Данное задание заставляет отбирать нужную информацию, необходимую для вывода, быть внимательным к деталям.
· Группы получают 3 текста с различным описанием погоды «Ураган», «Лето», «Ледяные красавицы» и 3 таблицы с обозначением погоды. Задача обучающихся соотнести художественный текст с таблицей.
Рис.3
Рис.4
Рис.5
Ледяные красавицы
Март. Всё ярче и жарче светило весеннее солнце. Мягкий ветерок гнал, торопил облака. На балконах и крышах домов поселились сосульки. Днём солнечный луч играл с ледяными красавицами. Они сверкали, отливали серебром. Первые крупные капли упали на землю. Съехала с крыши большущая шапка снега.
Наступила ночь. Подморозило. Ледяная корка покрыла землю. Но весна рядом. В городе первые её вестники – сосульки.
Ураган
Нависли тяжёлые грозовые тучи. Ураган с рёвом напал на корабль. Он срывал верхушки волн и покрывал всё вокруг седой пылью. Полили страшный ливень. Засверкала яркая молния. Из облаков стали падать огненные шары. Возле мачт стояли матросы с топорами. Вдруг самая большая мачта повалилась и наклонила корабль. Громадные волны были готовы залить его. Прошёл час, другой, третий. Эти часы казались векам. Наконец ураган стал стихать.
Лето
Прекрасный июльский день. Светлое солнце приветливо и весело смотрит на землю. Небо покрыть множеством крупных высоких облаков. Они подобны островам среди бесконечной реки. Облака легки и лазурны. Они все пронизаны светом и теплом. Кое-где тянутся вертикальные голубоватые полосы. Это идёт едва заметный дождь.
По обеим сторонам тянутся поля поспевшей ржи. Прекрасны золотые отливы спелых колосьев. Какое богатство! И создано оно трудом человека.
Обучающиеся делают вывод о различных способах подачи информации.
Данное задание позволяет учителю понаблюдать за внимательностью обучающихся, за их отношением к заданию: некоторые ребята читают только начало текста, обращают внимание на дату в первом столбце таблицы и соотносят текст с таблицей, а некоторые читаю тексты до конца, обращая внимание на все детали.
· Следующее задание формирует умение преобразовывать информацию. Работа проходит фронтально. Ребята получают художественный текст «Первый дождь» и незаполненную таблицу. Читая текст, обращая внимания только на информацию, которая относится к описанию погоды, пользуясь «Условными обозначениями» обучающиеся должны заполнить таблицу недостающими данными.
Первый дождь
Весна уверенно входит в свои права. Последние дни стояла ясная погода. Потом вдруг подул сильный ветер. Небо закрыла тяжёлая серая туча. Она пролилась на землю живительной влагой. Три дня лил тёплый дождь. Затем на окрестность опустился густой белый туман.
Утром выглянуло ослепительное солнце. Зазеленела молодая травка. Пришла настоящая радостная весна.
Рис.6
Рис.7
Рис. 8
Учащиеся демонстрируют свои варианты заполнения таблицы. Сравнивают с вариантом учителя.
Рис. 9
· Итоговое задание – самостоятельная работа: прочитать художественный текст, отобрать нужную информацию, проанализировать полученную информацию, преобразовать (слова в условные обозначения), оценить полученный результат.
Зимние забавы
Снег идёт густой. Крупные снежинки мотыльками кружились в свете окна. За одну ночь всё в природе изменилось. Взошло солнце. Оно высветило изумительной красоты зимний белоснежный наряд. Каждая маленькая былинка словно накрылась лебяжьим пухом. Ребятишки раскатали горку до льда. Они устремились к ней с санками, дощечками. Всем охота скатиться с ветерком! Щёки разрумянились. Малыши играли в снежки. Липкие комья снега летели во все стороны. Зима дарит людям много радости.
Рис.10
Рис.11
· В конце занятия учащиеся делают выводы о том как важно отбирать нужную информацию, обращать внимание на детали. Делаю вывод о том что, тексты бывают разными, а одна и та же информация может быть дана разными способами.
Список литературы
1. Г.С. Ковалева, Э.А. Красновский. Новый взгляд на грамотность. По результатам международного исследования PISA-2000. М.: Логос, 2004
2. Воюшина, М. П. Методические основы литературного развития младших школьников / М.П. Воюшина // Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников: пособие для студентов факул. нач. обуч. и учит. нач. классов./ Под ред. Т. Г. Рамзаевой. –СПб: Спец. лит-ра, 1996
3. Галактионова Т.Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен Открытого образования (теоретико-методологические основы исследования). Монография. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007
Поделиться: