Поиск по сайту

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ТУРИСТСКИХ ПОХОДАХ ВЫХОДНОГО ДНЯ


Авторcтво: Кизиляева Е.Ю., Барышникова Т.В., ГБОУ школа № 98 Калининского района Санкт-Петербурга, Голиков В.И., ФГБОУ ВО «НГУ физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург»


      Вырубаются леса, загрязняются реки, моря и озера, в воздух выбрасываются вредные для человека газы. В связи с чем, экологически грамотное поведение человека приобретает огромное значение.
Актуальность исследования заключается в необходимости получения школьниками экологической грамотности во время туристских мероприятий, так как при участии в данных мероприятиях школьники находятся непосредственно в природной среде, способны положительно повлиять на её сохранение и остановить ухудшение экологии окружающей среды.
Объект исследования: формирование экологической грамотности школьников.
       Предмет исследования: обучение младших школьников экологической грамотности в природной среде.
Гипотеза исследования: предполагается, что непосредственное участие школьников в туристских мероприятиях успешно формирует экологическую грамотность учащихся 1-4-х классов.
Цель исследования: формирование экологической грамотности школьников 1-4 класса посредствам туристских мероприятий.
Задачи исследования:
      1. Изучить знания школьников 1-4-х классов по вопросам экологического состояния природной среды.
      2. Разработать модель экологического воспитания школьников посредствам участия в туристских мероприятиях.
      3. Определить влияние разработанной модели экологического воспитания школьников на формирование экологической грамотности школьников 1-4 класса.
Методы исследования: анализ литературных источников, проектирование, опрос учащихся, метод математической статистики.
Период исследования – сентябрь – ноябрь 2019 года.
Результаты исследования.
Природная среда – это объективно существующая вне человека, независимо от его сознания, реальность, служащая местом, условием и средством его обитания. Источники экологического права – это нормативно-правовые документы, регулирующие экологические отношения. В настоящее время существуют следующие основные документы: Федеральный закон «Об охране окружающей природной среды», Указ Президента Российской Федерации «О стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» [3, 4]. О необходимости формирования основ экологической культуры у детей говорится в действующем федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. Правильное отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет при помощи взаимодействия ребенка с живой природой.
      Одна из актуальных форм по воспитанию у школьников экологически грамотного поведения в природной среде – туристские мероприятия, приводящиеся непосредственно в природной среде. Рассмотрим формирование правильного отношения к природе у учащихся во время похода выходного дня (далее – ПВД).
      В туристских походах дети напрямую общаются с природой, чувствуют свою связь с ней, узнают правила и нормы жизни в природной среде [1, 2]. Нахождение в природной среде максимально формирует у школьников понимание того, что:
  - человек – это часть природы, а его назначение – умение познать законы, по которым живет и развивается природа, и в своих поступках руководствоваться этими законами;
  - необходимо сохранять все многообразие жизни, раскрыть сущность происходящих экологических проблем и осознать их актуальность;
  - нужно принимать личное участие в решении локальных экологических проблем.
      Экологическое грамлтное поведение детей – это совокупность правильных конкретных действий и поступков, непосредственно или опосредованно связанных с воздействием на природное окружение.
Для экологического воспитания учащихся младшего школьного возраста целесообразно проводить ПВД. В нашем случае такой поход проведен после ряда занятий по туризму в зале и на пришкольной территории. Предварительно были рассмотрены вопросы безопасного пребывания в природной среде и на транспорте, выбор и применение туристского снаряжения, уход за ним, движение на маршруте и т.д. А после проведения ПВД нашей группой были подведены его итоги. Определено, что в ПВД школьники любуются различными растениями, узнают, какие животные обитают в данном регионе, могут увидеть кого-нибудь из лесных животных (например, белку, зайца, лягушку, дятла, утку и т.д.). Летом учащиеся наблюдают за жизнью муравьев, могут увидеть стрекозу или необычного жука. Дети также видят прекрасное в различных явлениях природы (в снегопаде, дожде, радуге, листопаде и т.д.).
       В ПВД школьники учатся правильно разжигать и тушить костер, они узнают, что нельзя ломать для костра зеленые ветки деревьев, а также, что необходимо обкладывать кострище камнями или обкапывать его по периметру, чтобы не было лесного пожара. Дети узнают, какой вред может нанести лесной пожар (уничтожение лесов, гибель растений и животных). Во время похода с учащимися проводится беседа о том, почему нельзя мусорить в лесу. К сожалению, в настоящее время некоторые люди, после своего отдыха на природе, оставляют много мусора (стеклянные и пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты, бумажные обертки и др.). Мусор накапливается. А оставленные стеклянные бутылки, при определенных погодных условиях, могут привести к пожару. Дети понимают, что лес – место отдыха людей и дом для животных, а не свалка мусора. В связи с чем весь свой мусор они уносят с собой, а не оставляют в лесу.
       Важную роль играют родители и учителя, которые окружают ребенка в туристском походе и своим примером показывают образцы правильного экологического поведения. Если взрослые люди не оставляют мусор в лесу, тушат костер, не портят живые растения, бережно относятся к окружающей природе, то и ребенок будет повторять такое поведение. Если родители радуются пребыванию на природе, то и дети будут получать удовольствие от окружающего их мира. После туристского похода нами были подведены его итоги: проведена беседа по экологической грамотности, сделана школьная стенгазета и нарисованы плакаты на темы: «Берегите лес от пожара» и «Не сорите в лесу».
       О положительных результатах экологического образования свидетельствуют результаты анкетного опроса учащихся 1-4-х классов, занимающиеся в секции туризма ОДОД ГБОУ школы 98 с углубленным изучением английского языка Калининского района Санкт-Петербурга. В исследовании принимало участие 20 учащихся. Результаты приведены в таблице 1.


     Из проведенного опроса следует, что туристские мероприятия, в частности походы выходного дня, положительно влияют на формирование экологической грамотности школьников 1-4-х классов.

        Выводы.

       Разработана модель экологического воспитания младших школьников посредствам участия в туристских мероприятиях, в частности в походах выходного дня.
Изучены знания школьников 1-4-х классов по вопросам экологического состояния природной среды до и после туристских походов выходного дня. Выявлена положительная динамика.
       Определено положительное влияние разработанной модели экологического воспитания школьников на формирование экологической грамотности школьников 1-4-х классов. Применение ПВД показало свою актуальность и необходимость для формирования экологической грамотности младших школьников, но при их организации и проведении педагогу необходимо уделять большое внимание вопросам безопасности и правильного подбора снаряжения. При проведении ПВД с участием младших школьников рекомендуем привлекать родителей.

                                              Литература

   1. Белавина И., Найденская Н. Планета – наш дом. Мир вокруг нас. Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников / И. Белавина, Н. Найденская. – М.: ЛАЙДА, 1995,– 95 с.
   2. Грешневиков А. Н. Экологический букварь / А.Н. Грешневиков. – М.: ЭКОС-информ, 1995. – 73 с.: ил.
   3. Указ Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 № 176 «О стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215668/

Поделиться: