Поиск по сайту

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КВЕСТ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ «УСЛЫШЬТЕ ДРУГ ДРУГА!»


Авторcтво: Григорьева Ю.В., Наркевич Т.Л., Хмыров М.Г., Новикова Т.А., ГБОУ СОШ № 71 Калининского района Санкт-Петербурга


        Чтобы точно понять, что же такое квест, обратимся к словарю: квест (англ. guest) – это приключенческая игра (англ. adventure game).
Квест – это интеллектуальная, подвижная, развивающая командная игра для активных людей, не приемлющих скучную и серую паутину обыденности. Особенность квест-игры в том, что она позволяет не только активно провести время, но и проявить свои скрытые качества и потенциальные способности, развить таланты, эрудицию и находчивость, коммуникативные навыки, научиться молниеносно и нешаблонно мыслить и действовать как самостоятельно, так и в составе команды. В процессе прохождения игры есть место и для викторин, и для индивидуальных заданий, и даже для спортивных эстафет [1, 3].
Квест-игра «Услышьте друг друга» как форма внеурочной деятельности для учащихся 6 класса разработана по мотивам сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». В этой философской сказке, с которой учащиеся знакомятся на уроках внеклассного чтения, затрагиваются важнейшие человеческие ценности – жизнь, добро, красота, любовь, дружба.
        По мотивам данного произведения разработана квест-игра, которая может проходить на пришкольном участке (в хорошую погоду) или в кабинетах школы. Она отличается ключевой экологической идеей и широким межпредметным содержанием.
        Ведущие на всех этапах игры одеты в сказочные костюмы, на станциях присутствуют атрибуты «планет», заранее заготовленный реквизит, дидактические материалы. Сюжет основан на путешествии по планетам в поисках частей волшебного колокола, звон которого поможет людям научиться видеть, понимать и ценить красоту человеческих отношений, окружающего мира, сохранить нашу Землю для наших детей.
Цель игры: формирование экологических ценностей, мотивов, практического опыта взаимодействия учащихся с окружающим миром, другими людьми на основе межпредметного игрового взаимодействия.
Задачи:
   • В игровой форме привлечь внимание учащихся к экологическим проблемам.
   • Формировать положительное эмоциональное отношение к процессу познания, повысить мотивацию обучения.
   • Поддерживать интерес и познавательную активность учащихся на протяжении всей игры.
   • Включать школьников в разные виды деятельности при условии их быстрой смены.
   • Развивать творческий потенциал школьников, коммуникативные качества.
Прогнозируемые результаты
Личностные:
 Понимание ценности жизни, окружающей природы, человеческих отношений.
 Проявление положительного эмоционального настроя, самостоятельности и инициативности.
 Проявление доброжелательности и уважительного отношения друг к другу.
Метапредметные:
 Проявление познавательного интереса.
 Способность быстро включаться в разные виды деятельности.
 Умение работать в команде, слушать и слышать друг друга.
Предметные:
 Оперативное использование естетсвеннонаучных и гуманитарных знаний.

       Краткий сценарий квеста

Видео: Метеорит. Звук 6-7 сек. Под одноименную песню выходит Маленький принц.
Маленький принц: Здравствуйте, дорогие жители Планеты Земля! Вчера я получил послание с просьбой спасти Вашу планету. Прибыл к Вам, как только смог. Что у Вас стряслось?
Человек: Здравствуй, Маленький принц! Мы так ждали тебя! На нашей планете назревает большая беда. Люди разъединены, живут в соседних квартирах, словно на разных планетах. Каждый делает, что хочет! Никто не думает, ни о природе, ни друг о друге.
Человек: Одна надежда на тебя, Маленький принц!
Маленький принц: Да, серьезная проблема! Но я знаю один способ, как Вам помочь! Существует во Вселенной колокол, который обладает волшебной силой! Достаточно в него позвонить и люди образумятся!
Человек: Здорово! Здорово! Здорово!
Маленький принц: Но есть одна проблема! Колокол этот разбит на части. И чтобы его собрать, необходимо посетить шесть планет и найти там части колокола, соединить их воедино на Планете Земля и позвонить в него!!!
Дорогие друзья (обращается к участникам), Вы можете мне помочь! Посмотрите, какого цвета знак вы получили. В соответствии с этим цветом вам надо подойти к координаторам планет. Они проводят Вас на первую планету!
На каждой планете вас ждут разные задания, которые нужно как можно быстрее выполнить. Учитывается время выполнения задания, а если ответ не найден, то присуждается штрафное время. Время выполнения задания на станции – 5 минут. Оценивается скорость выполнения. Ошибка – это дополнительные 10 секунд, которые прибавляются к вашему времени. Если остается время, вы можете ответить на дополнительные вопросы. За каждый правильный ответ вычитается 10 секунд.
На первой планете вам надо придумать название своей команды, вписать в маршрутный лист и выбрать капитана.
В пути вам поможет сплоченность, знания и находчивость, стремление достичь цели.
Удачи Вам! Начало игры в ___________



                                           Зеленая станция «Планета Маленького Принца»

Легенда Человека: Маленький принц живет на этой маленькой планете, которая «чуть побольше него самого». Маленький принц ежедневно трудится, любит любоваться закатом, но ему очень не хватает друга! Если Вы поможете ему обрести друзей на этой планете, то взамен Вы получите часть волшебного колокола на последней станции и билет на следующую планету!
Задание: На этой маленькой планете вам нужно найти 5 разных видов деревьев, которые смогут стать друзьями нашего Маленького принца! (территория поиска ограждена). Записать названия на лист. На каждом дереве прикреплены буквы (буквы – не снимать, а записывать!). Если Вы найдете все деревья, то сможете составить волшебное слово, которое будет являться билетом на следующую планету!
Деревья: липа, ясень, каштан, тополь, береза.
Вручается урок Маленького принца»: «Ты всегда в ответе за всех, кого приручил….
Услышьте других на своей планете, услышьте свою любимую розу, заботьтесь о ней».
Вручается билет: Ключевое слово – ребус. Следующая станция – «Астероид Короля».
Дополнительные вопросы: на ощупь определить плоды (каштан, шиповник, желудь).
Заполнить таблицу деревьев.

                                                     Коричневая станция «Астероид Короля»

Легенда Короля: На данном астероиде живет один-единственный житель – Это я – Король! Я знаю, зачем Вы прибыли на мою планету! Но не готов просто так отдать Вам билет на следующую планету! Вам нужно назвать три слова, которые важны для здоровой жизни на Вашей планете! Решите ребусы и вы узнаете эти слова.
Задание: решите три ребуса. Ответ: 1 –Экология; 2 – Утилизация; 3 – Переработка.
С обратной стороны карточки написано название следующей станции. Станция «Астероид Фонарщика».
Вручаю урок Маленького принца: «Найди в себе силы изменить себя, тогда мир изменится вокруг тебя».
Расположите слова по возрастанию количества букв. Переверните, запишите цифры в этом порядке:123
Вручается билет: Ключевое слово в ящике – Станция «Астероид Фонарщика».
Дополнительные вопросы. Ответить на вопросы к картинке: - Кто этот повар? (Хлорофилл). - Почему одежда зеленого цвета? (Цвет хлорофилла). - Какие вещества обозначены цифрами 1, 2, 3 (углекислый газ, вода, минеральные соли). - Что является источником энергии на кухне? (солнце).

                                                    Синяя станция «Астероид Фонарщика» - музыкальная

Реквизит: ноутбук, лист для ответов. Атрибуты: фонарь.
Легенда Фонарщика: Я ежедневно зажигаю и гашу фонарь на своем астероиде, он всегда думает о своей планете! И мне кажется, что без музыки на ней скучно! Если Вы сможете отгадать правильное название песни, то ее звуки навсегда останутся на моем астероиде!
       Прослушать музыкальные фрагменты; из первых букв их названий сложить слово-ключ к следующему заданию – (клумба).
4) «Маленькая страна»; 2) «Лезгинка»; 1) «Калинка-Малинка»; 3) «Учат в школе»; 5) «Белые розы»; 6) «Айсберг»
Вручается урок Маленького принца: «Всю жизнь быть для людей маяком – в этом счастье человека».
Вручается билет: Ключевое слово – клумба – следующая Станция «Астероид Делового человека».
Дополнительные вопросы: Самыми музыкальными в животном мире являются, наверное, птицы. Попробуйте отгадать их: 1. Птица цвета утренней зари (фламинго). 2. Птица с фамилией писателя (гоголь). 3. Птица-акробат (поползень). 4. Птица – лесная флейта (самец иволги). 5. Птица, которая кричит как кошка (самка иволги).

                                                    Желтая Станция «Астероид Делового человека» - цветочная

Легенда Делового человека: Я до такой степени занятой человек, что мне некогда ухаживать за клумбой на моем астероиде. Я даже не знаю, как называются цветы на моей клумбе. И Вы должны мне с этим помочь! Единственное, на что у меня хватает времени, это передать Вам задание. Попробуйте расшифровать его! Назовите цветы, которые зашифрованы азбукой Морзе, запишите и покажите их на клумбе (натуральной, или искусственной). Если затрудняетесь – в конверте – подсказки (штраф – 10 сек.).
Бегония, бальзамин, бархатцы.
Показывает фото цветов – название. Переворачиваем. На обороте глобус, компас, карта. С какой профессией ассоциируются эти предметы? С географом.
Вручаю урок Маленького принца»: «Надо судить не по словам, а по делам... Любуйтесь окружающим миром! Любите его! Удивляйтесь ему!».
Вручается билет: ключевое слово – географ. Следующая станция – «Астероид Географа».
Дополнительные вопросы: заполнить таблицу цветов.

                                                   Красная Станция «Астероид Географа» - экологическая проблемная

Легенда Географа: Моя планета огромная! Я изучаю моря, реки, города, горы и пустыни, но при этом я не знаю, как они живут, что их беспокоит!
Вам надо как можно быстрее написать письмо-обращение (в 20 слов) от любого объекта природы на этом пришкольном участке (растения, животные, неживая природа...) об экологических проблемах, которые волнуют выбранный персонаж. А затем команда должна предложить и записать 5 подарков этому персонажу, которые помогут ему более комфортно чувствовать себя на пришкольном участке.
Время пошло....
Письмо надо положить в конверт. Чтобы конверт освободить, необходимо сложить буквы, а из части букв сложить слово во множественном числе из 7 букв (деревья).
Вручаю урок Маленького принца»: «Нельзя изучить мир, не выходя из кабинета. Услышьте других на своей планете».
Вручается билет: ключевое слово – деревья.
Дополнительные вопросы: 1. Дары готовят нам сады дороже пищи и воды (кислород). 2. Только в воду окунется, неведимкой обернется (соль, или сахар). 3. Самое большое пресное озеро в России и Европе (Ладожское). 4. Какой русский царь ввел много законов об охране природы? (Петр I). 5. Какую березу северных лесов называют «царской» березой? (Карельская береза с красивой и дорогостояшей древесиной – использовалась для украшения дворцов).

                                                   Оранжевая Станция «Астероид Честолюбца» - литературная

Легенда Честолюбца: Я всех красивее, всех наряднее, всех богаче и умней! Столько стихотворений сколько знаю я… никто не знает!!! Каждый раз, когда я открываю книгу… нахожу там не только само стихотворение, но и понимание, что мне делать дальше!!!
Попробуйте отгадать в моем шифре стихотворные строчки… и тогда Вы поймете, куда Вам двигаться дальше!
        Три группы предметов.
   1 – снежинка, очки, смайлик («Зимнее утро» – А.С. Пушкин – стр. 137).
   2 – молния, сердце, календарь («Весенняя гроза» – Ф. Тютчев – стр. 23).
   3 – лист бумаги, окно, чурбачок («Береза» – С. Есенин – стр. 37.)
Отгадать знаменитые стихотворные строки. Найти стихи в книге, по книге определить код к следующей станции.
Сложите цифры страниц и получите число с кодом, чтобы найти ключ от шкатулки со следующей планетой - 26 - «Астероид Фонарщика».
Вручаю урок Маленького принца»: «Честолюбие хорошо в разумных пределах…».
        Финал
Пройдя все станции, команды собираются все вместе и из частей складывают волшебный колокол, который издревле созывал, объединял людей.
Маленький принц: Наш колокол собран, первой оказалась команда ______________. Но ведь не важно, кто первый, кто второй! Важно, что мы совместными усилиями восстановили мир на планете!
Маленький принц: на каждой станции команды получили «Уроки Маленького принца» (все Уроки представлены на слайде), например, «Нельзя изучить мир, не выходя из кабинета…», «Ты всегда в ответе за всех, кого приручил…».
«Мы, жители планеты Земля, если научимся видеть, понимать и ценить красоту человеческих отношений, окружающего мира, мы сможем возродить нашу Землю, понять ее, украсить и подарить своим детям! В будущем мы можем выбрать любое занятие, профессию, но мы должны заботиться о нашей Земле ...».
Школьники получают маленькие колокольчики с зелеными ленточками, и все вместе звонят.
Оценка результата
Экологический квест-игра была успешно проведена с учащимися 6-х классов и вызвала высокую активность и интерес.
Данные сюжет и технология могут успешно использоваться как основа разработки квестов для более старших школьников.
       Квест-игра «Услышьте друг друга» была представленная на районном семинаре для заместителей директоров по воспитательной работе «Игра в экологическом воспитании и социализации подростков». Педагоги сами стали участниками квеста и положительно оценили образовательный потенциал разработанной игры.

                                           Литература

    1. Кустова Е.А. Квест-игра как новая образовательная технология / Е. А. Кустова. — Текст: непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2019. — № 10 (248). — С. 52-54. — URL: https://moluch.ru/archive/248/57038/ (дата обращения: 28.04.2020).
    2. Полищук В.Н., Туча Т.Б. Экологические квесты как метод экологического образования младших школьников // Казанский педагогический журнал – 2018. - № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskie-kvesty-kak-metod-ekologicheskogo-obrazovaniya-mlads...
    3. Полуднева Т.В. Квест – новая увлекательная игра [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/statya-kvest-novaya-uvlekatelnaya-igra-2046464.html

Поделиться: