Авторcтво: Рыкачева Анастасия Владимировна, воспитатель, Сидорова Елена Альбертовна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 31 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей Приморского района Санкт-Петербурга |
Проблема духовно–нравственного воспитания представлена в ФГОС дошкольного образования в логике ценностного и социокультурного подходов. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
В духовно-нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольному учреждению, но и семье. Детскому саду необходимо помочь родителям осознать, что именно в семье, должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими дедами и прадедами, и что в первую очередь родители – главные ответственные за воспитание своих детей.
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период закладывается основа духовно-нравственных ценностей: формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.
Важную роль в приобщении ребёнка к народной культуре играют народные праздники, проводимые в детском саду, а так же знакомство с культурным пространством города - улицами, площадями, парками и учреждениями культуры: музеями, библиотеками, театрами и т.д. Музей является собранием тех вещей, которые могут рассказать о представлении и мировоззрении людей, национальном характере и самобытности времени. Одним из музеев, позволяющих познакомится с культурой русского народа, является «Российский этнографический музей».
В этой связи нами была разработана культурно-образовательная практика «Птица счастья», основанная на использовании игровых технологий взаимодействия родителей и детей, которая разворачивается в пространстве «Российского этнографического музея».
Целью культурно-образовательной практики является формирование у детей старшего дошкольного возраста субъективного представления о счастье и его многогранности.
Для составления культурно-образовательной практики «Птица счастья» мы использовали уже имеющийся опыт в старшей группе, который стал подготовительным этапом в данной культурной практике. И в логическом продолжении продумали основной и итоговый этапы. Реализовали с этими же родителями и детьми, уже подготовительной группы. В итоге из простой лексической темы у нас появился новый, более интересный и совершенный методический продукт.
Участниками стали дети подготовительной к школе группы в возрасте 6-7лет, их родители и воспитатели ДОУ.
Продолжительность культурно-образовательной практики составила 10 дней.
Для организации партнерских отношений с родителями воспитанников мы использовали такие формы как: информирование родителей с помощью объявления в раздевалке и группы «ВКонтакте», индивидуальные беседы и консультации о прохождении маршрутного листа.
Для семейного образовательного путешествия в пространстве музея детям и родителям были необходимы: маршрутный лист «Время играть-птичек считать» и карандаш. В ходе выполнения игровых заданий, дети совместно с родителями окунулись в культуру русского народа через знакомство с предметами быта, обрядами, поговорками, пословицами. Во время семейного досуга участники отвечали на вопросы «Как вы думаете, что еще на Руси украшали люди птичками?», «Зачем и когда птицы прилетали в дом?» и «Как ты считаешь, что приносит людям счастье?», что способствовало осмыслению духовно-нравственных ценностей, а именно формированию субъективного представления о счастье и его многогранности.
Ход культурно-образовательной практики:
Предварительный этап – образовательное событие, предваряющее семейный досуг в городе.
Содержательный этап работы
|
Описание содержания работы дошкольников
|
Описание педагогического сопровождения культурно-образовательной практики
|
Наблюдение за сезонными изменениями в природе и прилетными птицами
|
Заполняли календарь погоды.
Наблюдали, рассматривали прилетающих птиц на участок ДОУ.
Отгадывали загадки об сезонных изменениях.
Подражали голосам птиц и звукам природы.
Насыпали семечки в кормушки.
Рассматривание
|
Беседа, индивидуальная работа.
Прогулка и организованное наблюдение.
Художественное слово
Игровые упражнения
Трудовая деятельность
Постановка и решение проблемных вопросов.
|
Пополнение предметно-развивающей среды в группе по теме недели «Перелетные птицы»
|
Разрезные картинки «Перелетные птицы»
Лото «Перелетные птицы»
Раскраски «перелетные птицы», схемы для рисования жаворонка.
Трафареты «Перелетные птицы»
Схемы оригами
Д/и «Чей хвост»
Д/и «Чья тень»
Схемы из счетных палочек «Перелетные птицы
Картины «Грачи прилетели» и «Весенний день» А.К.Саврасов, «В начале марта» и «Март» И.И.Левитан
|
Помощь в решении дидактических задач.
Демонстрация и рассматривание наглядных пособий
Индивидуальная работа с воспитанниками.
|
Чтение художественной литературы:
Александр Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди»
Русская народная сказка «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке»
|
Слушали сказку
Рассматривали иллюстрации.
Отвечали на вопросы по содержанию сказок.
Слушали отрывок из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»
Д/и «Расскажи сказку по картинкам»
|
Художественное слово.
Демонстрация наглядных пособий.
Беседа.
Приобщение к классическим музыкальным произведениям
Помощь в решении дидактических задач.
|
Слушали аудио сказку.
Отвечали на вопросы по содержанию сказок
Д/и «Что перепутал художник?»
|
Художественное слово.
Беседа.
Помощь в решении дидактических задач.
|
Коллективные работы ДПИ волшебные птицы (Приложение 1)
|
Рисовали, резали, клеили детали для создания образа волшебных птиц.
«Жар-птица» и «Царевна Лебедь»
|
Организация продуктивной деятельности.
Помощь в решении творческих задач (объединиться в творческие группы, спланировать и распределить действия и т.п.)
|
Культурно-досуговое мероприятие для детей с родителями «Весна, весна, поди сюда!»
|
Дети совместно с родителями:
Играли в пальчиковую игру «Птички»
Разучивали заклички
Отгадывали загадки
Слушали «Песня жаворонка» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского.
Играли в фольклорную игру «Жаворонки»
Играли в игу «Давай дружить»
Делали из ткани птичек «Жаворонков»
Закликивали весну и украшали участок ДОУ «Жаворонками»
|
Создание игровых, творческих, развивающих ситуаций для знакомства с народными обычаями, обрядами, связанными со встречей весны
Приобщение к классическим музыкальным произведениям
Проведение мастер-класса по изготовлению из текстиля птичек «Жаворонков»
|
Основной этап – семейный досуг в городском пространстве.
Для проведения семейного досуга были специально разработаны дидактические материалы для детей и родителей – маршрутные листы. Выглядели они следущим образом.
Итоговый этап – образовательное событие в дошкольном образовательном учреждении, подводящее итоги семейного досуга в городе.
Содержательный этап работы
|
Описание содержания работы дошкольников
|
Описание педагогического сопровождения культурно-образовательной практики
|
Беседа «Что такое счастье?»
(Приложение 2)
|
Понимали значение пословиц
Рассуждали о «счастье»
|
Художественное слово
Дискуссия
Постановка и решение проблемных вопросов.
|
Сказка «Птица счастья» Татьяна Домаренок (Приложение 3)
|
Слушали сказку
Отвечали на вопросы по сказке
|
Чтение художественной литературы
Беседа
Постановка и решение проблемных вопросов.
|
Интегрированное занятие «Счастье – это…» (Приложение 4)
|
Д/и «Волшебные очки»
Д/и «Счастливые предметы»
Рассуждали о «счастье»
Пальчиковая гимнастика «Птица счастья»
Рисовали «Птицу счастья»
Отвечали на вопрос: «Что приносит людям счастье?»
|
Помощь в решении дидактических задач.
Дискуссия
Художественное слово.
Организация продуктивной деятельности.
Помощь в решении творческих задач (объединиться в творческие группы, спланировать и распределить действия и т.п.)
Постановка и решение проблемных вопросов.
|
В ходе культурно-образовательной практики родители проявили высокую активность. Этому способствовали проводимые воспитателями мероприятия: мастер-классы, досуги, проекты, различные социальные акции и экскурсии.
Некоторые родители благодаря данному мероприятию первый раз посетили со своими детьми «Российский этнографический музей».
Часть родителей были удивлены, что мы затронули такое широкое понятие «счастье», посчитав, что рано разговаривать с детьми на такую тему. Однако данная группа родителей и детей прошла маршрут и выполнила все задания.
Некоторые ребята посетили музей всей семьей. Родители были благодарны за возможность интересно провести выходной со своими детьми. Отметили удобство доступности музея, возможности выбрать день и время посещения.
При разработке культурно-образовательной практики самое сложное для нас было выбрать учреждение культуры так, чтобы оно подходило нашей цели, было доступно территориально и финансово для родителей. Мы сами не раз посетили этот музей при составлении маршрута. Нам пришлось переработать большой объем информации и адаптировать для буклета.
Приложения
Список литературы
1. Альбедиль М. Русские ремесла. – СПб, 2016.
2. Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей / Т. Далинина / Дошкольное воспитание. – 2000 – №1. – С. 41-49.
3. Коваль А.Н., Малыгина А.Н., Жесткова Е.А. Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста / Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 8-4. – С. 748-750; [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=7234
4. Материалы по этнографии: Русские народные праздники и обряды [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ethnomuseum.ru/materialy-po-ehtnografii/russkie-narodnye-prazd, свободный
5.Султанова Н. Духовно-нравственное развитие дошкольников/ Дошкольное воспитание. – 2014 – №6. – с.6-13
6. Юнусова Д. С., Тожибоев М. М. Методика проведения национальных и подвижных игр детей старшего дошкольного возраста / Молодой ученый. – 2017 – №4. – С. 401-403.
Поделиться: