Авторcтво: Нагубнева Ирина Сергеевна, преподаватель математики и информатики, Государственное профессиональное образовательное учреждение «Анжеро-Судженский педагогический колледж», Кемеровская область |
Обучение в педагогическом колледже требует от обучающихся, чтобы они хранили в памяти огромный объем информации. Это продиктовано разнообразием учебных предметов и ежегодным накоплением знаний. «Поместить» и удерживать все в своей голове поможет ментальная карта.
Ментальные карты нередко называют диаграммами связей или интеллект-картами. Это схематическое изображение информации. В центре такой карты находится главная идея (ядро), а от нее идет разветвление (древовидная схема). Каждая ветвь может быть отсылкой к слову-понятию, событию, задаче, дате и т.п. Составление ментальных карт в обучении используется обычно для закрепления изученного материала, реже в качестве приема мозгового штурма. Как правило, это касается емких тем, которые имеют систему классификаций, терминов и дополнений.
Наиболее часто можно встретить различного рода информацию, представленную в текстовой форме, иногда с добавлением списков и таблиц. Восприятие такой структуры данных является достаточно тяжелой нагрузкой.
Гораздо эффективнее происходит осмысление и запоминание следующей информации:
• представленной наглядно с использованием цветов, изображений, связей между элементами;
• основанной на ассоциативном мышлении;
• использующей иерархические связи.
Именно на основе этих принципов создаются ментальные карты. В центре располагается основная идея (задача или объект рассмотрения), вокруг — связанные с ней компоненты. Если элементов слишком много, то они должны быть логически сгруппированы.
Построение карты начинается с мозгового штурма и выработки идей. Создавая черновик, не следует опасаться, что структура получается недостаточно логичной. По мере работы над картой, происходит уточнение и корректирование элементов, что в итоге позволит разработать правильную структуру.
Наглядное представление информации в виде структуры данных помогает упростить работу, ускорить запоминание и воспроизведение материала.
В настоящее время существует широкий ассортимент программ для установки на компьютер, предоставляющие возможность создания интеллект-карт (FreeMind, iMindMap®, Xmind и др.), некоторые из которых имеют бесплатные версии. А также, есть возможность создание карт он-лайн, выбрав один из наиболее удобных для вас сервисов (MindMeister, Glinkr, Wisemapping, Bubbl. us, Ekpenso, Text2MindMap, Mind42 и др.) В голове любого человека проносится огромное количество полезных и нужных мыслей. Иногда в хаосе идей возникает вопрос о том, как зафиксировать поток информации, чтобы затем вернуться и обдумать все более тщательно. Если попытаться записать мысли в текстовой форме, либо в виде таблиц и графиков, это будет весьма трудно сделать. Наиболее приближенным к естественному процессу мышления способом представления информации является создание ментальной карты, включающей все идеи в виде рисунков, схем и символов.
Другим важным аспектом мыслительной деятельности, особенно на этапе обучения, становится необходимость запоминания большого количества информации. Как показывает многолетняя практика педагогов, диаграммы связей — наилучший способ конспектирования новой информации. Это великолепный инструмент в опытных руках специалистов и школьников, который позволит:
• Быстро и эффективно работать с любым объемом информации.
• Развивать логическое, ассоциативное, творческое мышление, фантазию.
• Использовать графические презентации для объяснения собеседникам личной позиции.
• Принимать решения, планировать, разрабатывать проекты.
Интеллект-карта — пример легкого и эффективного приема в образовательном процессе, который требует минимум усилий и времени, но дает максимально положительный результат. Такой вариант представления информации позволяет визуально отобразить наличие смысловых, ассоциативных, причинно-следственных связей между событиями, объектами или задачами и выстроить элементы по мере важности.
В настоящее время в образовании больший акцент делается на самостоятельную деятельность обучающихся при рассмотрении теоретических и практических вопросов, на их умение применять полученные знания и усвоенные способы действий в различных учебных и жизненных ситуациях. Преподаватель при этом становится координатором и научным руководителем познавательной деятельности студентов.
Одним из способов решения вопроса перевода обучающихся к самостоятельной деятельности является работа с конспектами. Но здесь возникают проблемы.
• Слушатели делятся на три группы: записывают все, нет записей, рациональный конспект. Но говорим мы гораздо быстрее, чем пишем, поэтому возникает необходимость сокращения написания конспекта.
• Какой вид конспекта выбрать. Линейный конспект имеет свои недостатки: трудно найти ключевое слово, потеря времени (запись, чтение, поиск информации), нет никакого творчества. Следствие этого, как правило, трата времени впустую, потеря уверенности, тяги к знаниям, скука + разочарование, максимальная работа → минимальный результат. Очень важно использовать сокращения (по карте рассказать). Рациональными примерами конспектов являются конспекты, которые вмещаются на 1 лист: двумерное пространство, интеллект-карта. Из приведенных примеров видно, что наиболее рациональным примером конспекта является схема — или «ментальная карта».
Одним из основателей ментальных карт является Тони Бьюзен. Окончив школу на двойки, он всерьез задумался над вопросом «Почему я хуже других?». Узнав, что человек использует всего 5% головного мозга, он решил «заставить свой мозг работать». Он написал 82 бестселлера на данную тему.
Ментальная карта — это графическое выражение процесса мышления. Обучающиеся составляют интеллект - карты индивидуально при изучении новых тем на уроках и дома. Опыт работы показал, что использование теоретически обоснованного инновационного метода интеллект-карт на уроках информатики и ИКТ даёт возможность обеспечивать развитие креативности мышления; повышение их мотивации, качества знаний и конкурентоспособности, предметной и коммуникативной компетенций; выявление причины когнитивных затруднений и их коррекции, заинтересованности в конечном результате.
Данный метод даёт возможность обучающимся формировать умения и навыки, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией; улучшать все виды памяти; развивать интеллект, пространственное мышление, уверенность в своих силах и способностях, познавательную активность; мыслить по-новому, естественно, творчески и непринужденно, максимально используя оба полушария головного мозга; повышать результативность; самостоятельно выявлять слабые места в знании учебного предмета, проводить работу над ошибками.
Студентами 1 курса разработаны ментальные карты «Работа с презентацией», «Понятие информации», «Для чего нужна электронная почта?» и др.
Поделиться: