Авторcтво: Старкина Валентина Борисовна, старший воспитатель, Лебедева Ольга Александровна, воспитатель МБДОУ «Звездочка», пос. Борисоглебский |
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Звёздочка» общеразвивающего вида посёлка Борисоглебский работает над долгосрочным творческим проектом «Мы книжки хорошие делаем сами – своей головой и своими руками», в который входят дети, родители воспитанников, педагоги и социальные партнёры. В ходе работы над проектом проведен ряд мастер классов для родителей и педагогов, как дошкольных организаций, так и учителей начальной школы. Предлагаем вашему вниманию фрагмент одного из мастер-классов – «Разговоры».
Цель: развитие речи, развитие творческих способностей, воображения у воспитанников в ходе составления сказок и рассказов.
Задачи:
- поднять престиж и важность книжной культуры;
- повысить интерес воспитанников, их родителей к чтению художественной литературы;
- повысить качество обучения дошкольников родному языку через развитие мышления, воображения, эмоциональной сферы;
- осуществлять личностный, индивидуальный подход к ребёнку, развитие творческих способностей;
- способствовать социализации детей посредством взаимодействия воспитанников между собой, с педагогами, членами семьи по созданию, изготовлению и представлению книжек – самоделок.
Ход мастер-класса
1. Здравствуйте, дети! Давайте посмотрим в окно. Какое у нас сейчас время года? (…) Почему Вы так думаете? (…)
2. Закройте глазки и скажите, что вы представляете, когда слышите слово «Осень»? (…)Осень услышала, о чем мы с вами говорим и послала к нам в нам в группу свой привет - осенний кленовый листок. Посмотрите, на что он похож? Приложите к ладошке – он похож на руку – он здоровается с вами. Помогите ему рассказать, какая бывает осень. Сейчас мы будем передавать его из рук в руки, ваша задача подобрать словечко к слову «Осень» - какая она? Дети передают листок и говорят: «Золотая, щедрая, грустная, дождливая, грибная…)
3. Да, за окном прекрасное время года – осень… Какие стихи вы знаете об этом времени года? (…) Давайте познакомимся еще с одним - стихотворением Олеси Лыковой – «Ах, как щедра осень на краски!»:
Ах, как щедра осень на краски!
На прохладу и аромат.
Листья царственно, словно в сказке,
Над остывшей землёю парят!..
Скоро явятся в гости морозы
И укроются снегом поля.
А пока я рисую берёзы
В ярком золоте сентября.
…Вот что увидела поэтесса. Какие из прозвучавших слов особенно красивые – кто запомнил? (Щедра, аромат, царственно, листья парят, в ярком золоте сентября).
4. Ещё раз взгляните в окно на осенний вид природы – что вы видите? И теперь определите для себя – что для каждого из вас самое главное? (Дети по очереди называют: птичка, крыша, дерево, небо, травка, дождик…).
- Представьте, что сегодня, в этот осенний день, деревья могут беседовать с цветами, небо – с землёй, тучка – с муравьём… Подумайте, о чём они могут беседовать?
(Предлагаем детям распределиться на группы по два, три ребенка и составить небольшой диалог между избранными персонажами. К каждой группе подсаживается взрослый – им может быть родитель, воспитатель. Взрослый записывает составленный детьми разговор - диалог.
5. Чтобы разговор между вашими героями был более выразительным, давайте подберем уточняющие красочные слова (определения, сравнения, метафоры).
6. Давайте послушаем, что получилось. Внимательно слушаем диалоги,
которые воспроизводят поочередно дети каждой группы.
- Вы любите читать книжки? А хотите все вместе смастерим одну книжку про красавицу Осень? Давайте соединим разговоры ваших героев в одно произведение – это и будет наша книжка. Как мы назовем книжку? (…) А что еще должно быть в книжке, кроме названия? (Обложка, картинки, текст). Взрослые запишут на листах текст, а ваша задача теперь - нарисовать к разговорам (диалогам) картинки (проиллюстрировать текст). Совместное оставление текста сказки, художественное оформление книжки.
7. Дети группами разыгрывают диалоги, поясняют картинки.
8. Кто будет читать нашу книжку? (…) Мы поставим ее в наш книжный уголок, чтобы можно было взять и еще и еще раз прочитать, полюбоваться красивыми картинками, мы почитаем ее родителям, а потом передадим в районную детскую библиотеку, чтобы и другие детки могли ее читать.
Тексты, созданные детьми в ходе мастер-класса.
Белые грибы и дубовые листья
Однажды белые грибы и дубовые листья разговорились друг с другом. Грибы: «Ой, как же холодно! Что же делать? Еще и дождик пошел!» Листья: «Здравствуйте, грибочки! А давайте, мы вам поможем!» - «Чем же вы нам поможете?» - «А мы сейчас слетим с деревьев и укроем вас от ветра и дождя». – «Спасибо вам, дорогие листочки, за вашу заботу!»
Осенний холод и легкокрылая птица
В это же время беседовали осенний холод и легкокрылая птица ласточка. Холод: «Мы, холода, наступаем! Перелетные птицы, ласточки, пора вам собираться на юг!» Ласточки: «Спасибо, холод, что вовремя предупредил!»
Дружба березы и солнышка.
Береза: «Солнце, как ярко ты сияло летом!» - «Землю согревало я». - «Летним солнышком согрета, зеленела ярко я. А теперь еще я краше – золотом одело ты меня!» и т.д.
Созданная книга может быть передана в дар ближайшей детской библиотеке, но прежде - выставлена в книжном уголке в группе. С такой книгой, дети бережно обращаются, охотно вновь и вновь слушают истории, которые они сами сочинили и пересказывают их родителям.
Поделиться: