Поиск по сайту

Два Александра Сергеевича и две Москвы в изображении писателей (методическая разработка урока литературы в 9 классе при изучении комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова и романа в стихах «Евгений Онегин» А. С. Пушкина)


Авторcтво: Финагентов Алексей Юрьевич, учитель словесности ГБОУ гимназия № 92 Санкт-Петербурга


       Литература, возникшая не на пустом месте, как искусство слова, несомненно, является неделимым «механизмом», и авторы воленс-ноленс ориентируются, и часто бессознательно, друг на друга и на содержание своих творений.
      «Слушал Чацкого, но только один раз, и не с тем заниманием, коего он достоин», - писал Пушкин в конце января 1825 года из Михайловского в Петербург. Тем не менее Москва, начертанная А.С.Грибоедовым в «Горе от ума», очевидно, либо отпечаталась в памяти поэта, либо была в точности таковой, какой представилась и А.С.Пушкину.
Оба поэта, как известно, москвичи, и отдать дань малой родине для них - священный долг. На это и обращаем внимание детей, когда предлагаем сопоставить материал бессмертной комедии с 7-ой главой романа в стихах «Евгений Онегин». В качестве домашнего задания предлагаем заполнить таблицу по мере внимательного прочтения 7-ой главы романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин».

                                                 Домашнее задание

       Москва в изображении А.С.Грибоедова и А.С.Пушкина (по комедии «Горе от ума» и 7-ой главе романа «Евгений Онегин»)
Заполните таблицу цитатными аналогиями и сравнениями
«Горе от ума» Гл.7 «Евгения Онегина»
Д 1. я. 7. Чацкий:
Ах, боже мой! ужли я здесь опять,
В Москве!...
Когда ж постранствуешь, воротишься домой,
И дым отечества нам сладок и приятен!
1.Строфа XXXVI: Ах, братцы! как я был доволен,
Когда церквей и колоколен,
Садов, чертогов полукруг
Открылся предо мною вдруг!
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва...

2. Д. 2, я.1, Фамусов:
- Петрушка, вечно ты с обновкой,
С разодранным локтем… 2.
3. Д. 1, я.7, Чацкий
Здесь нынче тон каков
На съездах, на больших, по праздникам приходским?
Господствует еще смешенье языков:
Французского с нижегородским? 3.
4. Д. 3.я.7:
-Вот то-то, детки:
Им бал, а батюшка таскайся на поклон;
Танцовщики ужасно стали редки!
Д.3 я.10:
Хлёстова:
Легко ли в шестьдесят пять лет
Тащиться мне к тебе, племянница? Мученье! 4.

5. Д.2, я.5, Фамусов:
Возьмите вы хлеб-соль;
Кто хочет к нам пожаловать, - изволь,
Дверь отперта для званых и незваных;
Хоть честный человек, хоть нет,
Для нас равнехонько про всех готов обед. 5.
6.Д.3.я.10: Хлёстова:
Над старостью смеяться грех.
Я помню, ты дитёй с ним танцовала.
Я за уши его дирала, только мало. 6.

7. Д. 2, я.5, Фамусов:
А дамы?..
Ирина Власьевна! Лукерья Алексевна!
Татьяна Юрьевна! Пульхерия Андревна! 7.
8. Д.3. я.4:
Наталья Дмитриевна Горич:
Мой муж-прелестный муж- вот он сейчас войдёт...
Д.3. я.13:
Молчалин Хлёстовой:
Ваш шпиц-прелестный шпиц, не более напёрстка;
Я гладил всё его: как шёлковая шёрстка!
8.

9. Д.3, я.21, Хлёстова:
На свете дивные бывают приключенья!
В его лета с ума спрыгнул!
Чай, пил не по летам.
Княгиня
О! верно…
Графиня-внучка
Без сомненья.
Хлестова
Шампанское стаканами тянул.
Наталья Дмитревна
Бутылками-с, и пребольшими.
Загорецкий (с жаром)
Нет-с, бочками сороковыми! 9.
10. Д.3. я.7.
Молчалин:
По мере я трудов и сил,
С тех пор как числюсь по Архивам,
Три награжденья получил...! 10.
11. Д.1, я.5, Лиза:
Как все московские, ваш батюшка таков:
Желал бы зятя он с звездами и с чинами,
А при чинах не все богаты, между нами,
Ну чтоб пожить и чтоб давать он мог бы балы,
Вот, например, полковник Скалозуб,
И золотой мешок, и метит в генералы.
Д.2, я.5, Скалозуб:
Жениться? Я ничуть не прочь… 11.
Для того чтобы учащиеся успешно выполнили предложенное задание, напоминаем им, что при сопоставлении необходимо использовать правило-алгоритм прочтения, состоящий из нескольких этапов:
-этап чтения
-этап осмысления
-этап выделения главного
-этап промежуточного обобщения.
Не случайно помощником в начале таблицы дан пример сопоставления, который является результатом следующих операций: тезис, то есть положение, правильность которого будет доказываться; обоснование с развивающими доводами, подтверждаемыми текстом, и общий вывод. Так, в приведённом отрывке из комедии «Горе от ума» (Д 1. я. 7. :
Ах, боже мой! ужли я здесь опять,
В Москве!...
Когда ж постранствуешь, воротишься домой,
И дым отечества нам сладок и приятен!) определяем основное настроение высказывания. Для этого у детей есть памятка-помощник, и она выглядит так:
«Каким может быть настроение»:
         «Настроение. 1. Внутреннее, душевное состояние. О хорошем, радостном настроении. Беззаботное, благодушное, благостное, бодрое, боевое, бравое, буколическое(устар.), великолепное, величавое, весёлое, весеннее, возбужденное, воодушевленное, восторженное, высокое, добродушное, доброе, жизнерадостное, игривое, изумительное, лёгкое, лучезарное(устар.), мажорное, мирное, оптимистическое, отличное, отменное(разг.), повышенное, поднятое(устар.), покойное, праздничное, превосходное, прекрасное, приподнятое, приподнято-боевое, радостное, радужное, ровное, светлое, смешливое, спокойное, счастливое, тихое, торжественное, торжественно-приподнятое, умиленное, умиротворенное, устойчивое, хорошее, чистое, чудесное, чудное, шаловливое, ясное.
О плохом, грустном, озлобленном настроении. Безотрадное, безрадостное, бранчивое(устар.), бранчливое(разг.), ворчливое, враждебное, вялое, гадкое(разг.), гнетущее, грустное, дурное, желчное, жуткое(разг.), злобное, злое, кислое(разг.), меланхолическое, мерзкое(разг.), мерзостное (просторечн.), мизантропическое, мрачное, невесёлое, нехорошее, озабоченное, озлобленное, омерзительное(разг.), осеннее, отвратительное(разг.), отчаянное, пакостное(разг.), паршивое(разг.), пасмурное, пессимистическое, плохое, поганое(разг.), подавленное, похоронное, превратное(устар.),
раздражительное, скверное, слезливое, смутное, собачье(разг.), сумеречное, сумрачное,
тоскливое, траурное, тревожное, тягостное, тяжёлое, тяжкое, угнетённое, угрюмое, удручённое, ужасное (разг.), унылое, хмурое, холодное.
О мечтательном настроении. Лирическое, мечтательное, поэтическое, романтическое, сентиментальное, тихое, томное, элегическое, элегичное. Голубое, гробовое, лазаретное, лучезарно-птичье, мармеладное, прогулочное, чемоданное(шутл.).
2. Определенное психическое состояние, направление мыслей; настроенность. Боевое, воинственное, господствующее, мистическое, молитвенное(устар.), опасное, паникёрское, паническое, религиозное, ренегатское, решительное, упадочническое, упадочное, трудовое. Демобилизационное, иждивенческое, ликвидаторское, мелкобуржуазное».
Согласно памятке и тексту, настроение героя, в данном случае Александра Андреевича Чацкого, судя по его словам, радостное, бодрое, весёлое, возбуждённое и воодушевленное теми надеждами, с которыми он связывает свой приезд в Москву. Это настроение прежде всего продиктовано возвращением после трехлетнего отсутствия и ожиданиями от предстоящей встречи с возлюбленной Софьей Павловной Фамусовой. Поэтому-то в восклицании «Ах, боже мой! ужли я здесь опять, в Москве!» звучит вера и неверие, выраженные обращением, строчной буквой после восклицательного знака, что является показателем чрезвычайно взволнованной эмоциональной речи. Следовательно, основанием для поисков сопоставления в 7-ой главе романа в стихах «Евгений Онегин» будет строфы и строчки, связанные с радостью, продиктованной встречей с родным городом. И такие строфы находятся: «Строфа XXXVI:
Ах, братцы! как я был доволен,
Когда церквей и колоколен,
Садов, чертогов полукруг
Открылся предо мною вдруг!
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва...»
Здесь автором явно владеет чувство довольства, и настроением его также является радость, воодушевление. Встреча с родным городом является «отдушиной» в «горестной, блуждающей» жизни героя романа, который вместе со своим «идеалом» Татьяной встречает Москву.
           В результате такого прочтения заполненная таблица домашнего задания в законченном виде будет выглядеть так:
«Горе от ума» Гл.7 «Евгения Онегина»
1. Д.1, я. 7, Чацкий:
Ах! Боже мой! Ужли я здесь опять,
В Москве!
Когда ж постранствуешь, воротишься домой,
И дым отечества нам сладок и приятен!
1.Строфа XXXVI:
Ах, братцы! Как я был доволен,
Когда церквей и колоколен,
Садов, чертогов полукруг
Открылся предо мною вдруг!
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва…
2. Д. 2, я.1, Фамусов:
- Петрушка, вечно ты с обновкой,
С разодранным локтем… 2. Строфы XXXIX, XL:
Им настежь отворяет дверь
В очках, в изорванном кафтане,
С чулком в руке, седой калмык…
3. Д. 1, я.7, Чацкий:
Здесь нынче тон каков
На съездах, на больших, по праздникам приходским?
Господствует еще смешенье языков:
Французского с нижегородским?
Д.3. я.7, Наталья Дмитриевна Горич:
-Нет, видели бы вы мой тюрлюрлю атласный!
Д. 3, я. 18, Графиня-внучка:
-Время нет! 3. Строфы XXXIX, XL:
Старушки с плачем обнялись,
И восклицанья полились.
- Княжна, мон анж!-
«Пашетт! – Алина! - «Кто б мог подумать? Как давно!
Надолго ль! Милая! Кузина!
Садись – как это мудрено!
Ей богу, сцена из романа…»
4. Д.3, я.7, Княгиня:
-Вот то-то, детки:
Им бал, а батюшка таскайся на поклон:
Танцовщики ужасно стали редки!
Д.3, я.10, Хлестова:
Легко ли в шестьдесят пять лет
Тащиться мне к тебе, племянница? Мученье!
4. Стр. XLII:
Всей ее родне
Мы Таню завтра же покажем.
Жаль, разъезжать нет мочи мне:
Едва, едва таскаю ноги.
5. Д. 2, я.5, Фамусов:
Возьмите вы хлеб-соль;
Кто хочет к нам пожаловать, - изволь,
Дверь отперта для званых и незваных;
Хоть честный человек, хоть нет,
Для нас равнехонько про всех готов обед. 5. Стр. XLIV:
И вот: по родственным обедам
Развозят Таню каждый день
-Представить бабушкам и дедам
Её рассеянную лень.
Родне, прибывшей издалеча,
Повсюду ласковая встреча,
И восклицанья, и хлеб-соль.
6. Д. 3, я. 10: Хлестова:
Над старостью смеяться грех.
Я помню, ты дитей с ним часто танцовала.
Я за уши его дирала, только мало. 6. Стр. XLIV: -Как Таня выросла!
Давно ль
Я, кажется, тебя крестила?
- А я так на руки брала!
- А я так за уши драла!
7. Д.2, я.5, Фамусов:
А дамы?..
Ирина Власьевна! Лукерья Алексевна!
Татьяна Юрьевна! Пульхерия Андревна! 7. Стр. XLV:
Но в них не видно перемены:
Всё в них на старый образец:
У тетушки княжны Елены
Всё тот же тюлевый чепец;
Всё белится Лукерья Львовна,
Всё то же лжёт Любовь Петровна,
Иван Петрович так же глуп,
Семён Петрович так же скуп,…
8. Д.3, я. 4, Наталья Дмитриевна Горич:
Мой муж – прелестный муж – вот он сейчас войдёт…
Д. 3, я.13, Молчалин Хлестовой:
Ваш шпиц - прелестный шпиц, не более напёрстка;
Я гладил всё его: как шелковая шерстка!
Д 1. Я. 7: Чацкий Софии:
Ну что ваш батюшка? Всё Английского клоба
Старинный, верный член до гроба?
Д. 3, я. 20, Графиня-бабушка.
- Князь, слышали?
Князь.
-А-хм? 8. Стр. XLV: У Пелагеи Николавны
Все тот же друг мосье Финмуш,
И тот же шпиц, и тот же муж;
А он все клуба член исправный,
Все так же смирен, так же глух
И так же ест и пьет за двух.
9. Д. 3, я.21, Хлестова:
На свете дивные бывают приключенья!
В его лета с ума спрыгнул!
Чай, пил не по летам.
Княгиня
О! верно…
Графиня-внучка
Без сомненья.
Хлестова
Шампанское стаканами тянул.
Наталья Дмитревна
Бутылками-с, и пребольшими.
Загорецкий (с жаром)
Нет-с, бочками сороковыми! 9. Стр. XLVIII:
Татьяна вслушаться желает
В беседы, в общий разговор;
Но всех в гостиной занимает
Такой бессвязный, пошлый вздор;
Все в них так бледно, равнодушно;
Они клевещут даже скучно…

10. Д. 3, я. 7, Молчалин:
По мере я трудов и сил,
С тех пор как числюсь по Архивам,
Три награжденья получил… 10. Стр. XLIV: Архивны юноши толпою
На Таню чопорно глядят
И про нее между собою
Неблагосклонно говорят.
11. Д. 1, я.5, Лиза:
Как все московские, ваш батюшка таков:
Желал бы зятя он с звездами и с чинами,
А при чинах не все богаты, между нами,
Ну чтоб пожить и чтоб давать он мог бы балы,
Вот, например, полковник Скалозуб,
И золотой мешок, и метит в генералы.
Д.2, я.5, Скалозуб:
Жениться? Я ничуть не прочь… 11. Стр. LIV:
Так мысль её [Татьяны] далече бродит;
Забыт и свет и шумный бал,
А глаз меж тем с нее не сводит
Какой-то важный генерал…
…………………………………….
Вот отошел,…вот боком встал…
«Кто? Толстый этот генерал?»
         Проверку домашнего задания можно выполнять следующим образом: каждый ученик обосновывает свой выбор строф из романа «Евгений Онегин», сначала комментируя левую часть, связанную с анализом предложенных строк «Горя от ума», а затем соотнося со строфами «Евгения Онегина» и делая соответствующие выводы. В результате совместной работы должно прийти к некоторым важным выводам для понимания и перехода к полноценному чтению и анализу романа «Евгений Онегин» Александра Сергеевича Пушкина.
         Тема Москвы, возникшей заново из пожарищ 1812 года, волновала всех причастных к грозным событиям Отечественной войны. Она раскрывается в двух величайших произведениях: комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» и 7-ой главе романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». Внимательный читатель, конечно же, слышит и видит явную ориентацию автора романа на грибоедовское произведение, при этом сопоставляя изображения.
         Читатель явно понимает, что приличия света и поиски женихов познатнее и побогаче заставляют еле передвигающих ноги старух продолжать таскаться по балам и званым вечерам; в Москве то же самое хлебосольство, то же самое «смешенье языков французского с нижегородским»; дамы света не изменяют своим привычкам ни в одежде, ни в поведении.
         Читатель видит того же самого шпица, давно ушедшую дань моде Екатерининского века, встречает того же самого твердившего «дуэт А-мольный» Платона Михайловича Горича, правда, совместившего в себе черты Фамусова, как гурмана («То бережёшься, то обед - /Ешь в три часа, а три дни не сварится») и верного члена Английского «клоба», и глухость Тугоуховского с собственной смиренностью: «У Пелагеи Николавны / Всё тот же друг мосье Финмуш, /И тот же шпиц, и тот же муж, / А он, всё клуба член исправный, / Всё так же смирен, так же глух /И так же ест и пьёт за двух».
Возможно также предположить, что Молчалин в этой Москве не только выжил, но и «размножился», превратившись в плеяду «архивных юношей», глядящих чопорно на не производящую на балу впечатления Татьяну, а повернувшийся боком военный, знакомству с которым подталкивают Татьяну её тетушки, - это добившийся-таки генеральского чина «золотой мешок» Сергей Сергеевич Скалозуб.
         Несмотря на встречаемость грибоедовских персонажей в пушкинской Москве, видна полная деградация так называемого «высшего света», представители которого «клевещут даже скучно» и несут «сплошной вздор», что даже провинциалка Татьяна оказывается в нравственном и умственном отношении выше, так что автору приходится прибегать к помощи умнейшего человека своего времени Петра Андреевича Вяземского, чтобы занять её разговором.
        Таким образом, подобная работа помогает учащимся постигать глубинные процессы русской литературы, осознать необходимость внимательного прочтения текста, активизирует переход от одного произведения к другому и актуализирует верное высказывание Ивана Александровича Гончарова о том, что «Горе от ума» есть картина нравов, галерея живых типов и вечно острая, жгучая сатира».
2020

Поделиться: