Авторcтво: Бердюгина Елена Валентиновна, педагог-психолог ГБУ ДО ЦППМСП Фрунзенского района Санкт-Петербурга |
В современном обществе происходит медленное но неуклонное усложнение учебных программ младшего звена общеобразовательной школы. Усиливается их теоретическая составляющая, появляются новые дополнительные учебные предметы.
Многие учащиеся младшей школы в силу возраста и/ или личностных особенностей не в состоянии самостоятельно систематизировать полученные знания. Им приходится механически запоминать большой объем неструктурированной информации. Неумение работать с учебным материалом, может замедлять процесс его запоминания и последующее его продуктивное использование для решения различных учебных задач.
Чаще всего подобные проблемы возникают у учащихся, имеющих специфические особенности развития познавательных способностей (мышления, внимания, памяти), психофизиологических свойств нервной системы и/или личностных качеств. По указанным параметрам учащихся можно разделить на несколько групп [1]:
- правополушарные и частично правополушарные учащиеся, обладающие хорошим аналоговым мышлением, но испытывающие затруднение в анализе и структурировании информации;
- учащиеся, имеющие недостаточное развитие мотивационной сферы и саморегуляции поведения, что является следствием отсроченного созревания лобных долей головного мозга;
- учащиеся с низкой концентрацией или, наоборот, с низкой переключаемостью внимания;
- учащиеся, имеющие развитие механической кратковременной памяти, соответствующее норме, но не умеющие пользоваться логическими приемами запоминания (группировкой, смысловым соотнесением, схематизацией), что резко снижает объем информации, откладывающейся в долговременной памяти;
- учащиеся, обладающие «слабой» нервной системой и/или инертными нервными процессами;
- учащиеся, имеющие ярко выраженную доминирующую ориентацию перцептивной сферы (визуалы, аудиалы, кинестетики).
Обучение всех этих групп учащихся приемам работы с текстовым материалом позволит им лучше понять и быстрее запомнить необходимую информацию.
Для формирования понятийного аппарата, младшие школьники должны постепенно овладеть логическими операциями, таким как сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение. Это позволит учащимся эффективно работать с поступающей информацией. Они смогут выделять существенную для них часть информационного потока, систематизировать ее и находить правильный вариант решения поставленной задачи.
Следует сказать, что все учебные задания в той или иной степени направлены на освоение детьми определенного набора логических операций.
В данной статье хотелось бы рассмотреть достаточно известные общеучебные умения с точки зрения механизма их влияния на процесс обучения. И таким образом привлечь внимание педагогов к необходимости их обязательного ежедневного развития на уроках и при выполнении домашних заданий.
Как известно, основными формами логического мышления являются суждения и умозаключения, представляющие собой умение рассуждать [3]. Начинать формировать навык рассуждения надо уже у учащихся младшей школы с последующим его совершенствованием при обучении в основной школе. Как всякий навык, он формируется путем многократного повторения и доведения до автоматизма. Суждения и умозаключения могут иметь устную или письменную форму выражения. Для детей, обучающихся в 1 - 4 классах школы, наибольшее значение имеют рассуждения вслух.
Поиск решения любых видов учебных задач, даже если озвучивать получившийся ответ не требуется, сопровождается активацией вербальных зон коры больших полушарий головного мозга, то есть внутренним проговариванием. И чем сложнее задача, чем большей новизной она обладает, тем выше интенсивность внутренней речи. У учащихся младших классов мысленное проговаривание находится в стадии становления. Для его полноценного развития, детям этой возрастной группы просто необходимо весь учебный материал проговаривать вслух [2]. При чем не только делать пересказы параграфов по описательным предметам, таким как природоведение или пересказы литературных произведений, но и озвучивать примененные ими алгоритмы решения задач или примеров по математике, правил русского языка. При этом рассказывать, почему ребенок избрал тот или иной способ решения задачи, ему желательно только после того, как был завершен мыслительный процесс и найдено решение. В противном случае мы прерываем процесс внутреннего проговаривания, что может негативно отразиться на полученном результате [1].
Постоянные тренировки в произнесении речей вслух полезны еще и тем, что приводят к усвоению множества языковых клише, которые позволяют быстро переводить мысли в понятные для слушателей предложения. То есть чем чаще учащийся будет говорить вслух, тем четче научится выражать свои мысли.
Пересказы бывают подробными и сжатыми. Последние предполагает отвлечение от частностей и акцентирование внимания на главных мыслях текста. Данный тип пересказа у учащихся начальной школы вызывает большие затруднения, вследствие недостаточной сформированности у них понятийного мышления. В то же время, постоянно тренируясь в искусстве краткого пересказа, дети учатся обобщать поступающую информацию. Те же виды пересказа, которые позволяют делать выводы из прочитанного (услышанного) способствуют еще и выработке умения формулировать умозаключения [3].
Письменная речь обладает не меньшими возможностями для формирования навыка выполнения логических операций у учащихся начальной школы. В этом возрасте развитие умения рассуждать в полной мере проявляется при написании сочинений. Путем составления плана будущего текста школьники учатся выделять его ключевые моменты.
Таким образом, умение формировать суждения и умозаключения, являясь универсальным учебным действием в познавательной сфере, носит межпредметный характер и развивается у учащихся в процессе обучения в школе, в том числе и при выполнении всех перечисленных выше способов работы с поступающей информацией.
Список литературы:
1. Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. - СПб: Речь, 2003 – 384 с.
2. Цветкова Л.С. Мозг и Интеллект. – М: Просвещение, 1995 – 303 с
3. Полонейчик И. Как легко учиться и сдавать экзамены. – СПб: Сенат, 2003 – 96 с.
Поделиться: