Поиск по сайту

Организация взаимодействия школ образовательного округа



        Основной целью функционирования системы открытого образования является подготовка обучаемых к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной областях жизни современного общества.
В педагогической науке выделены черты этого образования: качество, опережающий характер, доступность, расширение источников образования и поля образовательного выбора, вариативность способов построения индивидуального образовательного маршрута и др. В этих условиях появляется необходимость и возможность взаимодействия образовательных учреждений. Пути взаимодействия образовательных учреждений различны: с учреждениями дополнительного образования, учреждениями культуры, вузами, производственными и общественными организациями. Новым механизмом взаимодействия образовательных учреждений может стать образовательный округ.
        Идея создания образовательного округа может выступать перспективной формой развития образовательной системы школы, поскольку:
  1) это позволяет создать равные возможности для школьников, для получения полноценного образования, отвечающего их индивидуальным запросам и учитывающего социально-экономические тенденции развития региона;
  2) это позволяет развивать сильные стороны отдельных образовательных учреждений без ущерба интересам детей и других образовательных учреждений; 3) это реальный путь построения образовательных учреждений как открытых систем, готовых к взаимодействию, сотрудничеству и интеграции с другими учреждениями.
        Охарактеризуем взаимодействие школ образовательного округа № 21 Калининского района Санкт-Петербурга в процессе организации исследовательской деятельности учащихся.
Предлагаемая модель взаимодействия ориентирована на следующее:
        - создание системной организации исследовательской деятельности школ округа;
        - широкое использование образовательной среды образовательного округа для формирования ключевых компетентностей учащихся и для их самоопределения;
        - создание ситуаций выбора учеником своего образовательного маршрута в зависимости от его образовательных потребностей, профессиональных намерений, жизненных планов;
        - развитие исследовательских компетентностей педагогов.
Взаимодействие школ образовательного округа рассматривается как возможность социального партнерства, как способ расширения социальных связей школ, способ социального бытия и базируется на диалогическом отношении социальных субъектов, обеспечивает единство, гармонизацию социальных структур и выработку стратегии единых действий. Основными характеристиками социального партнерства, отражающими современные социально-экономические и политические особенности, являются: добровольность и равновыгодность взаимоотношений, взаимоподдержка субъектов; межведомственный характер взаимодействия; использование договора как формы, стимулирующей взаимную ответственность субъектов партнерства за результат их взаимодействия.
         Социальное партнерство выступает как средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Такое понимание социального партнерства подчеркивает характер взаимодействия, которое скреплено отношениями взаимного интереса и доверия.
В образовательном округе исследовательская деятельность обучающихся конкретного общеобразовательного учреждения осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения и использования образовательных ресурсов иных образовательных учреждений и организаций, которое может реализовываться в двух основных вариантах.
          Первый вариант связан с объединением нескольких общеобразовательных учреждений вокруг образовательного учреждения, обладающего достаточным материальным и кадровым потенциалом, способного стать «ресурсным центром» для других школ. В этом случае каждое общеобразовательное учреждение данной группы обеспечивает реализацию различных исследовательских программ в рамках своих возможностей. Остальную подготовку берет на себя «ресурсный центр».
          Второй вариант основан на паритетной кооперации общеобразовательного учреждения с учреждениями общего, дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и привлечении дополнительных образовательных ресурсов. В этом случае учащимся предоставляется право выбора направлений исследовательской деятельности не только там, где они учатся, но и в кооперированных с общеобразовательным учреждением образовательных структурах (заочные школы, дистанционные курсы, учреждения культуры и науки, учреждения дополнительного образования, вузы и др.).
Выбор конкретной модели организации исследовательской деятельности определяется прежде всего ресурсами, которыми располагает школа и ее партнеры, муниципальная система образования в целом.
Возможна реализация смешанных моделей, когда часть обучающихся старших классов реализует свой индивидуальный образовательный маршрут в одном общеобразовательном учреждении, а другая часть старшеклассников использует образовательные возможности сети. В Калининском районе Санкт- Петербурга использовался второй вариант и была разработана модель кооперации общеобразовательных школ округа в виде создания опорных школ по различным профилям и осуществлению программ исследовательской деятельности (8-9 классы — предпрофильная подготовка, 10-11 классы — профильная подготовка учащихся), а также взаимодействие школ округа с вузами, НИИ города, учреждениями культуры и учреждениями дополнительного образования (договорное соглашение) с целью формирования исследовательской культуры учащихся, знакомства с научными учреждениями, лабораториями, технологическими процессами, формирования исследовательской компетентности, углубления знаний в выбранных предметных областях.
          Рассмотрим пример взаимодействия образовательных учреждений округа на основе создания методического объединения округа, когда объединение согласует и корректирует перспективы специализаций и введения образовательных программ каждым учебным заведением с учетом интересов населения, согласует и корректирует учебные планы и учебные программы, способы комплектования классов, отслеживает ход обучения и развития учащихся. В рамках модели взаимодействия школ образовательного округа осуществляются взаимосвязи методического объединения округа в процессе организации исследовательской деятельности учащихся с вузами, НИИ, учреждениями культуры и Ассоциацией научных обществ города. Целесообразно создание информационного исследовательского центра района. Такими центрами могут стать НМЦ районов.
          Наиболее значимыми направлениями деятельности центра являются:
  - работа с педагогами-кураторами учебно-исследовательской деятельности в форме совещаний, семинаров, «круглых столов»;
  - обучение педагогов, желающих заниматься исследовательской деятельностью по программе «Технология исследовательской деятельности»;
  - организация и проведение научно-практических конференций района;
  - взаимосвязь с научно-практическими конференциями города и предоставление права участвовать в них учащимся, выполнившим наилучшие работы.
Социальное партнерство педагогов образовательного округа осуществляется в следующих формах: 
  - сетевое взаимодействие; 
  - участие в совместных проектах, семинарах, конференциях; 
  - издательство сборника лучших исследовательских работ.
Предложенная модель по сути представляет собой многоуровневое вариативное образование на старшей ступени общего среднего образования, обусловливающее переход к новому качеству исследовательской деятельности учащихся. На территории любого образовательного учреждения округа, по согласованию с его руководителем, осуществляется руководство различными направлениями деятельности методического объединения.
Основной целью методического объединения округа является сохранение и объединение усилий специалистов высшего, среднего и дополнительного образования для расширения возможностей каждого ребенка в процессе исследовательской деятельности в рамках образовательного округа.
         Рассмотрим особенности организации учебной исследовательской деятельности учащихся 9 классов на этапе предпрофильной подготовки. На этом этапе ведущим видом деятельности является проектная деятельность школьников.
         Целями предпрофильной подготовки учащихся являются:
  - формирование ключевых компетентностей учащихся: организационных, коммуникативных, исследовательских, социальных;
  - повышение мотивации учащихся к процессу обучения; подготовка учащихся к исследовательской деятельности; апробация новых форм учебной деятельности.
Порядок организации и проведения проектной деятельности, состав участников рабочей и экспертных групп ежегодно определяются и утверждаются приказом председателя методического объединения округа в соответствии с положением о проектной деятельности. За организацию и проведение проектной деятельности отвечает оргкомитет опорных школ по направлениям на основе договорного соглашения. В конце учебного года проводится проектная неделя. При этом учащиеся проектных групп освобождаются от учебных занятий на одну неделю и погружаются в проект. Оргкомитет разрабатывает возможные темы проектов, информирует участников проектирования о темах, сроках, формирует проектные группы, проводит защиту, награждает победителей, определяет кураторов проектных групп.
         Рассмотрим пример программы спецкурса «Основы исследовательской деятельности» (из опыта школы № 89 Санкт- Петербурга).
Целями курса являются:
  1.  Формирование у учащихся специальных умений и навыков, способствующих формированию ключевых компетентностей, необходимых для проведения исследования.
  2.  Формирование мотивации к творческой поисковой деятельности.
  3.  Раскрытие индивидуально-личностных качеств учащихся.
Спецкурс проводится на базе школы № 89, является курсом по выбору для учащихся 10 классов школ округа. Данный курс проводится во внеурочное время по договоренности с образовательными учреждениями округа. Основное отличие спецкурса от предложенных ранее курсов «Основы исследовательской деятельности» заключается в том, что он ориентирует учащихся не только на развитие исследовательских компетентностей школьников, но и на раскрытие индивидуально-личностных качеств учащихся, что способствует более активному проявлению субъектной сущности человека. Данный курс рассчитан на 17 часов, что позволяет пройти его в течение года учащимся всех направлений округа, сформировав при этом необходимые умения и навыки для проведения исследования в рамках исследовательской практики.
Целями исследовательской практики являются:
  - профессиональное и личностное самоопределение учащихся;
  - совершенствование навыков исследовательской работы; формирование общекультурной и методологической компетентности, углубление знаний в выбранных предметных областях;
  - формирование исследовательских, коммуникативных компетентностей, культуры деятельности, самооценки, решение проблем выбора;
  - знакомство с научными учреждениями, лабораториями, технологическими процессами.
Исследовательская работа выполняется учащимися 10 классов в рамках летней исследовательской практики.
Практика проходит на базе вузов, НИИ на основе договора о сотрудничестве школ округа с вузами города. Кураторы организуют исследовательскую практику в соответствии со своим направлением, при этом заключают договоры о сотрудничестве с вузами о проведении на их базе исследовательской практики и об оказании помощи со стороны научных сотрудников вуза, которые могут являться руководителями исследований. Учащиеся могут выполнять исследовательские работы на базе различных вузов, НИИ города в зависимости от профиля. Проектная деятельность завершается конференцией.
Цели конференций:
  1. Публичное представление учащимися своих работ, возможность самореализации и оценки результатов своего труда.
  2. Возможность определить для себя сферу своих интересов, использовать опыт наиболее удачных презентаций, избежать допускаемых ошибок. Здесь учащиеся знакомятся с разными видами работ (реферат, проект, исследование) и могут сделать более осознанный выбор будущей темы; проводят экспертизу докладов на основе самостоятельно сформулированных критериев.
  3. «Круглый стол» с представителями и студентами вузов: «Формирование коммуникативных компетенций. Анализ листов самооценки учащихся».
Конференции школ округа № 21 проводятся на базе школ — кураторов предметных направлений ежегодно по следующим секциям: гуманитарная — школа № 72; естественнонаучная — лицей № 179; техническая — школа № 89; социально-экономическая — школа № 619; юридическая — лицей № 179; художественно-эстетическая — школа № 175. Отдельно для руководителей исследовательской деятельности учащихся проводится педагогическая секция.
Для организации и проведения конференции ее учредителями создаются оргкомитет и экспертный совет (жюри). Оргкомитет формируется из числа педагогов школ — кураторов секций образовательных учреждений округа, методистов НМЦ, ДДЮТ. Оргкомитет организует работу по подготовке и проведению конференции, формирует экспертный совет, утверждает программу, список участников, протоколы экспертных комиссий, сметы расходов конференции, решает иные вопросы по организации работы конференции на основе положения о проведении конференций школ округа. Учащимся, защитившим лучшие работы, предоставляется право выступать на конференциях района и города, а также заменить экзамен по выбранному направлению исследования защитой данной исследовательской работы в соответствии с приказом о проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников.
Далее на базе школы № 89 проходит семинар «Итоги исследовательской практики», на котором обсуждаются слабые и сильные стороны исследований и проводится анализ листов самооценки учащихся.
Обучающие семинары по организации исследования школьников «Организация коммуникаций учителей по организации учебного исследования и проектной деятельности» проходят на базе НМЦ.
При подготовке и проведении семинаров использовалась следующая схема:
  1. Теоретическое освещение той или иной педагогической проблемы.
  2. Возможности решения данной проблемы в педагогической практике.
  3. Собственный опыт школы, методических объединений и отдельных учителей в решении данной проблемы.
  4. Обмен мнениями.
Цели программы:
  - обучение слушателей теоретико-методологическим основам исследовательской деятельности учащихся; -
  - выработка навыка постановки исследовательских задач в разных областях знания;
  - освоение техники организации различных форм исследовательской деятельности учащихся.
Программа построена на основе модульного принципа и с учетом основных требований андрагогики, предъявляемых к обучению взрослых. Такой подход к разработке программы позволил максимально учесть разнообразие потребностей слушателей в знаниях, использовать проектно-рефлексивные технологии обу- чения, обеспечивая реальную включенность педагогов в решение конкретных задач развития личности школьников на основе социального партнерства. Данная программа ориентирована на повышение квалификации педагогов (педагогов дополнительного образования детей, учителей, научных работников и др.), непосредственно занимающихся с детьми учебно-исследовательской работой, а также методистов, управленческих кадров (завучей), организующих учебно-исследовательскую деятельность обучающихся. В соответствии с конкретными условиями и возможностями программа может быть адаптирована или видоизменена. Программа повышения квалификации строится исходя из проблем конкретного учителя, с опорой на его инициативу. Обязательным условием повышения квалификации учителя на рабочем месте является взаимодействие с коллегами, сотрудничество при выполнении совместных проектов.
Обязательными признаками системной организации исследовательской деятельности образовательного округа являются структурированность, взаимосвязанность составляющих ее частей и подчиненность организации всей системы определенной цели. Такое построение деятельности носит алгоритмичный характер, а эффективная подготовка учащихся и педагогов возможна лишь при целостном рассмотрении исследовательского процесса.
         В практике школ наиболее часто организуемым взаимодействием, способствующим социализации школьника, является сетевое взаимодействие школы с другими образовательными учреждениями и институтами культуры региона. Например, для школы социальными субъектами сетевого взаимодействия выступают спортивные и музыкальные школы, школы искусств, дома детского творчества, учреждения дошкольного образования, институты культуры — музеи, библиотеки и др.
        Сетевое взаимодействие позволяет объединить возможности сферы образования и расширить границы социального взаимодействия школьников. Увеличить возможности сетевого взаимодействия можно, используя информационные технологии. Одним из видов сетевого взаимодействия (с использованием компьютерных коммуникаций) могут служить сетевые образовательные проекты. Применительно к школе сетевой образовательный проект может рассматриваться как совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата этой деятельности, организованной на основе компьютерной телекоммуникации. Существуют несколько видов сетевых проектов, которые проводятся в школах: -
по предметам и интегрированные; 
  - учебные и внеурочные; 
  - телекоммуникационные и с частичным использованием телекоммуникаций;
  - с различным использованием сетевых возможностей:
  - с E-mail,
  - с интернет-ресурсами.

Выделяют различные модели учебных телекоммуникационных проектов:
     1) обмен локальными решениями одной проблемы (экология, экономия энергии, снабжение питьевой водой, утилизация отходов, кислотность дождей и другие проекты);
     2) проведение совместных наблюдений, когда школьники заняты построением моделей, проведением наблюдений, измерений, интерпретацией полученных результатов (например, проект «Семья моих русских/американских      друзей»);
     3) изучение общего и особенного (что едим, как проводим время, что любим и не любим);
     4) проекты «Проблемы тинэйджеров», «Культура и искусство Пскова и Владимира»;
     5) подготовка совместных электронных публикаций или вебсайтов (например, проекты «Сетевая газета», «Издательский проект», «Школьный автобус»);
     6) участие в игровом имитационном моделировании (например, проект «Виртуальный регион»);
     7) выполнение уникальных совместных проектов (например, московские, новосибирские, американские, венгерские, китайские, японские и другие школьники следили за путешествием по миру на трейлере реального персонажа дядюшки Роджера — пенсионера, бывшего летчика ВВС США, описывали это на сайтах своих школ). Сетевые образовательные проекты, в отличие от проектов, проводимых в классе на уроке по какому-либо конкретному предмету, носят почти всегда межпредметный характер, так как требуют привлечения знаний не из одной предметной области, как это в большинстве случаев происходит на уроке, а обязательно — интегрированного знания.
        Телекоммуникации педагогически оправданы тогда, когда в проекте предусматривается:
сбор данных в разных странах, регионах, городах и сопоставление наблюдений за природой, физическими, социальными и другими явлениями; сравнительное исследование или изучение событий, явлений, фактов, эффективности решения одной проблемы для выявления определенной тенденции, разработки предложений и принятия решения;
совместная познавательная, социальная, творческая или игровая деятельность.
        Компонентами сетевых проектов могут стать: социологические опросы, исследования, сетевые инициативы. Социологические опросы встречаются довольно часто в канве сетевых проектов: например, в проекте «Проблемы подростков», или в проектах «Древние греки в ХХ веке», «Холодная война. Период советско-американских отношений».
        К сетевым инициативам относятся: чаты, веб-дискуссии или форумы, видео- и телеконференции, олимпиады, викторины, поиск существующих интернет-ресурсов и создание новых.
Среди обсуждаемых в сетевом режиме тем на английском, испанском и французском языках, например, такие: «СПИД и молодежь», «Дети и работа», «Разговоры девочек», «Права детей», «Дети и война», «Дети и город». Веб-сайты уже не рассматриваются, как хранилище информации. Веб-сайты представляются сегодня порталами, через которые люди входят в информационный контакт друг с другом.

Источник:
О. В. Акулова, С. А. Писарева, Е. В. Пискунова, А. П. Тряпицына,. Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005

Поделиться: