Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Дополнительное образование – «социальный лифт», обеспечивающий усиление вариативности общего образования и развитие практико ориентированной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
В предлагаемых методических материалах представлены результаты уникального опыта работы педагогов ГБОУ школы № 584 «Озерки» Выборгского района Санкт-Петербурга для детей с поражением опорно-двигательного аппарата (ПОДА) в виде двенадцати дополнительных образовательных программ художественной, физкультурно-спортивной и социально-педагогической направленностей, которые успешно реализуются в образовательном учреждении. Все программы разработаны и соответствуют требованиям Министерства образования. Сборник адресован специалистам, участвующим в реализации программ дополнительного образования с включением детей с ограниченными возможностями здоровья. Дополнительное образование сегодня – это богатое поле для творческой деятельности детей, подростков и педагогов образовательных учреждений Санкт-Петербурга. В стратегии развития образования до 2020 года дополнительному образованию отводится особое место, как системе, способствующей самореализации, профессиональному самоопределению, в которой ребенку помогут найти себя, свое призвание, состояться как личность. За последние годы происходят изменения и в обеспечении доступности дополнительного образования детям, имеющим проблемы со здоровьем, однако документы, регламентирующие порядок осуществления образовательной деятельности ориентированы на организацию дополнительного образования в обычных общеобразовательных учреждениях. Для детей с особыми образовательными потребностями и проблемами со здоровьем требуется создание комфортной и доступной среды, посильное и даже индивидуальное определение нагрузки, продолжительности обучения, количества обучающихся в группе и многое другое. Преодолеть это противоречие на сегодняшний день стало возможно с утверждением Приказа министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013г. №1108 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», в котором подробно изложены специальные условия для получения дополнительного образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами. Дополнительное образование нашего района обладает ресурсами и возможностями обеспечения доступности занятий для детей с различными образовательными потребностями и возможностями. Подтверждением реализации такой возможности является опыт нашего образовательного учреждения. В Санкт-Петербурге более 20 лет назад создано Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 584 «Озерки» Выборгского района Санкт-Петербурга для детей с ограниченными возможностями здоровья, поражением опорно-двигательного аппарата (ОВЗ, ПОДА), от 8 до 21 года. Педагогами школы создан сборник дополнительных образовательных программ, имеющих следующие направленности (схема 1):
Схема 1
Новизна разработанных Программ состоит в многообразии предлагаемых направлений и содержательного компонента. Художественная направленность. Например, театрально-игровая деятельность для детей с ОВЗ (инсценировка литературного произведения, кукольный спектакль, теневой театр, пальчиковый театр); деятельность духового оркестра – единственного в Санкт-Петербурге и Северо-Западном регионе, специализирующегося на обучении игре на духовых и ударных инструментах, объединяющего детей разных возрастов со сложной структурой дефекта, поражением опорно-двигательного аппарата. Физкультурно-спортивная направленность представлена: программой «Спортивная секция по игре бочча», которая создавалась автором, исходя из личного педагогического опыта, знаний и умений, приобретенных в процессе учебы, тренировок учащихся, опыта судейства на соревнованиях Всероссийского и международного уровней, программой «Танцы на колясках», созданной специально для обучающихся с ПОДА с целью привлечения их к занятиям танцевальным творчеством и приобщению к спортивной деятельности, расширяя возможности социализации детей и активной интеграции в общество. Социально-педагогическая направленность представлена программами, имеющими ориентацию на раннюю профилизацию учащихся с ОВЗ. При создании программ сборника были использованы следующие принципы:
Принцип непрерывности и преемственности процесса образования. Например, занятия в объединении «Театральная гостиная» мотивирует детей к занятиям в спортивной секции «Танцы на колясках» (необходимость овладения сценическим движением, танцем), занятиям в ИЗО студии (в связи с созданием декораций, эскизов костюмов), занятиям в объединении «Декоративно-прикладное искусство» (изготовление театральных костюмов, бутафории) и т.д.
Принцип системности во взаимодействии и взаимопроникновении базового и дополнительного образования. Кабинеты школы являются центром образования и воспитания, на базе которых проходят не только урочные занятия, но и работа кружков, предметных объединений, индивидуальных занятий, осуществляется проектная деятельность. Дополнительные программы расширяют содержание образовательных программ, акцентируя коррекционно-развивающую составляющую, активно используя инновации.
Принцип индивидуализации обучения, лежащий в основе технологии уровней дифференциации и технологии индивидуализации обучения, является ведущим для реализации дополнительных программ «Бисероплетение»,«Работа на гончарном круге»,«Народная кукла», «ИЗО», «ДПИ», «Юный кулинар» «Духовой оркестр».
Принцип деятельностного подхода – технология проблемного обучениия, природосообразности и компьютерного обучения, лежит в основе дополнительных программ «Театральная гостиная»,«Компьютер для юного художника». Учащиеся включаются в различные виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха для каждого ребёнка.
Принцип творчества и принцип разновозрастного единства, с использованием обучающих арт- технологий, технологии сотрудничества является основой дополнительных программ «Танцы на колясках» и «Театральная гостиная», обеспечивающей сотворчество учащихся разных возрастов и педагогов. В разновозрастных объединениях учащиеся могут проявить инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других.
Принцип открытости, учитывается всеми дополнительными программами и основан на взаимодействии и диалоговом сотрудничестве школы, семьи, социальных институтов, учреждений культуры и спорта (схема 2),способствующих обеспечению каждого обучающегося с ОВЗ комфортными и доступными услугами.
СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЕРЫ ШКОЛЫ Схема 2
Краткий аналоговый анализ Сборник дополнительных образовательных программ для детей с ОВЗ, представленный нашей экспериментально-опытной площадкой не имеет аналогов в Выборгском районе и Санкт-Петербурге и является уникальным инновационным продуктом.
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы:
Значимость инновационного продукта Для обучающихся и преподавателей в результате разработки и внедрения дополнительных общеобразовательных программ были созданы условия для их реализации: · обновление и расширение материально-технической базы: музыкальные инструменты для занятий инструментального ансамбля и духового оркестра, танцевальные коляски LUKOR (8 штук), костюмерную с комплектами концертных костюмов для танцевального коллектива и костюмами для театральной деятельности, оборудование швейной мастерской, оборудование для теневого театра, театра кукол-тантамаресок и театра «Бибабо», декорации к спектаклям, бутафорию, мультимедиа оборудование и акустическое оборудование, два гончарных круга и печь для обжига, инструменты, мольберты, холсты. · интеллектуальный результат – подготовка программ к утверждению авторского права и банк сценариев и танцевально-хореографических постановок. · социальный результат – расширение сети детских объединений по интересам, удовлетворяющий запрос обучающихся и их родителей; отсутствие проявлений асоциального поведения обучающихся; сетевое взаимодействие с некоммерческой организацией благотворительным фондом «Место под солнцем», ГБОУ ДОД ДУМ СПб и ГБОУ ДОД «Современник» Выборгского района Санкт-Петербурга по профориентации обучающихся. · результативность реализации дополнительных образовательных программ за 2014-2015 учебный год
Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы: Сборник Дополнительных общеобразовательных программ для детей с ОВЗ является уникальным продуктом деятельности опытно-экспериментальной площадки. Он не имеет аналогов. Представляет двенадцать дополнительных общеобразовательных программ для детей с ОВЗ по трем направленностям: художественной, физкультурно-спортивной и социально-педагогической. Сборник рекомендован педагогам ОУ ДОД, работающих в условиях инклюзии и ОУ, реализующим образовательные программы для детей с ОВЗ, ПОДА. Поделиться: |