Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Лаборатория доказательного воспитания
В 2015-2016 учебном году на базе ОУ №457 под патронажем ИМЦ Выборгского района СПб (за что особая благодарность методисту Венедиктовой Елене Ивановне) стартовал новый проект: «Лаборатория доказательного воспитания». Собралась группа заинтересованных, неравнодушных людей, для которых ценным является саморазвитие, профессиональный рост в области педагогики и психологии воспитания. Конечная цель данного проекта достаточно амбициозна: разработка функционального набора методов для скринингового измерения эффективности воспитательного процесса. Проект назван лабораторией, поскольку пока нет готового диагностического блока данной направленности, пригодного для массового обследования обучающихся. Его предстоит создать. Акцент на доказательности связан с тем, что целая армия родителей, а также специалистов - педагогов и психологов - традиционно прилагает усилия к воспитанию нового поколения, но эффективность этой работы оценить довольно сложно. А, как говорится: «Что не измеряем, то не изменяем». К участию в проекте приглашались представители всех групп участников образовательного процесса: педагоги, специалисты и администрация образовательных учреждений, родители, старшеклассники. Однако, заинтересовал он лишь специалистов по воспитательной работе и психологов. Именно эта группа из 11 человек систематически, раз в 1,5 месяца, собиралась в течение учебного года на 2 академических часа, чтобы активно продвигаться к поставленной цели. На первом этапе реализации проекта (в этом учебном году) мы столкнулись с проблемой отсутствия единого понимания самого воспитательного процесса. А ведь все педагоги кого-то воспитывают (и чужих детей, и своих). Задумались: «Что же мы понимаем под воспитанием?». Ответ на этот вопрос мы и искали (в формате семинара) в этом году: анализировали собственный опыт, опирались на соответствующую литературу, обсуждали мнения в подгруппах и всем коллективом. Подходы были разнообразные. Воспитание рассматривалось как обучение, передача информации; создание условий, помощь в формировании и развитии личности. Разнилось и представление о целях этой деятельности. Тут и передача культуры, нравственности, ценностей, правил поведения, обмен опытом с воспитателем; и достижение воспитанником комфортного, гармоничного пребывания в обществе; и появление, проявление положительных, лучших качеств; и создание «правильной для данного общества личности»; и «рост воспитанника над собой»… Мы приводим эти мнения участников семинара, поскольку, по-нашему четверть вековому опыту работы в школе, они в значительной мере отражают реальное представление практических участников образовательного процесса о воспитании. В ходе обсуждения мы пришли к следующим согласованным взглядам. Известно три фактора психического развития, каждый из которых по-разному, и преимущественно в разные возрастные периоды, влияет на формирование человека: биологический, социальный и саморазвитие. В развитии личности ведущими являются разнообразные социальные воздействия. То есть можно сказать, что личность ребенка (по крайней мере до подросткового возраста, когда ведущим фактором становится саморазвитие) представляет собой результат интериоризации (переработанного присвоения) затронувших его социальных воздействий. Эти воздействия и представляют собой процесс социализации. Воздействия могут носить как спонтанный, так и целенаправленный характер. Именно целенаправленные воздействия мы принимаем за воспитание. То есть воспитание мы рассматриваем как компонент социализации. На следующем этапе дискуссии мы сравнили процессы обучения и воспитания. Выяснили, что при обучении основным является рациональная передача и переработка информации, а в воспитании - знания не формируют личность. Задача воспитания, на наш взгляд, - формирование установок, как готовности к определенным способам переработки информации. Установки же формируются, в первую очередь, за счет эмоциональных переживаний. Эта идея перекликается с мыслью Н. Ф. Головановой о том, что воспитание «обращено к эмоционально-ценностной системе личности» (2). Именно поэтому, сложившаяся в некоторых школах тенденция рассматривать воспитание, как совокупность мероприятий, не приводит к нужному результату: одно и тоже мероприятие у разных людей может вызвать (или не вызвать совсем) самые различные эмоции, зачастую противоположные тому, чего хотят воспитатели. Теперь возник вопрос: какие установки, личностные качества надо формировать. Здесь мы увидели несколько источников формулирования целей воспитания. Первый — представления конкретного воспитателя (или педагогического сообщества). Развернувшаяся дискуссия о том, «что такое хорошо, и что такое плохо» быстро продемонстрировала нам, насколько субъективны эти оценки. И действительно: то, что ценно или нравственно для одного общественного слоя, группы или человека может совершенно иначе оцениваться другими. Хорошей подмогой в этом вопросе, казалось бы, мог стать второй источник - государственный заказ, отображенный, например, в таком определении закона об образовании: «воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» (1, ст. 2). Но здесь появляется ряд вопросов. (Мы, безусловно, не претендуем на критику закона, но пытаемся, с позиций практиков, выявить не ясные для нас моменты). Во-первых, может ли личность в принципе развиваться без воспитания как деятельности (целенаправленной активности)? Очевидно, что социальный фактор не сводится к воспитанию, и личность может развиваться на основе спонтанной социализации (как это и происходит с детьми, не обучающимися в ОУ по каким-либо причинам). Во-вторых, всплывает уже упомянутая проблема: какие ценности, правила и нормы какого общества (поскольку оно не едино) берутся за основу? И, в-третьих: если воспитание осуществляется в интересах четырех разных субъектов («человека, семьи, общества и государства»), что происходит, если между ними возникает конфликт интересов? В ходе работы мы решили опираться на третий источник: объективные закономерности продвижения личности к зрелости. Таким образом, в своем сообществе мы условились рассматривать воспитание, как целенаправленное создание оптимальных условий (преимущественно, эмоционально значимых) для достижения личностной зрелости, позволяющей человеку стать гармонично интегрированным в поликультурном мире. Конечно, наше представление не является окончательным, и мы будем рады продолжить дискуссию. Приглашаем к ней читателей... В дальнейшем мы планируем разобраться: на какие составляющие удобно (в прикладном плане) разделить целостный процесс становления личности; какие модели зрелости в данный научный период можно использовать как ориентиры развития конкретных личностных сфер; какие методы (применимые для скрининговых исследований) могут отразить степень продвижения к этим ориентирам конкретного ученика (на разных возрастных этапах). Хотелось бы еще отметить важный, по-нашему мнению, дополнительный эффект нашей совместной работы, на который указали участники в своих отзывах на последней встрече — это не только профессиональный, но и личностный рост каждого из нас. Этот аспект является особенно существенным, поскольку в субъекто-центрированных профессиях (3), цель которых - произвести изменения в другом человеке (или группе людей), уровень собственной личностной зрелости является определяющим фактором успеха. А педагоги - типичные представители этого типа профессий. Невоспитанный педагог не поможет подопечному. Не зря существует английская пословица, которая (в психологически уточненной интерпретации) звучит так: «Не воспитывайте детей - они вырастут Вашим отражением; воспитывайте себя!». Использованная литература: 1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 2. Голованова Н.Ф. Тезисы доклада на 1Х Саммите психологов // Редакция «Психологической газеты» 08.06.2015. URL: http://psy.su/feed/4782/ (Дата обращения: 01.06.2016) 3. Лиознова Е.В. Образовательный консалтинг в повышении квалификации // Материалы межрегиональной научно-методической конференции «От декларативного знания к практике. Дидактические основы проведения тренингов и консалтингов». Курск: КГМУ, 2013. С. 62-67. Поделиться: |