Поиск по сайту

Отделение дополнительного образования детей в школе: условия для воспитания личности школьника


Авторcтво: Ставицкая Татьяна Борисовна, заведующая ОДОД ГБОУ школы №124 Выборгского района Санкт-Петербурга


Добрый день, уважаемые читатели! Я являюсь руководителем отделения дополнительного образования ГБОУ школа №124. Отделение дополнительного образования детей сокращенно ОДОД, существует в школе с 2011 года и является структурным подразделением. Основными задачами педагога дополнительного образования является обучение и воспитание, где приоритетная роль отдается воспитанию. В современных социально-экономических условиях на первый план выходят задачи по нравственному воспитанию школьников.

В работе по формированию духовно-нравственных ценностей мы опираемся на следующие нормативные документы: Закон об образовании РФ, Федеральный государственный образовательный стандарт, стратегия развития воспитания в РФ до 2025 г., инструктивно-методическое письмо «Об организации внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в образовательных организациях Санкт-Петербурга».

ОДОД работает по четырем направлениям: физкультурно-спортивное, социально-педагогическое, художественное и естественно-научное.

В формировании духовно-нравственных ценностей и ориентиров ОДОД ставит перед собой следующие задачи:

-          Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека.

-          Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

-          Воспитание трудолюбия творческого отношения к труду и жизни.

-          Воспитание ценностного отношения к природе и окружающей среде.

-          Формирование положительных отношений в детском коллективе.

Физкультурно-спортивное направление, представлено ШСК «Факел». Посещая секции данного направления дети участвуют в мероприятиях различного уровня: спортивные соревнования, спортивные праздники, совместные мероприятия с родителями («Мама, папа, я – спортивная семья!», «Веселые старты»). Спортивные мероприятия совместно с родителями позволяют ребенку увидеть своих родителей с другой стороны, в другой жизненной ситуации, что способствует усилению детско-родительских отношений, большему сплочению семьи. Спортивные соревнования способствуют формированию таких качеств как стремление к достижению цели, развитие лидерских качеств, стремления к взаимопомощи, сплочению детского коллектива.

Кружки и объединения художественной направленности предлагают детям различные формы работы.

Посещая, театральную студию дети задействованы в постановке спектаклей разнообразной тематики. Выбирая темы для постановок, педагог старается поставить те спектакли, где идет формирование духовно-нравственной личности, где герои, сталкиваясь со злом, несправедливостью приходят на помощь друг другу, открывают в себе новые грани личности, преодолевают себя. Большое внимание уделяется работе по воспитанию чувства патриотизма и уважения к истории своего Отечества. В прошлом учебном году дети участвовали в постановке зримой песни на тему «Ленинградские мальчишки», посвященной Великой Отечественной войне. С этой постановкой заняли первое место в районе. Дети активно участвуют в постановках школьных радиопередач, посвященных важным историческим датам страны.

Дети, посещающие объединение «мастерская художественного слова «Триумф», изучают художественную литературу различной тематики, где также знакомятся с различными сторонами проявления человеческих качеств. Выступают на Радио России, читают в эфире художественную литературу, обсуждают ее. Учатся читать выразительно стихотворения. При выразительном чтении стихотворения дети знакомятся с различными проявлениями эмоций, переживают различные эмоциональные состояния героя. Участвуют в конкурсах чтецов различного уровня: в прошлом учебном году, участвуя в конкурсе «Живая классика», ученица нашей школы заняла первое место в Санкт-Петербурге. Награда победительнице стала поездка в Артек.

Объединения художественной направленности ориентированы на социализацию личности в обществе. Обучающиеся в студии журналистики, занимаются выпуском школьной газеты «Вертушка», в которой освещают важные события школьной жизни, берут интервью у других учеников школы и педагогов. На занятиях в кружке «Азбука общения», дети учатся эмоционально относиться к разным жизненным ситуациям, приобретают коммуникативные навыки.

С 2014 г. в школе было организовано добровольческое движение «Soulmates» («Родственные души»). Дети с удовольствием принимали участие в акции «Нам не все равно!», посвященной борьбе со СПИДОМ, в январе в школе проходила акция «Солнышко в ладошке», суть которой заключалась в том, что каждый ученик школы должен был принести мандаринку, а группа учащихся-добровольцев передавала их в центр реабилитации пожилых людей после болезни «Наша забота», в мае участвовали в акции «Спасибо за мирное небо!»: ученики школы должны были написать письмо детям будущего и рассказать им то, что они знают про Великую Отечественную войну. В течении всего прошлого учебного года активно занимались пропагандой здорового образа жизни в среде учеников своей школы, выезжали и в другие школы.

Учащиеся кружка «Юный эколог» участвуют в различных мероприятиях, в частности, в конференциях, посвященных охране природы. Так, в прошлом учебном году многие кружковцы совместно с Балтийской экологической экспедицией участвовали в конференции по теме «Знай и люби свой край!». Сейчас юные экологи школы активно готовятся к участию в российско-австрийском проекте «Экологический сертификат». Данные виды деятельности формируют у детей осознанно ценностное отношение к природе.

Свою работу в секциях, кружках и объединениях педагоги оценивают с помощью различных диагностических методик, но результаты работы по духовно-нравственному воспитанию наших учеников можно увидеть прежде всего по их внешним проявлениям в поведении, поступках, рассуждениях об окружающем мире.

Педагог дополнительного образования должен уметь воспитать чувство ответственности, уметь сформировать доброжелательное, уважительное отношение к людям. Ведь результатом нашей педагогической деятельности должны стать люди с душой и сердцем, с умом и совестью, личность, развитую во всех отношениях.



Приложение: презентация «Формирование духовно-нравственных и ценностных ориентиров через воспитательное пространство ОДОД»


Поделиться: