Поиск по сайту

«В нас подвигу память верна…»


Авторcтво: Орлова Анастасия Николаевна, Педагог-психолог ГБДОУ детский сад №20 Выборгского района Санкт-Петербурга


В статье представлено описание опыта работы по патриотическому воспитанию дошкольников в ГБДОУ детский сад №20 Выборгского района Санкт-Петербурга. Знакомство детей дошкольного возраста с темой Великой Отечественной войны, при условии соблюдения принципа возрастной адекватности. Организация и проведение выставки «Наша память о войне». Рабочие материалы прилагаются.

  «Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она, 
Как сила, нам нужна!»

Юрий Воронов 

В последнее время проблеме патриотического воспитания уделяется большое внимание. Проведены научные исследования, опубликовано множество статей, программ, методических разработок по этому вопросу, широко представлены и материалы педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом одним из основных принципов дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства [6, с. 7].

Известно, что в дошкольном возрасте работа по патриотическому воспитанию строится по принципу постепенного расширения пространства: сначала детей знакомят с близкими и понятными им вещами: дом, семья, детский сад, ближайшее окружение. Далее можно давать детям знания о прошлом и настоящем места, где они родились и растут (район, город, страна).

Особое место в патриотическом воспитании занимает тема Великой Отечественной войны. С одной стороны, это очень важная страница в жизни почти каждой семьи, района, города, всей нашей страны. С другой стороны, проходят годы, отдаляя от ныне живущих это событие. Все меньше остается живых свидетелей военной поры, а мамы и папы современных дошкольников, подчас, сами мало знают о событиях того времени. Возникает вопрос: может не стоит затрагивать в дошкольном возрасте тему войны? А как быть тогда? Специально умалчивать? Невозможно, дети очень чутко воспринимают любую фальшь. Забыть самим?  Но многовековая история человечества свидетельствует, что любая цивилизация выдерживала самые суровые испытания, пока были живы традиции, пока не оскудела историческая память. И наоборот, самые процветающие сообщества рушились, когда исторические уроки и традиции предавались забвению или просто уничтожались.

Важно донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших нашу Родину.

Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням. Трудно передать словами все чувства: трепет, гордость и уважение, когда во время экскурсии кто-то из детей говорит своим сверстникам: «А это орден моего прадедушки!», или на вопрос родителей: «Чьи это письма?», сын или дочка отвечает: «Это письма с фронта папы нашей воспитательницы».

Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикали семейных связей. Многие родители, побывав на выставке, сами стали интересоваться семейной историей и знакомить с ней своих детей.

Далее в статье показаны некоторые аспекты опыта работы нашего детского сада по патриотическому воспитанию.

В нашем детском саду существует давняя традиция – накануне Дня Победы в наше учреждение приходят ветераны Великой Отечественной войны. Подробнее об этом можно прочитать в статье «Мы помним» (раздел «Обзоры» журнала "РОНО" от 07.05.2014).

Живой интерес современных детей мы увидели после первой встречи с ветеранами. Все присутствовавшие на этой встрече, и взрослые, и дети, были поражены тем боевым духом и зарядом оптимизма, который исходил от наших гостей. Дети читали ветеранам стихи, пели вместе с ними, играли. А после встречи дети засыпали взрослых вопросами о Великой Отечественной войне и ее героях. Возникла проблема нехватки информации.

Кроме того, некоторые сотрудники детского сада и родители наших воспитанников, стали говорить о том, что у них хранятся подлинные вещи времен той войны (ордена и медали за боевые и трудовые  подвиги родственников, дипломы и грамоты, старые письма, детали обмундирования, бытовые предметы, игрушки того времени и т.д.). Возникла идея создать музей. Однако мы сразу столкнулись с несколькими проблемами: нет свободного помещения, и люди не готовы навсегда расстаться со своими семейными реликвиями («Только на несколько дней,» - говорили многие). Тогда пришло другое решение – будет выставка.

В процессе работы над созданием выставочной экспозиции, мы поняли, что предоставленные нам материалы очень интересны, но они не в полной мере отражают действительность военной поры. В решении этой проблемы нам помогли педагоги ГБОУ школы № 453 Выборгского района Санкт-Петербурга имени Сергея Жукова (музей «Защитники Отечества») и созданное при этой школе ДОО «Искатель» (руководитель – Кузнецова Татьяна Анатольевна). Так завязалась наша дружба со школой. Музей на время выставки предоставляет детскому саду необходимые экспонаты. Школьники помогают в создании экспозиции, приходят посмотреть в день проведения выставки. Для них это тоже интересный и важный опыт общения с маленькими детьми.

Особенности проведения выставки:

Выставка открыта один день. В утренний период проходят экскурсии для групп детей. Днем с экспозицией могут познакомиться гости и сотрудники детского сада. В вечернее время дети приходят вместе с родителями и сами становятся экскурсоводами.

 

Литература

  1. Алешина Н.В., Патриотическое воспитание дошкольников. – М., 2008.

  2. Зацепина М.Б., Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников: Для работы с детьми 5-7 лет. – М., 2010.

  3. Кудрявцев В. Г., Смысл человеческого детства и психического развития ребенка. — М., 1997.

  4. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. — СПб., 2006.

  5. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт.-сост. Е.Ю. Александрова и др. – Волгоград, 2007.

  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М., 2014.

  7. http://www.erono.ru/obzors/?ELEMENT_ID=18779 


Приложения:

  1. Экскурсия по выставке «Наша память о войне».

  2. Материал для игры «Юные разветчики».




Поделиться: