Авторcтво: Зайцева Светлана Юрьевна, воспитатель ГБДОУ детского сада № 119 Фрунзенского района Санкт-Петербурга |
«Поговори со мною, мама,
О чем-нибудь поговори.
До самой полночи, до самой
Мне снова детство подари…»
Эти слова песни хорошо нам знакомы. Детство проходит, а память о нем остается на всю жизнь. А будет ли, что вспомнить Вашему ребенку?
В силу своей занятости мы, к сожалению, уделяем мало времени даже единственному ребенку. Каждый день, забирая свое чадо из детского сада, мы спрашиваем его, что он ел, как себя вел. А вот что нового узнал сегодня, что сделал хорошего, чем помог воспитателю – об этом порой забываем спросить. Между тем, по дороге из детского сада малыш пытается Вам рассказать о том, как он провел свой день: «Ваня заболел, мой рисунок понравился детям, играли в моряков - я был капитаном» и т.д. И в ответ ребенок слышит: «Молодец, хорошо, здорово!». Мы, как правило, отделываемся одной-двумя репликами, а вот беседу с сыном или дочкой не поддерживаем, а иногда, погруженные в свои мысли, можем и прикрикнуть на ребенка: «Не тараторь!»
К сожалению, не всегда мы становимся хорошими собеседниками для малыша, не всегда умеем слушать его, отвечать на тысячи «почему?». Нередко раздражаемся, когда ребенок задает много вопросов. «Да помолчи ты!» - слышится порой. А как трудно малышу, когда он один. Но, даже бывая с ребенком вместе, мы не используем это время для установления с ним душевного взаимопонимания. А ведь душевная связь с малышом, постоянный контакт с ним – непременные условия дружеских отношений. Очень важно, чтобы мать и отец не только заботились о том, что ребенок ест и во что одет, но и самое главное – старались быть ему друзьями. Это тем более необходимо, когда малыш единственный в семье. Легко ли стать ребенку другом? Нелегко. Но к этому надо стремиться.
Родительская мудрость состоит в том, чтобы уметь видеть в своем ребенке самостоятельную личность, знать, что и у маленького человека есть свои интересы, любимые занятия, игры, что с ним нужно считаться. Хорошо, если в семье относятся к ребенку, как к равному члену семьи, вовлекают его в совместный труд, уважают и советуются с ним. Очень важно помочь малышу организовать его собственную деятельность, быть с ним не просто рядом, а вместе.
В дошкольном возрасте ребенок много играет. Через игру он открывает для себя окружающий мир и открывает миру самого себя. В игре развиваются способности малыша, которые во многом определяют его настоящее и будущее, влияют на его поведение. И от того, какой будет игра ребенка в детстве, как он будет проявлять себя в игре, во многом зависит, каким человеком он вырастет.
Об исключительном значении игры в жизни дошкольника писала Н. К. Крупская: «…игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания». Ее оценка детской игры актуальна и сегодня.
К сожалению, не все родители правильно понимают роль игры в жизни ребенка, порой считают ее несерьезным занятием. Вот учеба – это да!
И все-таки игра – это серьезно! Психологи доказали, что в игре намного эффективнее, чем в других видах деятельности развиваются психические процессы: восприятие, мышление, воображение, память и т.д. Игра с ребенком – это не способ скоротать время, а счастливая возможность заложить взаимопонимание. Ничто не поможет Вам узнать собственного ребенка лучше, чем это сделает совместная игра. Не отказывайте ребенку в просьбе поиграть с ним, ведь именно во время совместных игр с взрослыми, дети учатся играть сами. Играя с ребенком, вы получаете ни с чем незаменимое удовольствие, вспоминаете свое детство, чувствуете себя моложе. Кто как ни родители через игры объяснят ребенку правила и законы этой жизни. Давайте вернемся к историческим истокам игры. Кто передавал детям богатства фольклорной игры? Кто рассказывал правила игры в казаков-разбойников? Именно родители испокон веков учили детей играть.
Но что делать, если у родителей нет желания играть с ребенком. Ждать момент вдохновения? Детство – невозвратимо, а момент может и не настать. Предлагаю пять шагов на пути к совместным играм с детьми:
1. Начинайте с малого. Посвятите своему ребенку минимум 10-15 минут в день, выкинув из головы посторонние мысли.
2. Заранее придумайте игру и подготовьте игрушки и прочие атрибуты. Удивление и радость в глазах ребенка от «новенького» вдохновит Вас на дальнейшие свершения.
Если фантазии нет, не пугайтесь – интересные идеи обычно приходят во время игры. Не сдерживайте своих эмоций, ведь в этом момент есть только Вы и он – ваш любимый малыш.
3. Даешь установку. Выбрав время для игры с ребенком, скажите себе: «Я люблю играть с сыном (дочкой). Это важно для нас и я получаю неимоверное удовольствие от этих минут». Со временем, действительно, Вы начинаете получать большое удовольствие, что, в свою очередь, приводит к желанию играть еще и еще.
4. Скуку – долой! На время игры станьте яркими, громкими, подвижными и заводными. Почувствуйте и Вы, как это здорово – веселиться без повода.
5. Прогоняем лень. Увы, но за многими «не люблю», «не умею», «не знаю как» - скрывается банальная лень. Сделайте сегодня то, что позволит вашему ребенку почувствовать Вашу любовь.
Своевременная и правильная организация игры важна не только для развития ребенка, его будущей жизни, но и для его сегодняшнего эмоционального благополучия, успешного взаимодействия со сверстниками.
«В воспитании детей главное, чтобы они этого не замечали». А это можно сделать именно во время совместной игры. Успеха вам, дорогие родители!
Поделиться: