Авторcтво: Логинова Надежда Викторовна, педагог-организатор ГБОУ ДОД ЦДЮТТ Кировского района города Санкт-Петербурга |
ГБОУ ДОД ЦДЮТТ Кировского района является опорным центром по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и безопасности дорожного движения.
Сейчас очень актуальна проблема детского дорожно-транспортного травматизма, особенно для такого мегаполиса как Санкт-Петербург.
За 12 месяцев 2013 года только в Кировском районе СПб произошло 525 ДТП, ранены 619, погибли 20 человек. В 25 ДТП с участием детей в возрасте до 16 лет, получили ранения 26 детей, из них 8 по собственной вине, 2 детей погибли.
Чтобы уменьшить количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей необходимо проводить работу комплексно:
1. Обучение ПДД, начиная с дошкольного возраста.
2. Проведение работы с родителями по вопросам соблюдения ПДД, так как они являются основным примером для подражания.
3. Повышение компетентности педагогов, поскольку они непосредственно работают с детьми, в том числе обучают их основам культуры поведения на дорогах.
Педагогами ЦДЮТТ применяются инновационные формы работы. Одной из таких форм является проведение занятий в мобильном авто-классе (Рис.1). Комплекс представляет собой микроавтобус, оснащенный специальным учебно-наглядным, мультимедийным оборудованием для обучения детей основам безопасного поведения на дороге и в транспорте.
На данный момент авто-класс используется для работы по двум направлениям:
1. Работа с подготовительными группами детских садов Кировского района.
Это один из переходных возрастов. Дети учатся читать, писать, становятся более самостоятельными – готовятся к изменению своего статуса. В скором времени они уже станут первоклассниками и будут преодолевать путь от дома до школы самостоятельно. Поэтому необходима актуализация и закрепление безопасного поведения на дорогах и в транспорте.
Для этого разработана познавательно-игровая программа «Маленький пешеход и пассажир». В программу включены три модульных занятия, в ходе которых дети учатся основам безопасного поведения на дороге и в транспорте.
Каждое модульное занятие можно проводить независимо от других. В авто-классе проводится занятие «Маленький пассажир» оно включает в себя информацию о правилах поведения на остановочных комплексах и в транспорте, просмотр тематических мультфильмов и игровые моменты.
Дети заходят в автобус, рассаживаются и отвечают на вопросы: «Когда мы становимся пешеходами?», «Когда мы становимся пассажирами?». После этого следует просмотр мультфильма «Смешарики – ремень безопасности» (Рис.2), дети пристегиваются ремнями безопасности и обсуждают их необходимость.
Далее идет знакомство со знаками: «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» и «Место остановки трамвая». После обсуждения правил поведения на остановочном комплексе и просмотра мультфильма «Смешарики – Остановка», детям раздаются карточки красного и зеленого цвета. И предлагается ряд утверждений о поведении на остановке, если утверждение правильно, то нужно поднять карточку зеленого цвета, если утверждение ложно, то – красного.
Следующим блоком идет рассказ об информационных табличках на остановочных комплексах: что на них изображено и для чего они нужны.
После обсуждения правил поведения в транспорте и просмотра мультфильма «Смешарики - В автобусе», так же проводится викторина с игровыми элементами в виде использования карточек.
В конце занятии подводится итог о необходимости соблюдения правил дорожного движения.
2. Работа с младшими школьниками ОУ Кировского района.
Педагоги ЦДЮТТ совместно со школьными отрядами ЮИД (юных инспекторов движения) проводят игру по станциям «Дорожная азбука».
Участники мероприятия учащиеся начальной школы.
Класс делят на две команды, которые расходятся по разным станциям:
Первая команда участвует в викторине, которую подготовил школьный отряд ЮИД.
Вторая команда отправляется на интерактивное занятие в авто-класс, которое включает в себя информацию о пешеходных переходах, поведении на остановочных комплексах и правилах поведения в транспорте, а так же тематические мультфильмы и игры.
Дети заходят в автобус, рассаживаются и смотрят мультфильм «Смешарики – Ремень безопасности». После этого пристегиваются ремнями безопасности и отвечают на вопросы: «Зачем нужно пристегиваться ремнями безопасности?», «С какого возраста детям можно ездить на переднем сидении?», «Зачем нужны правила дорожного движения?», «Как называется часть дороги, по которой движутся транспортные средства?», «Как называется часть дороги, по которой движутся пешеходы?», «Какие бывают светофоры?».
После просмотра мультфильма «Смешарики – Пляшущие человечки» проводится игра на внимание «Светофор».
Следующим блоком идет беседа о видах пешеходных переходов и обсуждение, какой из них безопаснее. После этого дети называют участников дорожного движения и называют то, что помогает участникам движения соблюдать правила (знаки дорожного движения).
Проводится игра «Знаки». Каждому ребенку раздаются карточки с цифрами 1 и 2. Ведущий говорит название знака и показывает два варианта, дети поднимают карточку с номером правильного ответа (Рис.3).
Далее идет просмотр мультфильма «Смешарики – На остановке» и обсуждение того как нужно вести себя на остановочном комплексе в ожидании транспорта.
Дети рассказывают все, что знают о правилах безопасного поведения пассажиров, а после смотрят мультфильм «Смешарики – В автобусе».
Следующим этапом проводится закрепление полученных знаний при помощи викторины. Детям раздаются карточки красного и зеленого цвета. И предлагается ряд утверждений по информации, полученной на занятии, если утверждение правильно, то нужно поднять карточку зеленого цвета, если утверждение ложно, то – красного (Рис.4).
Совместно с детьми ведущий делает вывод о необходимости соблюдать правила дорожного движения.
Продолжительность занятия на станциях 25-30 минут. Затем команды меняются местами. Когда обе команды пройдут обе станции, проводится подведение итогов мероприятия.
Обязательным условием проведения мероприятия является подготовка школьным отрядом ЮИД игровой программы, что стимулирует работу отряда юных инспекторов.
Педагоги ЦДЮТТ продолжают разрабатывать формы работы, которые помогут расширить количество детей, охваченных обучением ПДД. Сейчас работа ведется над серией занятий с использованием авто-класса для городских летних лагерей и старших школьников.
Поделиться: