Поиск по сайту

Совершенствование диалогической формы речи в проблемных ситуациях


Авторcтво: Гриднева Надежда Александровна, учитель-логопед ГБДОУ детского сада №20 Выборгского района Санкт-Петербурга


Речевая деятельность человека есть явление многообразное, и это многообразие проявляется не только в существовании бесчисленного множества отдельных языков, наречий, говоров и пр. но и определяется всем сложным разнообразием факторов, функцией которых является человеческая речь.

Якубинский Л.П.



Актуальность выбранной проблемы объясняется, во-первых, потребностями современного общества во всесторонне развитой личности, способной убедительно и аргументированно доказывать свое мнение, во-вторых, недостаточным изучением ее в современной методической литературе, в-третьих, несовершенством умений и навыков дошкольников составлять диалогические высказывания, в-четвертых, низким уровнем знаний воспитанников о диалоге и специфичность его содержательной, языковой и структурной организации.

Цель исследования:

- продемонстрировать возможные формы и виды коммуникативных упражнений, способствующих развитию диалогической речи.

Достижение цели способствовало решению следующих задач:

- подобрать коммуникативные упражнения, задачи, ситуации, игры

- определить виды работы учителя-логопеда по формированию и развитию устной диалогической речи на занятиях.

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст - его дошкольный период.

В раннем детстве у ребенка возникают потребности общения, которые он удовлетворяет посредством простейших средств речи: гуления, лепета, слов. С самого начала речь возникает как социальное явление как средство общения, познания окружающего мира, планирования действий. Развиваясь, ребенок пользуется все более сложными языковыми единицами. Обогащается словарь, усваивается фразеология, ребенок овладевает закономерностями словообразования, словоизменения и словосочетания, многообразными синтаксическими конструкциями.

Эти средства языка он использует для передачи своих все усложняющихся знаний, для общения с окружающими людьми в процессе деятельности.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение.

Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Развитые навыки общения способствуют обогащению внутреннего мира ребенка, а в конфликтных, сложных ситуациях общение приносит облегчение.

В группы поступают дети с различными нарушениями. У одних нарушена фонетика, у других – различные компоненты речи. В результате страдает связная речь у детей.

Многим детям тяжело грамматически правильно оформить и выразить свою мысль, составить рассказ, что влечет за собой нарушение коммуникативной сферы.

Так, например, ребенку проще подойти к взрослому или сверстнику, потянуть за краешек одежды, или похлопать по руке, и показать на происходящее. Чем обратиться по имени, и объяснить словами.

Или, в возникших в игре, проблемные ситуации, решить их силой, толканием, вырыванием предмета, распихиванием окружающих, если нужно сесть на свое место.

Дети часто обходятся одним словом, либо действиями, при этом создаются различные конфликты, страдает психика ребенка.

Иногда в речевые группы попадают дети, которые стараются вообще избегать общения со сверстниками, либо постоянно вступают в конфликты, не употребляют и не знают вежливых слов. Именно вежливые слова являются вспомогательным средством в общении.

На предложение поиграть в игру «телефон», дети откликаются бурной радостью. Все хотят поговорить по телефону друг с другом, но о чем говорить не знает никто. Кроме слов: «алло, это я, говори» - ничего не звучит.

Диалога не происходит. Детям очень тяжело придумать, подобрать вопросы, оформить их и задать товарищу, поддержать беседу.

Работа в речевой группе по теме: «Совершенствование диалогической формы речи» имеет свои трудности, т. к. у детей плохо развито слуховое восприятие, связная речь: часто дети бывают замкнутые, стеснительные.

Поэтому особое место в руководстве по развитию навыков общения детей речевой группы, имеет предварительная работа.

Это целый комплекс разноплановых мероприятий, являющихся частью всего коррекционно-воспитательного процесса, в котором решаются следующие задачи:

1. Научить детей выслушивать собеседника, не перебивать его речь.

2. Сдерживать себя, ожидая когда удобно вставить реплику. Стараться говорить понятно для собеседника.

3. Отработать навыки произносительные и грамматические.

- хорошая дикция

- отчетливое выговаривание звуков

- умение говорить выразительно

- владеть интонациями, паузами, логическими ударениями.

4. Уточнять смысл известных слов.

5. умение слушать, понимать и запоминать простой вопрос, различные варианты вопросов.

6. Умение отвечать на простые вопросы:

-краткий ответ

-развернутый ответ

7. Умение задавать вопросы.

8. Умение поддерживать разговор с собеседником.

9. Умение вести беседу.

10. Умение самостоятельности логики речи.

С начала года проводятся речевые имитационные упражнения, используя различные этюды: «Плохое настроение», «Добрый», «Розовое словцо», «Вредное колечко» и т. д. Такие упражнения стимулируют речевое развитие, дети учатся согласовывать свои движения с речью.

Большое внимание уделяется развитию у детей способности модулировать интонировать голосом, пластично двигаться, сознательно изменять позу, мимику, походку для передачи настроения, состояния, характера того или иного героя:» Представь и изобрази», «Передай мимикой», «Изобрази» и т. д.

Обучение детей разыгрывать знакомые стишки, потешки, народные песенки, небольшие занимательные сценки. Проведенная работа способствовала формированию у детей интереса к двигательной и словесной импровизации, помогла подготовить детей к активному участию в театральных играх и явилась хорошим средством повышения эмоционального тонуса детей, развития их общительности. Стремления принимать активное участие в общих затеях.

Диалог – разговор, беседа – является основной формой речевого общения ребенка со взрослыми и своими сверстниками.

Обучение речи в детском саду протекает в двух формах: в свободном речевом общении и на специальных занятиях. Диалог преимущественно возникает в свободном речевом общении и является базой для естественного развития произносительных, грамматических навыков, обогащения словаря детей, базой для приобретения навыков связной речи.

Диалогу учат и на специальных занятиях. Дети запоминают определенные штампы общения, затем более совершенствуя, изменяя, используют их в повседневной жизни. Обучение диалогической или разговорной речи, обычно происходит в форме беседы или разговора, т. е. обмена репликами между взрослым и ребенком или между самими детьми. В процессе беседы развивается умение вести диалог, и, следовательно, речь обогащается синтаксическими формами. Лексикой, все это помогает осознать смысл известных им слов, отрабатываются и грамматические навыки, произносительные навыки. В работе над совершенствованием диалогической формы речи используются вспомогательные средства, передающие то, что трудно выразить словами: мимика, жесты, интонация, пантомима. В работе над мимикой используются пиктограмы. Дети по схемам различают мимику лица, придумывают антонимы (грустный - веселый, добрый - злой и т. д. ). Сами рисуют пиктограммы, составляют из деталек лица по заданию, изображают на своем лице. В работе над жестами и интонацией была использована книга: «Расскажи стихи руками», а также множество разных игр: «через стекло», «Расскажи стихи без слов» и т. д. Подобраны игры-инсценировки, развивающие диалогическую речь по лексическим темам: «Животные», «Птицы», «Насекомые» и т. д.

Каждый диалог разбирался по вопросам и заучивался детьми, а затем обыгрывался, параллельно велась работа над выразительностью, интонацией.

По лексическим темам дети жестами и мимикой изображали предмет и разгадывали, рассуждая вслух. Речь детей становилась более богатой и в эмоциональном отношении. Она звучала то радостно, то печально, то жалобно, в зависимости от ситуаций, в которых находились персонажи. В работе был использован прием театрализации.

В занятия включались элементы пантомимы. Пантомима дает возможность раскрыть творческий потенциал ребенка, сделать его более раскованным, пластичным, уверенным в себе. Занятия для пантомимы выбирались соответственно теме занятия. Дети изображали либо различных животных и птиц, различные цветы, насекомых, различные действия, людей.

Отработка бытовых диалогов происходила иначе, использовались другие методы и приемы. Чтобы развить у детей потребность общения моделировались и создавались различные проблемные ситуации, которые ставили детей перед необходимостью речевых высказываний, возбуждали интерес и желание поделиться чем-то, рассказать о чем-то, высказать свое мнение.

1. Ситуации по охране безопасности жизни ребенка

2. Различные бытовые ситуации, происходящие между детьми в группе, на лице и т. д.

3. Культура общения в различных ситуациях

В работе над первой частью были использованы различные методы и приемы: беседы, рассматривание картин, сюжетно-ролевые игры, этюды, дискуссии. «Потерялась девочка», «Пожар», игры-драматизации, дети учились общаться по телефону со службами 01, 02, 03. Они могли назвать свой домашний адрес, свое имя, фамилию, детский сад, родителей.

Обыгрывались ситуации: «Потерялся ребенок в метро», «Дети устроили дома пожар», «В дверь позвонил незнакомец, а ребенок один дома», «Бабушке стало плохо» и т. д.

Во второй части - различные бытовые ситуации, происходящие в группе, на улице между детьми. Детям читались рассказы, которые обсуждались детьми, затем обыгрывались. Показывались картинки с различными ситуациями. С помощью вопросов разбирались картинки, обсуждались, находили правильный выход и обыгрывались. Потом дети сами придумывали и разыгрывали ситуации, остальные дети отгадывали, проводились различные игры.

В третьей части – на занятиях по культуре общения и поведения в общественных местах: в кинотеатре, в театре, в магазине, в аптеке были использованы словесные, сюжетно-ролевые игры.

В ходе занятий дети овладевали глубокими знаниями, могли общаться, правильно находить решение, речь у них стала заметно более выразительной, эмоциональной, дети в общении применяли вежливые слова. Использование диалогов оживляет занятие, делает их более интересными, а значит и усвоение материала более глубоким и прочным. Например, в игре «Интервью» - дети научились хорошо описывать внешний вид, размер, части тела, подбирать обобщающие слова. В сюжетно-ролевых играх: «Школа», «Магазин», «Почта», «Парикмахерская», «Театр» у детей расширился словарный запас, игры-диалоги используемые на этих занятиях способствовали развитию воображения у детей, умение передать свой замысел с помощью слов. В игре «Маленький учитель» отрабатывались различные формы вопросов и ответов: краткий ответ, развернуты ответ, понимание различных вариантов вопроса, умение поддержать разговор собеседника, вести беседу.

В работе по активизации словаря использовалась игра «Загадки-описания» с включением диалога. Для лучшего усвоения темы «Цветы» можно использовать игру «Садовник». При прохождении лексических тем: «Животные», «Птицы», и т. д. можно использовать следующие игры: «Сыщик», «Придумай диалог по началу рассказа» и т. д.

В каждой теме можно использовать игру на совершенствование диалогической формы речи. Во всех играх у детей формируется умение понимать обращению речь с опорой и без опоры на наглядность, умение вступать свободно в контакт со сверстниками и с окружающими взрослыми, выражать свои мысли, чувства, впечатления. В процессе игр-драматизаций дети выражали образы не только пантомимой, но и речью.

В ходе работы над совершенствованием диалогической формы речи, было замечено, что дети следили за свое речью, старались произносить правильно звуки, оформлять свои мысли, пользоваться словами, хорошо им известными, правильно использовали интонацию. Коррегировалась и психика детей. Обыгрывались различные этюды, в итоге преодолевались различные барьеры в общении со сверстниками и взрослыми. Обучаясь диалогу, дети одновременно обогащали свой словарь, совершенствовали грамматические и фонетические навыки. На занятиях решались основные задачи коррекционного воспитания и обучения детей:

1. Развивать у детей навыки общения со сверстниками, взрослыми.

2. Обучать способам выражения чувств с помощью выразительных движений (мимика, пантомима, жесты).

3. Развивать общие речевые навыки (дыхание, темп, ритм, координация речи с движением).

4. Развивать лексико-грамматическую сторону речи.

5. Автоматизировать поставленные звуки в процессе общения.

6. Учить детей осуществлять самоконтроль в отношении своих эмоциональных проявлений и действий в ходе общения.



Используемая литература

1. Выготский Л.C. «Избранные психологические исследования»

2. Клюева Н.В., Касаткина «Учим детей общению»

3. Лисина М.И. «Проблемы и задачи исследования речи у детей»

4. Новоторцева Н.В. «Развитие речи детей»

5. Чистякова М.И. «Психогимнастика»

6. Шемщурина А.И. «Этическая грамматика»


Поделиться: