Поиск по сайту

Элементы дистанционного обучения на уроках биологии и ИКТ


Авторcтво: Гукова Ольга Александровна, учитель биологии ГБОУ школы №83 с углубленным изучением японского и английского языков Выборгского района Санкт-Петербурга; Иванцова Екатерина Владимировна, учитель информатики ГБОУ школы №83 с углубленным изучением японского и английского языков Выборгского района Санкт-Петербурга


Дистанционное обучение – это обучение, при котором осуществляется целенаправленное взаимодействие обучающегося и преподавателя, когда тезис «Я сам!» становится определяющим фактором развития и самоопределения личности ребенка.

По ФГОС приоритетным направлением является формирование предметных и метапредметных компетенций, ведущими из которых являются – исследовательские, коммуникативные, ИКТ компетенции. А это требует от школы формирования такой обучающей среды, которая мотивирует учащихся самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве: искать и обрабатывать информацию, обмениваться ею. В связи с этим учитель сталкивается с рядом проблем. Как сделать обучение интересным для учащихся? Как разбудить в ученике стремление работать над собой, стремление к творчеству. Одним из путей решения этих проблем является использование возможностей дистанционных образовательных технологий в практике работы учителя.

В наше время практически все учащиеся и педагоги имеют дома персональный компьютер с выходом в Интернет. Большинство образовательных учреждений нашего города подключены к сети Интернет и оснащены современными средствами информатизации, что упрощает процедуру применения дистанционного обучения. И наша школа не является исключением.

Используя дистанционное обучение в школе, можно не допустить появления задолженностей по учебным дисциплинам у детей, которые в силу тех или иных обстоятельств пропускают школьные занятия, а также серьезно улучшить положение дел в учебе у ребенка, который регулярно ходит в школу, но не успевает в полном объеме продемонстрировать полученные навыки.

Языковая направленность нашего образовательного учреждения предполагает, что количество учебных часов на изучение биологии и ИКТ сведена к минимуму. Внедрение элементов дистанционного обучения посредством on-line и off-line технологий в учебный процесс, позволяет продлить урок, перенеся его из школьных классов в виртуальное пространство.

Одним из элементов дистанционного обучения, которые используются в нашем образовательном учреждении, является электронная почта. Общение по электронной почте с обучающимися имеет ряд положительных моментов. Например, многие учащиеся теряются при большой аудитории в классе задать уточняющие вопросы, а электронная почта дает возможность ученику общаться с учителем лично. Удобство рассылки домашнего задания всем учащимся и получение индивидуальных ответов. В электронном письме ученик может проконсультироваться с учителем по вопросам выполнения домашнего задания. Не секрет, что в последнее время социальные сети, в которых дети проводят большую часть свободного времени, понизили уровень культуры речи обучающихся. Большую роль в развитии коммуникативной культуры обучающихся играет общение по электронной почте как с учителями, так и со своими сверстниками, где действуют общепринятые нормы и правила русского языка.
Использование сервисов Google облегчили создание контрольных тестов и опросов. Одной из форм работы является создание учащимися старших классов тестов по биологии для учащихся младших классов на заданные темы. Такая форма работы мотивирует старшеклассников найти информацию, обработать ее и представить в виде законченного информационного продукта. В процессе работы учащиеся повторяют темы по биологии.

Такие тест- опросы удобны для учеников, которые отсутствовали на уроке при изучении какой-либо темы. Чтобы ответить на вопросы теста, учащиеся могут ознакомиться с материалами урока, представленными в виде красочных презентаций, подготовленных с помощью MS Power Point.

С помощью пакета офисных программ учащиеся 8 и 9 классов создают кроссворды и тесты, которые размещаются на блоге или высылаются членам классного коллектива по электронной почте.

Рисунки и схемы создаются с помощью Рixlr Editor непосредственно в интернете.

Все материалы и работы обучающихся размещаются на блоге, где они доступны для любого участника образовательного процесса.

Анализ использования элементов дистанционного обучения в нашей школе показал, что большинство учеников получают не только знания в области информационных технологий, но и повышают познавательную активность, мотивацию к учебе, развивают коммуникативную культуру, умение видеть проблемы и находить пути их решения, систематизировать и анализировать полученную информацию.

Дистанционное образование позволяет реализовать два основных принципа современного образования – «образование для всех» и «образование через всю жизнь». Человек получает возможность учиться всю жизнь, чтобы не отставать от времени, иметь возможность в любое время сменить профессию, занять достойное место в жизни.


Поделиться: