Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Проект: «Театральный кружок «Сказка». Театрализованная деятельность дошкольников как средство коррекции речевых нарушений
Театрализованная деятельность детей является огромным стимулом для развития и совершенствования речи. Актер театра должен уметь четко произносить текст, выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, силу голоса, темп речи). В театрализованных играх шлифуется навык правильной выразительной речи и уверенного общения в коллективе. Поэтому мы решили, что будет целесообразно использовать театрализованную деятельность в работе как средство коррекции речевых нарушений. Театрализованные игры предполагают произвольное воспроизведение какого–либо сюжета в соответствии со сценарием. Данные игры используются при пересказе рассказов, сказок и диалогов. Дети учатся владеть своим голосом, интонацией, мимикой, жестами, а самое главное – четкой артикуляцией. Участие детей в играх-театрализациях способствует развитию памяти и взаимодействию друг с другом. Новые задачи ставит перед ребенком участие в инсценировках сказок с несколькими действующими лицами, в ходе которых внимание переключается с одного партнера на другого. При этом детям необходимо внимательно следить за ходом всего действия и уметь вовремя сыграть свою роль. Участники игры-инсценировки неоднократно вступают между собой в речевой контакт. Продолжается работа над чистотой и правильностью речи и движений. Простая форма речи, неторопливость развертывания сюжета, частые повторы и рифмовка в тексте обуславливают естественные замедления речи и смысловые паузы. Умелое использование театрализованных игр позволяет не только сформировать у детей разные умения и навыки, но и решать очень важные задачи коррекционно-воспитательной работы. Они помогают развитию связной речи, значительно пополняют словарный запас, делают речь более грамотной, выразительной, чистой и правильной. Особую значимость театрализованная деятельность приобретает накануне поступления ребенка в школу. Сформированность познавательных и психических процессов, коммуникативных навыков, как основ социальной культуры поможет первокласснику быстро входить в контакт, в любой сложной ситуации не растеряться, смело задавать вопросы учителю, учиться у одноклассников, самому оказывать помощь другим. Работая с детьми с диагнозом ОНР, мы пришли к выводу, что необходимо использовать методы, приемы и средства, облегчающие и направляющие процесс становления развернутого смыслового высказывания, и строить занятия таким образом, чтобы дети жили на них естественной, радостной жизнью. Для этого мы обратились к драмопедагогике и выбрали социально-игровой стиль педагогической деятельности. Поэтому мы сочли целесообразным организовать работу театрального кружка. Работа театрального кружка «Сказка» проводится 1 раз в неделю по 25-30 минут, во вторую половину дня, под руководством педагога. Работа планируется по результатам мониторинга знаний и умений детей, проводимого в начале учебного года. Цель работы кружка: создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития мотивации на устранение речевых дефектов в процессе театральной деятельности. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: § Автоматизация звуков. · Развивать творческие способности детей средствами театрального искусства. В соответствии речевыми возможностями детей, мы постарались систематизировать материалы, в которые входят игры, стихи, потешки, сказки, рассказы. Были изготовлены маски животных, атрибуты для театральных инсценировок. Занятия в кружке проходят поэтапно. На первом этапе систематически выполняются игровые упражнения, направленные на выработку мимики и пантомимики, что служит своеобразным прологом к будущим драматизациям. Благодаря им движения приобретают большую уверенность и управляемость. Дети начинают легче переключаться с одного движения на другое, обучаются самостоятельно решать двигательную задачу, понимать нюансы выражения лица, жестов и движений другого человека.
На третьем этапе переходим к драматизации стихов, прибауток, потешек. Дети заранее с родителями или воспитателями заучивают тексты, затем разыгрывают их, используя настольный или пальчиковый театр. На четвертом этапе мы постараемся перейти к более сложному виду деятельности – драматизации рассказов и сказок. Здесь мы будем использовать разные виды театров: настольный, пальчиковый, би-ба-бо. Мы надеемся, что дети смогут разыгрывать текст как актеры, используя маски или элементы костюмов. Содержание проекта 1 блок
2 блок:
Мы надеемся что, к концу учебного года посредством театрализованной деятельности у детей совершенствуется артикуляционный аппарат, сформируется правильная речь и речевая культура, сформируются навыки произвольного внимания, лучше разовьется память и воображение. Занятия театрального кружка будут способствовать повышению самооценки у детей. Через обыгрывание положительных и отрицательных героев дети будут лучше понимать и запоминать, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Перспективный план работы театрального кружка. РАЗДЕЛ 1. «ХУДОЖЕСТВЕННО – РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
1. Воспитывать культуру речевого общения, совершенствовать диалогическую и монологическую речь. 2. Расширять и активизировать словарь детей. 3. Работать над выразительностью речи, закреплять правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию. РАЗДЕЛ 2. «ТЕАТРАЛЬНО – ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
1. Формировать интерес к театральному искусству, положительное к нему отношение. 2. Углублять знание о театре как о виде искусства. 3. Развивать умение передавать эмоции с помощью мимики, жестов, позы, движения. 4. Стимулировать активность и инициативу в импровизациях. РАЗДЕЛ 3. «МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
1. Обогащать эмоциональные представления детей. 2. Развивать певческие навыки детей. 3. Развивать навыки передачи в движении музыкальных образов. РАЗДЕЛ 4. «ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
1. Развивать творческую активность детей, совершенствовать их импровизационные возможности. 2. Развивать инициативу и самостоятельность в создании образов различных персонажей. 3. Ставить детей в поисковую ситуацию, в выборе выразительных средств для передачи образа. Выводы: Таким образом, совершив исследование теоретических и практических основ развития речи посредством театрализованной деятельности, нами сформулирован ряд выводов: - театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству, является важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей; - на основании теоретических аспектов развития речи посредствами театрализованной деятельности, мы разработали план работы театрального кружка . При этом все задания и игры направлены на раскрытие творческого потенциала ребенка, развитие его коммуникативных способностей, психических процессов, которые обеспечивают выраженность индивидуальности личности, понимание внутреннего мира посредством театрализованной деятельности; - театрализованная деятельность в детском саду тесно связана с развитием речи детей, что выражается в использовании ряда театральных приемов, а именно: знакомство с литературными произведениями, этюды, речевые упражнения для передачи различных чувств (работа над интонационной выразительностью), использование различных театральных кукол для иллюстрации к художественным произведениям или обыгрывания, инсценировка художественных произведений (стихи, небольшие рассказы, сказки) и работа над звуковой культурой речи (дикция, артикуляция); - речевая подготовка детей к школе предполагает достаточную оперативную и моментальную адаптацию детей к условиям школьного обучения, к новым программным требованиям по усвоению норм и правил языка, языковых способов действий, необходимых для овладения речевыми умениями; - речевая дошкольная подготовка в последующем обеспечивает человеку необходимую для его жизни образованность, компетентность, эрудицию, квалифицированность и профессионализм в любой отрасли его деятельности. - связная речь рассматривается как центральная задача речевого развития детей - формирование связности речи детей дошкольного возраста происходит на основе ознакомления со структурой текста, возможными способами связи предложений. - в системе обучения важно использовать специальные речевые упражнения, направленные на развитие всех сторон речи, наглядность, обогащающую содержание детского монолога, обеспечивающую динамику действий и позволяющую детям овладеть структурой связного высказывания (серии картинок с развивающимся сюжетом, наборы игрушек, фигурки для фланелеграфа). Мы надеемся что, к концу учебного года посредством театрализованной деятельности у детей совершенствуется артикуляционный аппарат, сформируется правильная речь и речевая культура, сформируются навыки произвольного внимания, лучше разовьется память и воображение. Занятия театрального кружка будут способствовать повышению самооценки у детей. Через обыгрывание положительных и отрицательных героев дети будут лучше понимать и запоминать, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Приложение: календарное планирование
Литература: · Алябьева Е.А. развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии. – М., 2005 · Акулова О. «Театрализованные игры» // Дошкольное воспитание, 2005.-№4. · Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М., 2003. · Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников.— М., 1990. · Белая А.Е., В.И. Мирясова «Пальчиковая игры» Москва, АСТ «Астрель», 2003. · Белоусова Л. «Развиваем умение интонировать» Журнал «Дошкольное воспитание» №6 2007 · Борисенко М.Г., И.А. Лукина «Наши пальчики играют» СПб «Паритет», 2002 · Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль, 1996. · Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991. · Доронова Т.Н., Е.Г.Доронова «Развитие детей в театрализованной деятельности»; Москва -1997.; · Доронова Т.Н.«Играем в театр»; Москва «Просвещение» 2004. · Ерофеева Т.И. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. – М., 1994. · Заворыгина Е Особенности воображения детей в игре//Дошк. восп.–1986. -№12. · Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником // Избранные психологические труды: В 2т. – М., 1986. – Т.1 · Зацепина М.Б. «Развитие ребенка в театрализованной деятельности»; Москва, Творческий центр «сфера»2010. · Зимина И.Театр и театрализованные игры в детском саду//Дошк.восп., 2005.-№4. · Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.-М.: Академия, 2000.. · Крупенчук О.И. «Стихи для развития речи», СПб «Литера», 2004. · Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду.-М.: Сфера, 2003 · Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу/ Под ред. Комаровой Т.С..-Ярославль: Академия развития, 2006.-144с. Поделиться: |