Авторcтво: Леонская Елена Викторовна, методист ГБОУ ИМЦ Выборгского района Санкт-Петербурга |
Обеспечение запросов и потребностей руководящих и педагогических кадров в повышении профессиональной квалификации
Повышение квалификации, дополнительное профессиональное образование работников образования является одним из направлений деятельности Информационно-методического центра Выборгского района.
Ценностными ориентирами для системы повышения квалификации являются:
● профессиональные потребности педагогов, руководителей – гибкое, динамичное их удовлетворение;
● конкурентоспособность педагога, руководителя ОУ – опережающее удовлетворение и формирование их образовательных потребностей;
● стабильность, комфортность, удовлетворенность, успешность организации процесса профессиональной деятельности работников Информационно-методического центра – повышение квалификации сотрудников Информационно-методического центра, формирование коллектива, совершенствование системы управления;
● оказание образовательных услуг широкому спектру реальных и потенциальных заказчиков в районе.
Информационно-методический центр Выборгского районаориентируется на цели, достижение которых удовлетворит образовательные потребности педагогов района. Реализуя задачу по созданию условий для организации и осуществления повышения квалификации, руководящих и педагогических работников образовательных учреждений Выборгского района, развития системы повышения квалификации на базе Информационно-методического центра в условиях реализации президентской инициативы «Наша новая школа» и стратегии развития «Петербургская школа 2020» повышение квалификации педагогических работников осуществляется по следующим направлениям:
● курсы повышения квалификации в городских образовательных учреждениях повышения квалификации (СПб АППО, РГПУ им. А.И. Герцена, РЦОКОиИТ и др.);
● курсы повышения квалификации по образовательным программам Информационно-методического центра;
● курсы повышения квалификации на базе Информационно-методического центра и районных ресурсных центров;
● повышение квалификации руководителей и педагогических работников образовательных учреждений района при проведении семинаров, конференций и т.п.;
● консультационная деятельность.
Информационно-методический центр Выборгского района ведёт работу по использованиюповышения квалификации педагогических работников в режиме кейс-технологии. В рамках данной технологии предполагается повышение квалификации как с элементами дистанционного обучения, так и полностью в дистанционном режиме, кроме того, предполагается использование тьюторства и создание сетевых сообществ учителей на базе кейсов. Наиболее трудоемким в создании кейс-технологии является процесс отбора и структурирования учебно-методических материалов и «сборка» их в кейсы. Кейс-технология помогает оптимизировать районную систему повышения квалификации: она позволяет наиболее гибко формировать группы, увеличить пропускную способность, оперативно реагировать на вопросы пользователей кейсов и слушателей традиционных курсов.
Обеспечение непрерывного образования педагогических кадров района
В 2012-2013 учебном году ГБОУ ИМЦ было организовано обучение 2541 педагога в различных городских учреждениях повышения квалификации (СПбАППО, РЦОКОиИТ, УМЦ ГО ЧС СПб, а также в ГБОУ ИМЦ Выборгского района).Помимо этого, педагоги района самостоятельно проходили обучение в различных организациях (ГУ ВШЭ; ГРЦ Второй гимназии СПб, АПКиППРО, Московском институте открытого образования), в т.ч. платно (в АППО, ИТМО, РЦОКОиИТ, Центре «Прогресс» и др.). Кроме того, педагоги-эксперты по ЕГЭ практически в полном составе прошли переподготовку (обучавшиеся в 2008 году) или ежегодную консультацию (2009-2012 гг.). Также в течение года проходило массовое обучение представителей ОУ по вопросам информатизации управления учреждением (Электронный дневник, АИСУ «Параграф») и согласно плану КОв районе проходило обучение лиц, занятых в организации и сопровождении ЕГЭ и ГИА.
Сравнительный анализ повышения квалификации педагогических работников образовательных учреждений района за пять лет показывает:
● уменьшение числа слушателей, обучающихся в СПб АППО;
● увеличение числа слушателей, обучающихся в ИМЦ, что связано, в первую очередь, с получением ИМЦ лицензии на свои образовательные программы и введением в штатное расписание 3 ставок преподавателей;
● востребованность курсов РЦОКОиИТ и других организаций по ИКТ (число заявок значительно превышает районные квоты); некоторое снижение числа обученных в РЦОКОиИТ по сравнению с прошлым годом вызвано, с одной стороны, ужесточением требований соблюдения квот на район, а с другой стороны – активной реализацией образовательных программ ГБОУ ИМЦ по данному направлению.
● Стабильно высокую потребность обучения по программам ГО ЧС.
Учет повышения квалификации педагогических кадров в районе
Учет повышения квалификации педагогических и руководящих работников ОУ Выборгского района за календарный год показывает: педагоги района обучились по 147 образовательным программам от 12 до 1129 часов.
Количество обученных на курсах повышения квалификации представлено ниже в таблице:
Учебный год
|
ГБОУ ИМЦ
|
АППО
|
РЦОКОиИТ
|
УМЦ ГО ЧС СПб
|
Персонофецированная модель«Деньги за учителем»
|
всего
|
2012-2013
|
1525
|
418
|
76
|
426
|
96
|
2541
|
С целью удовлетворения потребности педагогических работников образовательных учреждений района в 2012-2013 учебном году методистами Информационно-методического центра организовано межкурсовое повышение квалификации. Всего за учебный год проведено 141 мероприятие (конференций, совещаний, мастер-классов, семинаров, круглых столов)и проведено 6 постоянно-действующих семинаров:
№ п/п
|
Название семинара
|
Сколько обучено человек
|
Категория обучаемых
|
1
|
Подготовка к ЕГЭ по информатике
|
7
|
Начинающие учителя и учителя, не имеющие специального образования
|
2
|
Педагогический калейдоскоп
|
11
|
Педагогические работники
|
3
|
Проектная и исследовательская деятельность как инструмент формирования универсальных учебных действий
|
8
|
Опытные учителя
|
4
|
Учебный потенциал УМК по географии.
|
21
|
Молодые учителя, учителя со стажем
|
5
|
Современные педагогические технологии
|
7
|
Учителя различной категории
|
6
|
Аспекты методической работы в школе на современном этапе
|
40
|
Председатели МО и учителя по английскому, немецкому и французскому языкам.
|
За 2012-2013 учебный год ГБОУ ИМЦ были обработаны заявки установленной формы, поданных по факсу либо на бумажном носителе, в которых был указан 3203 человек. Вёлся реестр этих заявок. В данный реестр не включались заявки на курсы по ГО и ЧС, так как для этих курсов реализуется другой механизм поступления на обучение. Кроме того, на некоторые курсы (в основном на компьютерные курсы по программам РЦОКОиИТ) заявки могли приниматься по электронной почте. Такие заявки не учтены в реестре. Также не учитывались заявки от ОУ, на базе которых АППО, проводило корпоративное обучение, а также могли не учитываться обученные (в основном) во внешних организациях, самостоятельно договорившиеся об обучении с кафедрой (преподавателем) и получившие направление на курсы по просьбе внешней организации.
Диаграмма удовлетворения всех заявок за2012-2013 учебный год
Основными проблемами при работе с заявками является их некачественное заполнение ОУ и их дублирование (отправлены двумя способами либо направляемые частично дублируются в разных заявках).
Общеобразовательным учреждениям района предоставляется достаточно широкий выбор образовательных программ, однако далеко не всегда спрос соответствует предложению.
Учет заявок показывает, что руководители большинстваОУ направляли своих педагогических работников на курсы повышения квалификации, однако, были ДОУ, которые не направили ни одной заявки ни на какие курсы. Активность в повышении квалификации очень различается. В связи с этим возникает вопрос о планировании в ОУ повышения квалификации педагогического коллектива.
В прошедшем учебном году было отмечено сохранение высокой потребности в обучении по программам, связанным с введением новых ФГОС в начальной школе, что объясняется переходом на этот стандарт первых классов с 1 сентября 2011 года. В ответ на данную ситуацию ГБОУ ИМЦ организовал интенсивное обучение по пролицензированной программе «Основы содержания современного образования: федеральный государственный образовательный стандарт» для педагогов, принятых на работу в течение летнего периода и не прошедших подобные курсы ранее. Также было организовано массовое обучение педагогов, которые будут работать в первых классах с сентября 2013 года, в том числе и в рамках деятельности ФСП, федеральной базовой площадкой которой является ИМЦ.
В меньшей степени выражена активность в повышении квалификации у педагогических работников дошкольных образовательных учреждений. Это традиционно связано с малым количеством мест, предлагаемых СПбАППО для ДОУ и самостоятельным поиском детскими садами возможностей обеспечить повышение квалификации своим педагогическим работникам, в т.ч. и на платной основе. Потребность в обучении представителей ГДОУ в десятки раз выше, чем предлагает СПбАППО. Однако для работников ГБДОУ было также организовано массовое повышение квалификации по программе ГБОУ ИМЦ «Дошкольное образование: перспективы развития».
Общей для всех ОУ «точкой напряжения» стали новые требования при аттестации, в частности, обязательное владение ИКТ, что вызвало устойчивый спрос на различные курсы в области информационных технологий, в частности, на те, которые формируют первоначальную компьютерную грамотность.
Наблюдается тенденцияувеличения востребованности повышения квалификации на базах учреждений ДППО города, в особенности по программам ГОиЧС, охраны труда.
Ожидается устойчивый спрос на программы, связанные с введением ФГОС, информационно-коммуникационными технологиями, ведением финансово-хозяйственной деятельности.
Впервые была опробована новая модель повышение квалификации (тип В), связанная с выделением средств на обучение образовательному учреждению и самостоятельным выбором учреждением обучающей организацией и оплатой обучения этой организации.Сначала по этой программе обучались 2 директора ОУ. На 2012-13 учебный год уже сформирована заявка на обучение по этой модели 96 человек, разработана адресная программа распределения денежных средств, выделенных на реализацию данной модели.
Кроме того, система повышения квалификации переведена с режима «учебный год» в режим «календарный год» в связи с изменением механизмов финансирования учреждений повышения квалификации (введение субсидиарного финансирования). В связи с этим была сформирована заявка в АППО на курсы повышения квалификации до декабря 2013 года.
Обобщая вышеизложенное, можно резюмировать, что планомерное развитие разных форм повышения квалификации положительно влияет на подготовку педагогических работников в условиях модернизации образования. Повышается престиж образовательного учреждения через рост квалификации педагогических и руководящих кадров.
Литература:
1. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 21 декабря 2012 года
2. Распоряжение КО №278р от 08.02.13г. «О порядке организации повышения квалификации»
3. «Кейс-технологии в районной системе повышения квалификации педагогов» Школа Е.О., Фомина А.А. журнал "Школа управления образовательным учреждением", №8 2011
4. Устав ГБОУ ИМЦ Выборгского района СПб
Поделиться: