Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Маленький гражданин воспитывается в детском саду
В последние годы, активно идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Следует отметить, что в самые последние годы педагогическая наука стала возвращаться к проблеме воспитания патриотизма, любви к Родине, толерантного отношения к людям разных национальностей. Этому немало способствует действующая в России Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011—2015 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 05.10.2010 № 795, она ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней — от дошкольного до высшего профессионального. Появляются новые исследования по воспитанию патриотических чувств. Преимущественно это этно-педагогические исследования. В дошкольной педагогике стали изучаться вопросы гражданственности (Е. А. Казаева), краеведения, как средства патриотического воспитания (Л. А. Кондрыкинская) и некоторые другие. Изменились ведущие методологические подходы к данной проблеме. Появляется новый взгляд на «старые» проблемы. В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить... воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Реализация такой системы образования невозможно без знаний традиций своей Родины, своего края. «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом» (С. Михалков). Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных, направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире. Осмысливая проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста, современные исследователи, значительное место отводят следующим аспектам нравственного воспитания:
Единого подхода к определению «нравственное воспитание» не существует. Нравственное воспитание – целенаправленное систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение людей, формирующее у них моральные качества, убежденность в значимости нравственных норм (Р. С. Буре). Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к ценностям конкретного общества (С. А. Козлова). Именно в дошкольном возрасте, с трех-четырех лет ребенок вступает в первую стадию политического развития, формируется отношение к национальной символике (С. К. Рощин). Чувство национального самосознания зарождается у детей задолго до того, как они переступили порог школы (М. С. Джунусов, И. А. Суслова и другие). У пятилетних детей обнаруживается резкий скачок в осознании своей этнической принадлежности (А. П. Оконешникова). Большинство детей старшего дошкольного возраста правильно определяют свою национальную принадлежность и язык, на котором общаются. Значительно возрастает их интерес к явлениям общественной жизни. Близкое и даже далекое социальное окружение является для шестилетних значимой стороной действительности. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре, в нашем проекте мы коснемся только воспитания уважения к участникам Великой Отечественной войны и чувства гордости за Ленинерадцев! Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы и приемы используются, как организована предметно-развивающая среда в группе, в ДОУ. Необходимо обязательно вовлекать детей в посильную поисковую, практическую деятельность. Решение задач патриотического воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей, под которым мы понимаем обмен мыслями, чувствами, переживаниями. В словаре русского языка С. Ожегова значение слова «взаимодействие» объясняется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка. К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относятся отношение к родителям, как партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада. Для формирования человеческой личности важно, чтобы внешний план морали стал внутренним, принятым образом жизни. В отличие от морали (норм, вырабатываемых обществом), нравственность, патриотизм – это приобретение личности, то есть осознанная свобода выбора и ответственность. Необходимо ясное понимание того, как мы хотим воспитывать патриотизм у дошкольников. Россия – родина для многих народов и народностей. Но для того, чтобы считать себя сыном или дочерью России, необходимо ощутить себя частью народа, принять русский язык, историю и культуру. Россия – страна многонациональная, поэтому национальная гордость не должна выражаться в тупом самомнении и самодовольстве. Настоящий патриот, его патриотизм выражаются в делах, в глубоком уважении к культуре, а не в самовозвеличивании. Итак, патриотизм надо прививать с самого раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально, он создается культурой человека, нравственной его глубиной. А один из наиболее эффективных методов патриотического воспитания — проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Проект подразумевает единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками должны стать дети, родители, бабушки и дедушки и педагоги. Идея проекта, посвященного блокаде Ленинграда, родилась именно в связи с важностью и весомостью темы патриотизма. Основной его целью являлось формирование у детей старшего дошкольного возраста системных знаний по истории родного края, чувства любви к своему Отечеству, формирование представления о блокаде Ленинграда как страшной трагедии, постигшей наш народ, о героизме жителей блокадного города, привить чувство гордости за героизм земляков – ленинградцев. Педагоги подготовительных групп, в процессе сотрудничества с ребенком в данном проекте, способствуют развитию детского мышления путем создания и разрешения проблемных ситуаций, организации исследовательской, поисковой деятельности детей, направленной на развитие интеллекта. Вы увидите, что в нашем проекте, реализуется принцип системности, идет взаимосвязанное формирование представлений ребенка о нравственно-патриотических чувствах в различных видах деятельности, а так же развитие у воспитанников действенного отношения к окружающему миру. В проекте мы постарались активно использовать видео и фото материалы, затрагивающие эмоциональную сферу, это помогает детям окунуться в те военные годы, глубже осознать трагедию и величие подвига жителей осажденного Ленинграда. Были использованы фотографии военных лет блокадного города, а также видеохроника блокадных дней. Музыкальным фоном на некоторых слайдах послужила симфония Д. Д. Шостаковича, о которой также было рассказано на мероприятие. Составленная презентация прекрасно дополняла рассказ, и пусть вам не кажется, что материал сложный.
Литература:
А так же материалы из интернета:
http://festival.1september.ru/articles/506161/
http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/59/2427/
Поделиться: |