Поиск по сайту

Возможности учебно-познавательных задач для достижения образовательных результатов ФГОС


Авторcтво: Абдулаева Оксана Каримовна., к.п.н., доцент кафедры естественно-научного образования Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования


Основными качествами выпускника современной школы являются умение ставить цель и добиваться ее, умение общаться, адаптироваться к ситуации, ориентироваться в мире, самостоятельно добывать и применять знания, умение заботиться о себе и о других, быть нравственным человеком и т.д. Готовит ли современная школа таких выпускников? В этой связи особую важность приобретает разработка, согласование и внедрение системы основных параметров, которые принимаются в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала. Эту функцию выполняет Концепция федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) нового поколения [4].

Необходимо отметить, что целевыми ориентирами ФГОС является реализация Требований к достижению планируемых образовательных результатов, которые отражают общую идеологию стандарта: ориентацию на результаты образования, подход к стандарту как к общественному договору, ориентацию на системно-деятельностный подход [4]. Планируемые результаты можно представить как сумму предположений о предельных результатах; сумму способов реального взаимодействияучителей и учащихся, с помощью которых можно этих результатов достичь; объективная сумму тех или иных образовательных эффектов [5]. Иными словами, планируемые результаты – это то, на что должен ориентироваться учитель при проектировании своей деятельности, их задача описать ожидаемые результаты.

Таким образом, система планируемых результатов дает представление о том, какими именно универсальными учебными действиями — познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломленными через специфику содержания того или иного предмета с учетом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики учащихся и требований, предъявляемых системой оценки, — овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса.

Под«универсальными учебными действиями»(далее УУД) понимается совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включающая организацию этого процесса. Формирование УУД реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности обучающихся и обеспечивает решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития обучающихся [6]. Программа формирования УУД конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы общего образования. Дадим краткую характеристику каждого вида образовательного результата в терминах деятельности ученика (см. табл.2).

Таблица 2

Связь личностных и метапредметных результатов с УУД

Виды образовательных результатов

Универсальные учебные действия, характеризующие достижение образовательного результата

Личностные

Самоопределение

- принятие установки «успешный ученик»,

- осознание мотивов жизненного, личного и профессионального самоопределения;

- выбор ценностных ориентиров (построение индивидуальных жизненных смыслов и жизненное проектирование).

Смыслообразование

- формирование устойчивой системы учебно-познавательных мотивов:

что я знаю, что я не знаю, что я хочу узнать, что я могу узнать.

- ориентация на понимание причин успехов и неудач в учебной деятельности;

- принятие ответственности за результаты своих действий.

Морально-этическая ориентация

-ориентация в нравственном смысле поступков как собственных так и окружающих людей;

- отделять оценку поступка от оценки самого человека;

-установка на здоровый образ жизни и реализация его в поступках

Метапредметные

Регулятивные

Целеполагание

Умения:

-формулировать цель задачи, предложенную учителем;

- ставить новые учебные цели и задачи.

Планирование

Умения:

- выделять ориентиры действий в новом учебном материале

- составлять план действий,

- прогнозировать свои образовательные результаты

Исполнение

Умения:

- действовать по плану,

- различать способ и результат действия

Контроль и оценка

Умения:

- соотносить результат деятельности с целью,

- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия (самооценка)

Корректировка

Умение:

- вносить необходимые коррективы в образовательную деятельность с учетом сделанных ошибок

Коммуникативные

Общение и взаимодействие

c учетом позиции другого

­­­­Умения понимать других людей:

- понимать, оценивать, интерпретировать информацию, данную в явном и неявном виде;

- понимать не похожую на свою точку зрения ( собеседника, автора текста);

- объяснять смысл слов и словосочетаний с помощью толкового словаря, исходя из речевого опыта или контекста.

Умения сотрудничать с другими людьми:

- работать в группе в разных ролях (лидера, исполнителя, критика);

- предотвращать и преодолевать конфликты: уважительно относиться к позиции другого, идти на взаимные уступки, влиять на поведение друг друга через взаимный контроль и оценку действий, уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договориться с людьми иных позиций

Речевая культура

Умения доносить свою позицию, оценку, точку зрения:

- высказывать свою точку зрения (в монологе или диалоге, устно или письменно, учитывая ситуацию, задачу, используя разные средства и обосновывая собственное мнение)

- самостоятельно критично оценивать свою точку зрения;

Познавательные

Общеучебные

Умения:

- осуществлять поиск необходимой информации из разных источников,

- преобразовывать информацию на основе выделения смысловых единиц

- критически относиться к получаемой информации

- ориентироваться в системе имеющихся знаний

- самостоятельно получать / выводить новые знания

Логические

Умения:

- использовать знаково-символические средства, в том числе знаки, символы, таблицы, схемы и модели.

- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи

- осуществлять сериацию, сопоставление, сравнение, обобщение, классификацию (выбор оснований и критериев для сравнения).

Постановка и решение проблем

Умения:

- владеть общими приемами решения задач

- выбирать рациональный (оптимальный) способ решения задачи

- формулировать учебную задачу на основе анализа проблемной ситуации

В Концепции ФГОС представлен состав и общая характеристика УУД по четырем группам: личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные. В ряде пособий наряду с описанием каждой группы УУД [6;7], даны примеры заданий, направленные на формирование конкретных учебных действий. В отдельных публикациях представлен опыт анализа универсальных учебных действий учащихся 3-4 и 5-6 классов для составления индивидуального портрета выпускника начальной школы [3, с. 12-15]. Авторы предлагают анализировать действия каждой группы по уровням: Н - необходимый уровень для 3-4 классов и П - повышенный уровень для 3-4 классов (он же – необходимый для 5-6 классов). Однако необходимо отметить, что на современном этапе подготовки внедрения Стандарта в образовательный процесс основной школы проблемы преемственности образовательных результатов, практические способы формирования и диагностики каждой группы УУД остаются актуальными.

Мы предлагаем рассмотреть учебно-познавательную задачу с позиций достижения планируемых образовательных результатов ФГОС. С одной стороны, деятельность учащихся по решению учебно-познавательных задач отвечает требованиям системно-деятельностного подхода, составляющим методологическую основу требований Стандарта, с другой стороны, учебно-познавательная задача описывает и характеризует учебный материал и обобщенные способы действий, которые составляют содержание образовательных результатов.

Опыт показывает, что основные затруднения учащиеся испытывают, прежде всего, на начальных этапах процесса решения задачи. Вместе с тем она часто оказывается трудной лишь потому, что учащийся привык работать над задачей только в ситуации выбора, т.е. выбирать одну из известных ему альтернатив (способ решения, теоретических положений и т.д.), полагаясь на свой прошлый опыт. Учащиеся привыкли применять к решению задач известную им последовательность действий, часто не проводя критического анализа условия с выдвигаемой гипотезой, и не проводя должного анализа полученных результатов.

Таким образом, необходимым условием обучения решению задач является рассмотрение различных видов действий учащихся на каждом этапе ее решения, способствующих эффективному / результативному его прохождению.

Переходя к рассмотрению учебно-познавательных задач с позицийдостижения образовательных результатов ФГОС, необходимо учитывать характер и вид деятельности при ее решении, а также анализ возможностей развития личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД средствами этой задачи [2].

При планировании образовательных результатов конкретной учебно-познавательной задачи мы предлагаем следующую структуру описания и анализа задачи, содержащую следующие обязательные элементы:

· название;

· описание типа, согласно типологии задач по характеру и уровню познавательной деятельности;

· класс и учебные дисциплины, на которых может быть предложена эта задача;

· текст задачи и основные действия учеников на каждом из этапов решения задачи: осмысление условия, составление плана решения, осуществление плана решения, изучение найденного решения и дополнительные вопросы к задаче, носящие, как правило, проблемный характер. Эти вопросы расширяют «проблемное» поле задачи и позволяю формировать личностные смыслы и ценности учащихся, формируя целостное видение изучаемого объекта задачи;

· образовательные результаты, которые можно ожидать после решения задачи: предметные, личностные и метапредметные (межпредметные понятия и познавательные, коммуникативные, регулятивные учебные действия)

· Комментарии, которые позволяют расставить акценты и обратить внимание учителя на наиболее важные аспекты процесса решения данной задачи, включая формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся на каждом этапе решения.

Проанализируем на примере, какие универсальные учебные действия формируются на каждом этапе решения конкретной задачи, а также какие образовательные результаты мы можем ожидать по окончанию процесса ее решения.

Название задачи: Кто самый большой на Земле?

Тип задачи: обучающая межпредметная задача

Учебные дисциплины: математика, биология, физика

Класс: 6–7 класс

Текст задачи: Его сердце весит столько же, сколько весит крупная лошадь! Кто это? Это самое длинное, самое тяжелое животное нашей планеты и обладатель самого большого мозга. Это синий кит. Наибольший из китов был в длину 33 м, а вот вес синего кита равен весу 30 слонов или весу 150 быков.

1. Сколько весит сердце кита, если оно составляет 70% от массы одного быка, а бык в среднем весит на 4 тонны меньше слона.

2. Почему кит не рыба?

Основные действия учеников на каждом из этапов решения задачи:

1 этап. Осмысление условия

· Осуществить отбор полезной информации.

· Выделить ключевые элементы задачи и их отношения (вес слона ↔ вес быка; вес быка ↔ вес кита; вес кита↔ вес слона).

· Соотнести известные элементы задачи с неизвестными.

· Распознать известные элементы в различных сочетаниях.

· Зафиксировать условия в виде краткой записи или чертежа.

· Проанализировать второй вопрос задачи на непротиворечивость.

2 этап. Составление плана решения

· Сопоставить данную задачу с известными классами задач (на составление уравнений, на нахождение процентов от числа) и выбрать возможный путь решения (алгебраический или арифметический).

· Разбить данную задачу на подзадачи и сформулировать их:

1. Сколько весит сердце кита, если оно составляет 70% от массы одного быка, а бык в среднем весит на 4 тонны меньше слона. При этом вес синего кита равен весу 30 слонов или весу 150 быков.

2. Найти качественные отличия синего кита от рыб?

· Конструирование модели задачи (например, с помощью уравнения, выражающего вес кита через вес быка и слона, обозначить за неизвестное массу одного быка).

· Выявить основные признаки рыб. Сопоставить их с характеристиками синего кита.

3 этап. Осуществление плана решения

· Решение первой подзадачи

1) Найдем вес 1 быка

Алгебраический способ:

Пусть вес одного быка равен х тонн. Так как вес одного слона на 4 тонны больше, то х+4 тонны – вес слона. По условию задачи 30 слонов уравнивают 150 быков, значит, можно составить уравнение 30 (х+4) = 150 х. Решая уравнение, получаем, что х = 1.

Арифметический способ:

Так как масса быка на 4 тонны меньше слона, то 30 слонов тяжелее 30 быков на 4·30=120 (т). Зная, что 30 слонов весят столько же, сколько 150 быков, получаем, что 120 быков весят 120 тонн, значит, 1 бык весит 1 тонну или 1000 кг.

2) Так как сердце кита составляет 70% от веса быка, значит, находим 70% от 1 тонны (или 1000 кг), т.е. 1000 · 0,7 = 700 (кг)

Таким образом, вес сердца кита 700 кг.

· Решение 2 подзадачи

Синий кит – это морское млекопитающее. Он напоминать по форме рыбу, но строением организма и образом жизни отличаются от них.

Например, плавники кита имеют внутреннее строение, напоминающее руку с пятью пальцами. На туловище некоторых китов имеются даже кости на месте задних лап! Но самое важное отличие китов от рыб состоит в том, что они, как и все остальные млекопитающие, выкармливают своих детенышей материнским молоком. Детеныши кита не вылупляются из яиц или икры, а рождаются живыми.

Также киты в отличие от рыб теплокровны и дышат иначе, чем рыбы: вместо жабр у них есть легкие.

4 этап. Изучение найденного решения

· Сравнить два решения (алгебраическое и арифметическое): их значимость, экономичность, правильность, эстетичность, доступность.

· Исследовать данные задачи и соотнести их с решением. Данные задачи позволяют найти, например, вес самого большого животного на Земле – синего кита (по условию, вес одного быка равен 1 т, значит вес кита, равный 150 быкам, равен 150 т), а также вес слона (5 тонн), вес лошади (700 кг).

· Соотнести с имеющимися знаниями полезную информацию, полученную из условия задачи.

· В качестве дополнительного задания к задаче можно задать следующий вопрос для размышления:

a) Опасен ли для человека синий кит? А человек опасен для синего кита? (Синий кит дает наибольшую продукцию (жир, мясо и др.) из всех видов китообразных. Поэтому напряженность его промысла была очень высокой и явилась одним из основных факторов, вызвавших резкое сокращение численности вида. В настоящее время основную угрозу представляет антропогенный фактор, выражающийся в загрязнении морей, постоянном беспокойстве китов и нарушении их привычного образа жизни.)

b) Почему самые крупные на Земле животные морские?

Этот вопрос можно задать семиклассникам и рассмотреть его с позиций физики и биологии. С одной стороны, учащиеся должны сделать вывод, что самые крупные животные – самые тяжелые, а объект, находящийся в воде, значительно легче, чем на суше (вспомнив силу Архимеда, действующую на тело, погруженное в жидкость). Для более детальной аргументации невозможности жизни синего кита на суше учащиеся могут воспользоваться понятиями «предел прочности», «запас прочности» (коэффициент безопасности) и использовать формулу механического напряжения, чтобы вычислить площадь сечения позвоночника кита, необходимую для жизни на суши (запас прочности можно принять равным 5), а также использовать найденные в задаче данные (вес кита равен 150 т). Кратко решение можно записать следующим образом [19, с. 110, № 33]:

Предел прочности для кости равен 1,7 ·108 Па. Запас прочности примем равным 5, а вес кита – 150 т (1,5·105), тогда вычислим площадь сечения позвоночника кита, выдерживающего собственный вес фомула.jpg= 0,044 м 2=440 см2. Поскольку реальные размеры позвоночника кита гораздо меньше, очевидно, что на суше это животное было бы раздавлено собственным весом.

c) Придумайте задачу про синего кита (или китеныша), в которой бы отразилось Ваше отношение к этим животным.

Образовательные результаты (без учета дополнительных вопросов):

1. Предметные:

Математика: находить проценты от числа, составлять уравнения по условию задачи и решать их, выражать одни единицы измерения через другие (тонны через килограммы).

Биология: повторить основные признакиживотных, принадлежащих к рыбам; умение находить аргументы непринадлежности представителя к определенному классу.

2. Метапредметные:

Познавательные учебные действия:

· работать с текстом, извлекать необходимую информацию;

· структурировать информацию и представлять ее в понятной форме;

· строить логические цепочки;

· умение давать определение понятиям;

· умение делать выводы и умозаключения.

Коммуникативные учебные действия:

· с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и подбирать аргументы, доказывающие, что кит не является рыбой.

Регулятивные учебные действия:

· соотносить учебные действия с известным правилом;

· применять для решения задачи знания из разных предметных областей знаний.

3. Личностные:

· выстраивать аргументацию (подзадача 2);

· проявлять находчивость и активность при решении задачи;

· воспринимать объекты окружающего мира через сравнение и сопоставление величин, их характеризующих.

Комментарии к задаче

Решение данной задачи уже не так жестко алгоритмизировано, задача имеет несколько способов решения. В то же время, каждый выбранный путь решения предполагает знание и выполнение определенного алгоритма действий (математического или биологического). Таким образом, деятельность при решении данной задачи носит интерпретирующий характер, а саму задачу можно отнести к обучающим межпредметным задачам. Отметим также, что данная задача содержит интересную информацию, которая носит эмоциональный и сравнительный характер. В этом возрасте ребятам трудно представить размеры крупного животного, например кита, но они вполне могут представить слона или быка, т.к. видели их в зоопарке или цирке, и несложные сравнительные операции позволяют наглядно представить размеры этого животного.

Кроме того, дополнительный вопрос b выводит учащихся на новый уровень осознания проблем взаимодействия и взаимовлияния деятельности Человека и Природы, что позволяет формировать ценностный взгляд на мир и место человека в нем. При поиске ответов на этот вопрос учащиеся могут строить собственные предположения, основываясь на уже имеющихся у них знаниях, или пользоваться дополнительными источниками информации. При поиске ответов учащиеся выходят на осмысление экологического взгляда на мир, соприкасаясь с проблемой охраны окружающей среды, рационального природопользования и сохранения разнообразия фауны на Земле. Дополнительное задание а носитпоисковый характер и требует сопоставления физических и биологических знаний, т.е. умения проанализировать физическую задачу в контексте проблемной биологической ситуации. Дополнительное задание с рассматривается как творческое, предполагая самостоятельное видение, постановку и разрешение проблемы, требуя от учащихся более высокого уровня активности и креативности. Такая постановка задачи с дополнительными вопросами на уровне осмысления решения задачи позволяет практикующему учителю применять дифференцированный подход при обучении и постепенно приобщать учащихся к творческой деятельности через видение, постановку, осмысление вопросов поискового и исследовательского характера.

Представленная схема анализа учебно-познавательной задачи дает представление о том, какими именно действиями — познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, — овладеют обучающиеся в процессе решения конкретной задачи, а также позволяет учителю спрогнозировать объективную сумму образовательных эффектов в процессе решения данной учебно-познавательной задачи.



Список литературы

1. Абдулаева О.А. Педагогический потенциал учебно-познавательных задач: учебно-методическое пособие. – СПб.: СПбАППО, 2010. – 74 с.

2. Абдулаева О.А. Учебно-познавательные задачи в контексте ФГОС II поколения // Естественно-научное образование в идеологии стандартов второго поколения: Материалы городской научно-практической конференции «Проблемы естественно-научного образования в идеологии стандартов второго поколения» / под ред. И.Ю. Алексашиной. – СПб.: СПбАППО, 2011 – 152 с. – с.103-106

3. Вахрушева А.А., Д.Д. Данилов Как готовить учителей к введению ФГОС // Начальная школа: плюс до и после. - № 5, 2011, с. 12-15

4. Концепции стандартов второго поколения для основного общего образования.– http://standart.edu.ru

5. Планируемые результаты начального образования / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2011. – 120с. – (Стандарты второго поколения).

6. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2009. – 159с.

7. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159с.


Поделиться: