Авторcтво: Казеева Татьяна Александровна, директор ГБОУ гимназия № 61 Выборгского района Санкт-Петербурга |
Мы часто задумываемся о том, почему у кого-то дела получаются лучше, а у других нет. В чем причина такого положения? Успех, удача – конечно. Но только у тех, кто обладает способностью ответственно принимать решения, предвидеть ситуацию и рисковать. Но как из многих вариантов выбрать наилучший, который приведет к намеченной цели?
Любое успешное решение требует смелости, а, следовательно, умения рисковать. Но нужен ли риск современному директору школы, в чем он? А может быть за нас примут решения вышестоящие органы, как это было на протяжении многих лет? Однако в современном мире многое изменилось. В руках директора школы оказалось не только управление образовательным процессом, но и бюджет, реализация государственного задания и заказа и многое другое.
Конечно, в этих условиях работать стало значительно сложнее, но, с моей точки зрения, и гораздо интереснее.
Много времени мы, руководители, потратили на то, чтобы решить, кто же сегодня директор – менеджер или педагог. Однако, союз «или» здесь неуместен. Менеджер – это руководитель, коим является каждый директор. А педагог он по роду своей непосредственной деятельности.
И для того чтобы руководить в современных условиях необходимо, прежде всего, научиться принимать решения.
Решения, предвидения и риск требуют точного расчета. Расчеты не так уж сложны. Однако тех, кто ими пренебрегает, ждет разочарование.
Поэтому любой современный руководитель школы должен не только изучать менеджмент, но и активно применять технологии управления на практике.
Имея некоторый такой опыт, я хочу поделиться им со своими коллегами.
Решения в жизни руководителя
Человек принимает решения всегда и по разным поводам. Однако в жизни руководителя решения носят иной характер, так как приводят к ответственности не только личного характера, но и за весь коллектив. Решения эти, порой, весьма сложны, требуют колоссальных расчетов, значительных умственных усилий. Решение – это «творчество и технология».
Сегодня известен целый арсенал математических средств выработки наилучших решений: математическое программирование, теория игр статистических решений, теория вероятностей, последовательный анализ и другие. Все эти методы в совокупности получили общее название методов исследования операций.
История знает немало случаев, когда знание технологии данного метода помогала не только принимать правильные решения, но и приводили коллектив к намеченным целям наиболее кратким путем.
Управленческие решения делятся по ряду признаков и различаются по характеру.
По решаемым задачам различают информационные, организационные и оперативные решения.
Информационные решения при оценке информации отвечают на вопрос: «Что правда?».
Организационные решения призваны установить необходимую структуру управления, ответить на вопрос: «Каким быть?».
Оперативные решения прогнозируют: «Как действовать?».
Процесс подготовки и принятия решения можно представить в виде следующих этапов:
1. Анализ проблемной ситуации и постановка задачи.
2. Определение параметров задачи и выбор показателей успешности.
3. Построение описательной (концептуальной) модели решения задачи.
4. Построение модели функционирования системы.
5. Формирование решения.
Следует отметить, что деление на данные этапы не уникально и взято мною из распространенных пособий по менеджменту. Однако на его примере я попробую поделиться с вами алгоритмом принятия решений на конкретных примерах.
Новые задачи – введение ФГОС второго поколения, переход на подушевое финансирование ОУ, новая система оплаты труда, составление плана финансово-хозяйственной деятельности, работа в условиях 94-ФЗ – налагают на решения особые требования.
Планы должны быть обязательно реальными. Они должны быть сбалансированными по ресурсам и вместе с тем опираться на какие-то гарантии. Обязательно наши планы должны вписываться в общие планы системы образования.
При всем этом план – не просто набор сбалансированных цифр и мероприятий. Из многих вариантов должен быть обоснованно выбран тот единственный, который в наибольшей степени отвечает поставленной цели, - оптимальный план. Оптимальный план и есть плановое решение.
Как же подготовить и принять плановое решение?
Остановимся здесь лишь на одном аспекте нашей деятельности, чтобы показать алгоритм принятия решения на конкретном примере.
Наша гимназия уже много лет занимается самостоятельной финансово-хозяйственной деятельностью. Мы помним, что в далекие времена появился хозрасчет, затем организация дополнительных платных образовательных услуг. А с 2005г. система образования Санкт-Петербурга перешла на новые условия финансово-хозяйственной деятельности. И в период подготовки перед нами стал вопрос о полном переходе на самостоятельное ведение данной деятельности.
Итак, первый этап.
Мы проанализировали состояние финансово-хозяйственной деятельности в гимназии и выяснили, что материально-техническая база соответствует современным требованиям, однако нуждается в совершенствовании.
Коллективом накоплен большой опыт в организации дополнительных платных образовательных услуг и распределении доходов от них. В гимназии имеется свой расчетный счет для аккумулирования средств, полученных от них. Вместе с тем, введение казначейских расчетов потребовало закрытия этого счета и перевода средств в казначейство.
В штате гимназии имеется бухгалтер, следовательно, мы имеем возможность самостоятельно вести бухгалтерский учет не только доходов, полученных от дополнительного образования, но и подвижных средств.
Мы сочли, что учет имущества, расчет заработной платы, начисление налогов и т.п. будет легче вести собственной а не централизованной бухгалтерией.
Поэтому мы определили параметры задачи и перешли ко второму этапу.
Для успешного развития нашей гимназии необходимо было открыть собственную бухгалтерию, лицевой счет в казначействе, принять на баланс материально-технические ценности, провести полную инвентаризацию и укомплектовать штат бухгалтерии.
Почему мы решили, что данный путь приведет к успешности? А потому, что оперативно распоряжаясь собственными средствами, мы гораздо лучше стали видеть проблемы и пути их решения, своевременно планировать расход средств, в том числе и на обучение педагогов.
Итак, третий этап: концептуальная модель нашей задачи заключается в следующем: все средства, по сути, сосредотачиваются в руках директора, который несет полную ответственность за их распределение и расход. Для этого создается собственная бухгалтерия, обеспеченная современным программным материалом, расход средств осуществляется в соответствии с 94ФЗ.
Для создания такой модели был выработан алгоритм (четвертый этап).
Результат, формирование решения: переходим на полную финансовую самостоятельность.
Несмотря на «облегченный» вариант представленного формирования задачи, он заставляет задуматься. От чего зависит показатель успешности наших действий? Что нужно сделать, чтобы он как можно быстрее приблизил нас к желанной цели?
Оказывается, показатель успешности действий зависит от трех вещей.
Во-первых, от заданных вполне определенных действий, в которых действие должно происходить. Во-вторых, на результат наших действий могут влиять обстоятельства, точно предвидеть которые мы не можем при всем желании. В-третьих, на показатель успешности действий влияют такие обстоятельства, которые мы не можем не только учитывать, но и по своему желанию изменять.
Учитывая, а когда можно, и изменяя условия, в которых предстоит действовать, мы выбираем те из них, при которых показатель успешности будет наибольшим.
Таким образом, мы решили поставленную задачу. А опыт решения данной задачи распространили через ресурсный центр.
Риски руководителя в современных условиях
В современной России идет обновление: это и формирование гражданского общества, и перевод экономики в рыночную, четкое выполнение социальных гарантий. Но вместе с государством меняемся и мы – люди. Сегодня особенно важно получить качественное образование, а затем востребованную профессию. И оказаться, как сейчас модно говорить, конкурентоспособным. Но если для учителя важно быть эрудированным, коммуникабельным человеком, хорошим профессионалом. То, что значит быть конкурентоспособным директором современной школы? Я думаю, что каждый из руководителей не раз задумывался об этом, определял для себя те или иные качества. О них много написано в специальной литературе, эти качества обсуждают на курсах повышения квалификации. В преддверии введения нового закона «Об образовании», я хочу порассуждать об одном из них – готовности руководителя к риску. В условиях все более расширяющейся финансовой самостоятельности ОУ, руководитель должен постоянно получать все новые и новые знания. Безусловно, нельзя управлять школой, не будучи педагогом. Мы всегда должны помнить о том, что профессия менеджера вторична. Но сейчас у руководителя школой проявляются те черты, освоить которые должен каждый директор, каждый заведующий детским садом.
Давайте попробуем разобраться, Что такое риск. И вскоре убедимся, что это не так просто сделать. С одной стороны, риск – это хорошо. Недаром говорится: «Риск – благородное дело».
Существует разумный, обоснованный риск, который поощряется. Умение идти при необходимости на такой риск признается неотъемлемой частью искусства руководителя. С другой стороны – тот, кто рискует, подвергается осуждению. Выражение «рискованный поступок», «рискованный шаг» звучат двусмысленно, с явным оттенком неодобрения. Существует, следовательно, риск нежелательный. Понятие риска оказывается весьма противоречивым.
Между тем разобраться в том, что такое риск, очень важно. Опыт человечества свидетельствует: тот, кто умеет вовремя рисковать, оказывается в большом выигрыше. Вспомним решительных политиков, бесстрашных мыслителей, отважных полководцев, наконец, примеры из собственной жизни, когда «смелость города берет».
Риск – не прихоть и не «красивый жест» руководителя. Во многих случаях решение, сопряженное с риском, оказывается неизбежным, уклониться от рискованных действий, обойтись без них просто нельзя.
Может ли руководитель ОУ в порядке перестраховки отказываться от государственного заказа, выполнение которого (особенно в условиях субсидий) связано с некоторым неустраняемым экономическим риском?
Может ли директор школы предлагать новые образовательные программы, полностью застраховав себя от различных моментов: а если эти программы будут невостребованы потребителями?
Необходимо, конечно, сделать все, чтобы свести нежелательный риск к минимуму, но если во всех этих случаях действия, сопряженные с риском, оказываются неизбежными, то нужно научиться расчетливо рисковать, овладеть искусством риска.
«Искусство риска»? Не означает ли это, что умение рисковать – удел избранных, вроде способности играть на скрипке или петь тенором? А как быть остальным?
Научиться разумно, расчетливо рисковать можно. Овладение и «таинством» риска лежит на пути научного познания его сути. Между тем это понятие обойдено у нас вниманием ученых и практиков.
Заглянем в толковый словарь. Там сказано, что слово «риск» испано-португальского происхождения и обозначает «подводная скала» («риск» похоже на «ридо»), т.е. опасность. Написано, что «под риском следует понимать действие наудачу, в надежде на счастливый исход». Из такого определения понятно – идти на риск нас вынуждает неопределенность, неясность обстановки: необходимо действовать, а как – неизвестно.
Быть или не быть? Любит – не любит? – классические примеры неопределенности. Тут без риска не обойтись. Драматизм необходимости выбора при недостаточных основаниях знаком всем, кому приходится решать. Причем чем больше неопределенность при принятии решений, тем больше риск.
Так что же такое риск? Из краткого определения риска следует, что во-первых, он представляет собой образ действий в неясной, неопределенной обстановке (наудачу), во-вторых, что рисковать следует лишь в тех случаях, когда возможен успех (в надежде), в-третьих, что ожидаемый положительный результат риска носит закономерный характер (счастливый исход).
Остановимся на каждой из трех сторон риска.
Первая сторона. Неопределенность.
Причина неопределенности – Незнание, т.е. неполнота, недостаточность наших знаний об окружающем мире. С подобного рода неопределенностью человек столкнулся очень давно, в те далекие времена, когда впервые стал принимать самостоятельные решения. Видимо, она уже тогда была помехой любого начинания. Например, неосведомленность о ветрах и течениях мешала мореплаванию. И люди стали стремиться всеми силами изгонять неопределенность из своей жизни.
К сожалению, неосведомленность далеко не единственная причина неопределенности. Периодически в наши планы словно готов вмешаться некто могущественный и коварный. Имя этого источника неопределенности – Случайность, Его Величество случай.
Но есть и третья причина неопределенности – Противодействие. Во многих ситуациях неопределенность, неясность обстановки возникает не сама по себе, естественным, так сказать, путем, а насаждается искусственно, во вред нам. Противодействие приводит в ряде случаев к необходимости принимать решения, сопряженные с риском в, так называемой, конфликтной ситуации. Например, конфликты в трудовом коллективе, нежелание сотрудника выполнять задания руководства и т.п.
Вторая сторона. Ожидание успеха.
Ожидание успеха! Как это следует понимать? Ведь рискованные действия наряду с возможным положительным результатом несут в себе опасность неудачи. Очевидно, речь идет о неком конечном итоге действий, в котором общий успех преобладает под общим проигрышем. Каждый же отдельный результат не обязательно должен быть победным.
Третья сторона. Закономерный характер успеха.
А что нас убеждает в том, что риск не напрасен и, несмотря на досадные неудачи, избранный образ действий неминуемо принесет положительный эффект? На этот вопрос отвечает анализ третьей стороны риска: закономерный характер ожидаемого хорошего результата. Каждый исход действий, даже выполняемых в сходных обстоятельствах, как правило, не одинаков. Риск, как уже упоминалось, неразрывно связан со случайностью. Именно изучение законов случайного дает возможность предсказать общий положительный исход действий, сопряженных с риском.
Убедиться в том, что мы глубоко проникли в суть риска, нам поможет пример из жизни нашей гимназии.
Итак, когда-то наша гимназия, как все гимназии Санкт-Петербурга, принимала детей по конкурсу в 1-е классы. У нас сложился высокопрофессиональный педагогический коллектив, определенный контингент учащихся и родителей, учителя активно писали и издавали учебники, учебные пособия, учащиеся участвовали и побеждали в конкурсах и олимпиадах различного уровня.
И вдруг выходят изменения в Закон «Об образовании», которые отменяют конкурсный набор в 1-е классы. Это происходит в 2002г. Конечно, для того чтобы попасть в ОУ такого уровня как наше, родители стояли в очереди ночью (потому что все-таки школа не резиновая). Однако в этот момент мы поняли, что находясь на окраине Санкт-Петербурга, в конечном итоге мы получим только учащихся микрорайона школы. Вероятно, это не плохо. Однако, нам придется перестраивать свою работу, т.к. в контингенте будут дети разных возможностей. И тогда мы встали перед выбором: либо мы постепенно переходим в разряд общеобразовательных школ, либо мы остаемся гимназией с конкурсным набором, но в 5-е классы. Для этого нам надо отказаться от начальной школы. И мы просчитали риски.
|
+
|
-
|
Незнание (образ действий в неясной обстановке – наудачу)
|
1. Сохраняем возможность конкурсного набора
2. Сохраняется высокопрофессиональный коллектив. Например, у учителей, не знающих детей в начальной школе, появилась потребность разработки и освоения технологий адаптации, что ведет к повышению профессионализма.
3. Улучшаются санитарно-гигиенические условия, т.к. не надо «разбрасываться» на разный возраст, снимается проблема нехватки учебных кабинетов.
4. Зачисление разноподготовленных учащихся в основную школу вынуждает педагогов постоянно совершенствоваться.
|
1. В стране на данный момент не развита система начального образования. Поэтому родители, устроив ребенка в 1ый класс комфортной школы, не всегда готовы к переменам по ее окончании.
2. Разнообразие учебных программ начальной школы ведет к разному уровню подготовки ее выпускников, что затрудняет процесс адаптации 5-классников.
|
Преодоление случая (расчет на успех).
|
1. Активизация работы по созданию положительного имиджа гимназии для преодоления консервативных представлений общественности по структуре российского образования.
2. Дети, пришедшие в новый коллектив после окончания начальной школы, учатся создавать новые взаимоотношения, сознательно формировать коллектив.
|
1. Директора многих ОУ отрицательно относятся к тому, что их лучшие ученики уходят в другие школы.
2. Не все учащиеся, прошедшие конкурсный отбор, в состоянии справиться с гимназической программой.
3. Отсутствие универсальных контрольно-измерительных материалов для конкурсного отбора.
|
Положительный результат риска (счастливый исход).
|
1. Работаем с одаренными детьми.
2. Имидж гимназии высок (входим в список лучших школ СПб).
3. Подготовка победителей и призеров олимпиад и конкурсов.
4. Победа учителей в ПНП и конкурсах педагогических достижений.
5. Возможность ведения не только экспериментальной, но и научно-методической работы, что приводит к профессиональному росту коллектива.
|
1. Консерватизм учителей по перестройке обучения детей из разных школ, разных образовательных программ.
|
Итог нашей деятельности: восемь лет гимназия обучает детей с 5 класса. В настоящее время в гимназии обучается 540 учащихся. Из них: 241 человек победители и призеры конкурсов и олимпиад различного уровня. 18 детей занесены в Книгу «Одаренные дети России». 8 учителей – победители ПНП в номинации «Лучший учитель», 3 - являются лауреатами премии Правительства Санкт-Петербурга «Учитель – наставник». Мы единственное образовательное учреждение в Выборгском районе нашего города (60 школ), имеющие право конкурсного набора.
Жизнь продолжается. И сегодня в деятельность руководителя все активнее входит решение вопросов, связанных с экономикой образования, т.е. с решением финансовых рисков. Особенно эта ситуация обострилась с введением в действие 83-ФЗ и 94-ФЗ.
Финансовый риск – риск, связанный с вероятностью потерь финансовых ресурсов (денежных средств).
Мы должны помнить о том, что в настоящий момент именно руководитель ОУ должен не только составить план финансово-хозяйственной деятельности (а, следовательно, просчитать финансовые показатели на целый год), но и просчитать риски, которые могут возникнуть при управлении в новых условиях. Какие вопросы при этом задаст себе руководитель?
· Каков фонд заработной платы учреждения? Хватит ли мне этого фонда на год? А, следовательно, можно ли выделить здесь премиальный фонд?
· Что с обеспечением налогов? Мы помним о том, что если вовремя не заплатить налоги, идут пени;
· Сколько средств мы можем истратить на ремонт и приобретение оборудования?
И так далее, по всем потребностям ОУ.
Как правило, выдаваемые нормативы образовательным учреждениям, меньше их себестоимости. Но при правильном финансовом расчете и прогнозировании рисков, могут стать больше. Это результат правильного руководства. Мы не должны забывать о том, что от показателей экономической деятельности теперь напрямую зависит работа директора: ведь трудовой договор может быть прекращен, если кредиторская задолженность на конец финансового года будет превышать предельно допустимые значения, установленные учреждением.
Бюджетные учреждения в соответствии с 83-ФЗ приобретают широчайшие полномочия по расходованию находящихся в их распоряжении средств: оплачивать труд сотрудников по самостоятельно принятым правилам, т.е. устанавливать размеры дополнительных, компенсационных и стимулирующих выплат, определять премиальные фонды и т.д.; проводить процедуры в рамках го. Заказа; отвечать по своим финансовым обязательствам.
Завершая рассказ о риске руководителя, нельзя не ответить на вопрос, который может возникнуть у тех, кто ознакомился с этой темой: «Если я все хорошо усвоил, означает ли это, что успех мне гарантирован?». Ответ, к сожалению, нет. Менеджмент не исчерпывается одной наукой. Он как игра на скрипке, - одновременно наука и искусство, взятые в глубоком единстве. Но будем помнить: наука – это прежде всего мера, а искусство… - чувство меры. То и другое люди ищут уже много лет.
Я буду рада, если после знакомства с нашим опытом у кого-то появится желание научиться обоснованно выбирать лучшие решения из многих возможных.
Поделиться: