Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Знакомство старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с явлениями природы (на примере воды) через экспериментально-поисковую деятельность
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний с этическими правилами в жизни общества. Творческий характер экспериментальной деятельности в полной мере дает возможность проявиться самым разным способностям ребенка. Цели экспериментально-поисковой деятельности: - Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента. - Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы. - Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности. - Создание предпосылок формирования практических и умственных действий. Задачи: - Расширять представление об использовании человеком воды для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды в жизни человека. - Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов. - Формировать представления о возникновении и совершенствовании приборов в истории человечества. - В процессе опытной деятельности проводить коррекционную работу на развитие звукового произношения, мелкой моторики рук и обогащение словарного запаса. В процессе организационной и совместной поисковой деятельности рассказываю о том, где в природе есть вода и какими свойствами она обладает. Дети узнают о важности воды, кому она нужна для жизни, где в природе есть вода, как человек использует воду, как вода работает на человека, проводя при этом соответствующие эксперименты. Поисковая деятельность реализуется на основе принципа от простого к сложному. Наблюдая за водой, дети легко отмечают ее прозрачность, текучесть, вес, вкус, узнают, что при разных условиях жидкость «вода» способна превращаться в другие состояния, удивляются таинственной способности воды растворять, испаряться, преломлять.
Приложение 1: календарно-тематический план (старшая группа) Приложение 2: календарно-тематический план (подготовительная группа группа) Приложение 3: связь с другими образовательными областями
Вывод В старшей группе у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них ответить, инициатива по экспериментированию переходит в руки детей. Обозначается общая цель, затем идет работа по этапам, выслушав и выполнив одно задание, получают другое. Поскольку сложность экспериментов возрастает, а самостоятельность детей повышается, необходимо следить за ходом работы в сложных моментах экспериментирования. Напоминать детям о правилах безопасности при проведении экспериментов. Дети учатся экспериментировать, самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном. В результате этой работы в подготовительной группе изменяются интегративные качества детей: - задают вопросы взрослому и любят экспериментировать; - способны самостоятельно и по схемам проводить эксперименты; - принимают живое, заинтересованное участие в проведении и обсуждении опытов; -эмоционально реагируют на произведение изобразительного искусства, музыкальное и художественные произведения о мире природы; -способны изменять стиль общения в зависимости от ситуации; - используют диалогическую речь, вербальные и не вербальные средства общения; -умеют договариваться распределять действия при сотрудничестве; -поведение определяется целями и задачами поставленными взрослым; -способны планировать свои действия на достижение цели; -знают и соблюдают правила поведения при проведении опытов; -могут самостоятельно применять усвоенные ранее знания и способы проведения опытов для решения новых задач; -имеют представления об использовании воды дома; -умеют работать по правилам и по схемам, слушать взрослого и выполнять инструкции. У детей сформировались умения и навыки необходимые для осуществления опытов.
Список литературы: 1. Жукова Р.А. «Экология. Занимательные материалы. Старшая группа». Волгоград. ИТД «Корифей». – 96 с. 2. Зубкова Н.М. «Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет». СПб.: Речь, 2006. – 64 с. 3. Зубкова Н.М. «Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет». СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009. – 67 с. 4. Зубкова Н.М. «Пять тысяч – где, семь тысяч – как, сто тысяч – почему. Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет». СПб.: Речь, 2008. 64 с. 5. Зубкова Н.М. «Точка, точка, запятая, минус, рожица кривая… Опыты и эксперименты на СЕБЕ и о СЕБЕ для детей от 3-х лет и старше». СПб.: Речь, 2011. – 62 с. 6. Менщикова Л.Н. «Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы». Волгоград: Учитель, 2009. – 130 с. 7. Новиковская О.А. «Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников». СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 64 с. 8. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие». СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008 – 128 с. 9. Шапиро А.И. «Секреты знакомых предметов. Лужа.». СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2009. – 64 с. 10. Шапиро А.И. «Секреты знакомых предметов. Пузырек воздуха.». СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2009. – 64 с. 11. Шапиро А.И. «Секреты знакомых предметов. Труба.». СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2010. – 64 с. 12. http://forum.schoolpress.ru Проектная деятельность в детском саду Поделиться: |