Авторcтво: Гафиятуллина Елена Германовна, воспитатель ГДОУ №129 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга |
В последние годы в работе с детьми все большее место занимают нетрадиционные методы и приемы обучения. И это не случайно, так как они своей необычностью и в тоже время конкретностью позволяют сделать процесс воспитания и обучения творческим. Эти приемы разнообразны: это и схемы, и модели, и алгоритмы работы, и карты Проппа, и удивительные игры из книги Джани Родари "Фантазия грамматики". Они не только помогают детям творить, придумывать рассказы, сказки, стихи, но и воспитывать интерес к слову, его звучанию.
Художественная литература, фольклор дают прекрасные образы русского языка, подражая которым ребенок успешно учится родному языку. Пословицы, сказки, загадки тесно связаны с развитием речи. Они также нужны, также необходимы ребятам, как игра, рисование, лепка и другие виды занятий. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, они наделены сравнениями, яркими эпитетами и метафорами, в них много олицетворений, метких определений. Правила житейской мудрости они выражают образно.
В возрасте шести – семи лет ребята понимают уже многое. У них увеличивается запас слов, словарь все более обогащается, они проявляют большой интерес к языку, становятся более любознательными, все чаще и чаще у них возникают вопросы «почему?», «отчего?» «зачем?». Поэтому знакомить детей с пословицами и поговорками надо в старших группах дошкольного возраста. "Пословицы и поговорки заносят в ум детей ряд нравственных факторов, которые были бы мертвой буквой, если бы передавать их в отвеченной форме", - писала российский педагог, стоявшая у истоков дошкольного образования в России, А. С. Симонович. Пословицы и поговорки понятны взрослым, но не всегда понятны детям, поэтому задача воспитателей заключается в отборе народных изречений, которые соответствовали бы всем требованиям старшего дошкольного возраста. Очень важно, чтобы воспитатели сами знали пословицы и употребляли их к месту. Дошкольники говорят и повторяют то, что слышат. Если воспитатели сами употребляют пословицы, то это воспримут и дети. Ребята в группе бывают разные, одни говорят очень хорошо, легко пересказывают, придумывают загадки и сказки; другие – имеют недостаточную речевую подготовку; одни любят слушать книги и знают пословицы и загадки, других - они не очень интересуют, ибо в отгадывании их и заучивании они испытывают трудности. Чтобы вызвать у всех детей интерес к народному творчеству необходимо:
1. Научить детей отличать пословицы и поговорки от других жанров народного творчества.
2. Понимать и объяснять их смысл.
3. Знать пословицы и поговорки по разным темам, применять их к месту.
Пословицы и поговорки нужно использовать к месту в режимных моментах, в играх и на занятиях, чтобы ребята постоянно их слышали. Пословиц и поговорок очень много, но наиболее понятны детям пословицы и поговорки:
· о маме;
· о природе;
· о родине;
· о дружбе.
Народные пословицы и поговорки являются хорошим средством при знакомстве детей с названиями месяцев, они метко и четко характеризуют особенность каждого из них:
1. «В сентябре одна ягодка, да и то горькая рябина».
2. «Февраль богат снегом, а апрель водой».
3. « Март с водой, апрель с травой, а май с цветами».
4. «Малая птичка соловей, а май знает».
Дают пословицы и поговорки и яркую характеристику тем или иным животным, говорят об их наклонностях, отличают определенную, характерную черту почти каждого животного, которая твердо установилась в народном мировоззрении: заяц всегда труслив, волк всегда голоден, медведь – неуклюжий, лиса – хитрая.
Рассматривая картины, придумывая рассказы, читая книги или просто проводя музыкальные и познавательные игры, можно вспомнить пословицы и поговорки о животных. Однако, используя их, надо учитывать и возрастные особенности: конкретность мышления, эмоциональность, бедность семантики словаря детей. Говорить надо так, чтобы пословица и поговорка доходила до их сознания, вызывала у них яркие образы, действовала на их чувства, тогда и ребята, оценивая поступки друг друга, будут осмыслено употреблять разные пословицы и поговорки, такие как: «Кто весел, а кто и нос повесил», «Друг на дружку, а все на петрушку», «На своей улице и курочка храбра», «Недаром говорится, что дело мастера боится».
Фонд русских пословиц и поговорок так богат, что их можно использовать в разные моменты работы. К обеду звучит поговорка: «Дорога миска к обеду»; беседуем о весне - звучит пословица: «В апреле земля греет»; гуляем, когда мороз на улице: «Береги свой нос в большой мороз». При работе над звуком «Ш» можно разучить поговорки на этот звук: «У хорошего хозяина нет плохой лошади», а при работе со звуком «С»: «Коси, коса, пока роса, роса долой, и мы домой», «Холода не бойся, сам по пояс мойся».
Очень нравятся детям игры по пословицам. Воспитатель говорит начало, а дети продолжают. Например:
1. Один в поле -------------------- (не воин).
2. Одна ласточка -----------------(весны не делает).
3. От горшка ----------------------(два вершка).
4. Отольются кошке-------------(мышкины слезы).
Наиболее сложные лексические игры, где надо заменить в пословице неправильное слово:
1. Аппетит проходит во время еды.
2. Город не тетка.
3. Готовь сени летом, а телегу зимой.
4. Машу маслом не испортишь
Или игры, в которых по определенным словам надо составить пословицу:
1. Пруд, труд, вынимать, рыбка.
2. Семь, дитя, глаз, няньки.
3. Медведь, наступить, ухо.
4. Витя, быть, конец, веревочка, сколько.
Или ответить на вопрос пословицей или поговоркой:
1. Когда считают цыплят?
2. Чем долг красен?
3. Без чего не вытянешь и рыбку из пруда?
4. Когда приходит аппетит?
Очень нравится ребятам рисовать по пословицам, например таким:
1. «Март с водой, апрель с травой, май с цветами».
2. «Весна красна цветами, а лето плодами».
Но не все дети умеют хорошо рисовать, поэтому им легче изображать пословицы схематично. Используя схемы и рисунки в работе по заучиванию пословиц надо придерживаться следующих условий:
1. Изображение должно следовать содержанию, не нарушая ритма изложения.
2. Схематичное изображение должно быть понятным, четким, без дополнительных лишних элементов.
Очень нравится детям и разыгрывать пословицы (по типу их драматизации). Удачно ребята изображают такие пословицы, как: «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».
Способов и методов применения пословиц в детском саду очень много. Но даже применение некоторые из них, показывает, как меняется речь детей, становится ярче, эмоциональнее, образнее. Таким образом, использование в детских садах пословиц и поговорок активирует речь ребенка, вводит его в сокровищницу народного творчества, способствует развитию речи и развивает умение ясно формировать свою мысль.
Литература
1. Сборник «Народное искусство в воспитании детей». Под редакцией Т. С. Комаровой. М., «Педагогическое общество России», 2000г.
2. В. Степанов «Русские пословицы и поговорки от А до Я». Изд. «АСТ-ПРЕСС», 1998г.
3. Сборник «Русские пословицы и поговорки». Под редакцией В. М. Подобина и И. П. Зиминой Изд. «Лениздат», 1984г.
4. Сборник «Фольклор в работе с детьми». Изд. «Ярославль», 1998г.
5. А. Шибаев «Язык родной дружи со мной». Изд. «Просвещение», М., 1993г.
6. В. В. Волина «Занимательное азбуковедение». Изд. «Просвещение», М., 1995г.
7. Н. И. Шанский «В мире слов». Изд. «Просвещение», М., 1995г.
8. М. М. Алексеева, В. И. Яшина «Методика развития речи и обучение дошкольников родному языку». Изд. «Academa», М., 1998г.
Поделиться: