Авторcтво: Куратник Римма Николаевна, заведующая библиотекой гимназии №652 Выборгского района Санкт-Петербурга |
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчеркивается, что облик современной школы, как по форме, так и по содержанию должен измениться в ближайшем будущем. В связи с этим должна качественно измениться школьная инфраструктура. «Обучение во всем мире находится в процессе эволюции: все более очевиден переход от традиционной бумажной формы работы к цифровой и далее – к сетевой. Природа обучения в корне меняется, и школы продвигаются (с большей или меньшей скоростью) в направлении отказа от тотальной бумажной учебной практики и принятия, использования преимуществ новых цифровых и мобильных технологий».
Для успешного перехода на новые образовательные стандарты необходимо выполнение двух основных условий:
1) готовность педагогов и школьных управленцев к инновационной деятельности;
2) улучшение материально-технической составляющей школьной инфраструктуры.
Как заведующую библиотекой, меня волнует место школьной библиотеки в инфраструктуре учебного заведения. Какая библиотека нужна школе? По моему мнению, школьная библиотека неотъемлемая часть образовательного процесса. Она призвана поддерживать и обеспечивать образовательные задачи, сформулированные в концепции школы. Развивать в детях привычку и радость чтения и учения. Школьный библиотекарь должен работать как партнер педагога. Сейчас с введением должности педагог-библиотекарь активизировалась дискуссия, и увеличилось количество публикаций о месте школьной библиотеки в инфраструктуре школы. Одна из таких статей появилась в журнале «Библиотека в школе» в октябре 2011 года (Иванова Е.В., Школьные библиотеки: Былое и думы). Это наиболее интересная, и, главное, нацеленная в будущее, статья о месте и роли школьной библиотеки в образовательном учреждении. Этот журнал читают в основном библиотекари, поэтому я позволю себе процитировать наиболее интересные отрывки и прокомментировать их на примере нашей библиотеки.
В статье показана новейшая история развития школьных библиотек с конца 80-х годов и до наших дней. По этапам, которые описаны в статье становится понятно, как много изменилось за эти годы. Мне сразу вспомнилось, как появился в нашей библиотеке первый компьютер. Это было в 1994 году в рамках программы по автоматизации библиотек. И с этого времени мы стали учиться и учить работать не только с печатной информацией, но и с цифровой. Мы никогда не стремились переименовать библиотеку в медиатеку или в информационно-библиотечный центр т.к. от переименования суть работы не меняется. Не переименовывают же городские или районные библиотеки, а большинство из них работают с разными носителями информации и оказывают широкий спектр информационных услуг. Главное, это работа, которая должна соответствовать переменам, происходящим в образовании. Эта же мысль прослеживается и в статье «Былое и думы». Переименование, может быть, имеет смысл лишь в том случае, если в штат школьной библиотеки будут введены новые должности: медиаспециалист, инженер по обслуживанию техники, лаборант, преподаватель информационной культуры, педагог-библиотекарь.
«Да, технологические нововведения меняют нашу жизнь. И молодое поколение активно использует современные цифровые технологии. Но при этом оно в значительной мере безграмотно – в том, что касается знаний и умений находить, оценивать, анализировать полученную информацию. И ему, как никогда ранее, нужен специалист по работе с информацией». Как не согласиться с этим утверждением.
В журнале представлено краткое содержание статьи, а вся статья дана в электронном виде на диске. Уже это показывает, что произошло проникновение электронных технологий в чтение. И становится нормой электронное приложение к печатным журналам. За 2011 год половина педагогических изданий пополнилась электронными дисками с дополнительными материалами. А издательский дом «Первое сентября» предложил подписаться на электронные версии журналов. Мы осуществили такую подписку для всех педагогов школы на первое полугодие 2012 года в рамках проекта «Школа цифрового века»
«Наше представление о фондах библиотеки, которые сегодня должны включать в себя (кроме привычных печатных ресурсов) электронные книги, аудиокниги, открытое программное обеспечение, потоковые мультимедиа, диски, цифровое видео и многое другое расширяется».
Мы находимся сейчас в переходном периоде, когда в библиотеках сохраняется большой фонд печатных изданий и постепенно формируется фонд на цифровых носителях. Мы всегда гордились своим фондом, который насчитывает около 30 тысяч книг. В том числе примерно 3 тысячи различных энциклопедий, словарей, справочников. Это позволяло нам оперативно и полно отвечать на все запросы, как учащихся, так и учителей. Теперь справочная литература не является единственным источником информации, но ее ценность пока несомненна. Количество этой литературы в нашей библиотеке, позволило оснастить предметные кабинеты необходимыми справочниками, тем самым приблизив книгу к читателю. Прошло время, когда справочники и энциклопедии не выходили за пределы библиотеки. А в оснащении библиотеки мы предусмотрели на будущее вместительные шкафы для цифровых носителей информации.
«Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» рекомендуют иметь площадь библиотеки не менее 0,6 квадратных метров на 1 обучающегося. Очень мало какая школа России может похвастаться такой школьной библиотекой, но к этому надо стремиться.
Все мы знаем пословицу «По одежке встречают, по уму провожают». Эта пословица подходит к нашему разговору о школьной библиотеке. Очень хочется, чтобы директора школ больше внимания уделяли школьной библиотеке. Как она выглядит, какое у нее помещение, оснащение? Хорошо, когда в библиотеке есть 2, а лучше 3 изолированных помещения, что позволяет одновременно проводить массовые мероприятия и вести обычную работу. В нашей библиотеке 3 помещения: фонд библиотеки, абонемент и читальный зал в одном помещении и конференц-зал.
В 2009 году в нашей 652 гимназии был проведен капитальный ремонт. Это позволило выделить для библиотеки больше помещений, придумать индивидуальный интерьер, в котором сочетается красота и максимальная функциональность, здоровье сберегающие элементы и хорошее техническое оснащение. Общая площадь библиотеки составляет 220 квадратных метров. Школьная библиотека предназначена для всех возрастных групп с 1 по 11 класс и учителей, поэтому мы постарались учесть интересы всех читателей. Для младших школьников в библиотеке присутствуют игровые элементы интерьера: коврики-пазлы, стеллаж-корабль, стол-мостик. Для среднего возраста: кресла-мешки, передвижные пуфики, удобные места за компьютерами. Для учителей есть возможность посидеть в тишине конференц-зала, воспользоваться различной техникой, провести репетицию с группой ребят или посмотреть видеоматериал к уроку. Библиотека оснащена 5 компьютерами, ксероксом, принтером, сканером. В конференц-зале проходят семинары, театрализованные уроки, заседания школьного парламента, репетиции, выставки, игры, конкурсы, показы фильмов. Такая разнообразная работа возможна в зале благодаря мебели, которая трансформируется под разные мероприятия, и хорошему техническому оснащению. В зале есть интерактивная доска, проектор, плазменная панель, ноутбук. Я уделила большое внимание материальной стороне библиотеки, то есть ее «одежде». Это требование времени. Если мы хотим, чтобы ребята уважительно относились к печатному слову, к книге, к библиотеке, надо сделать это место современным и привлекательным для школьника.
Вторая часть пословицы гласит: «…провожают по уму». Безусловно, информационная, культурная, образовательная наполненность библиотеки обязательна. Библиотека должна восприниматься как место для получения информации в любом виде и на любом носителе, а библиотекарь как помощник ученика и учителя в информационном море. Мы стараемся осваивать новые услуги, технологии, чтобы с их помощью подчеркнуть, показать значимость профессии библиотекаря.
Любые идеи учителей находят отклик в нашей работе. Например, ко Дню матери России ученики разных классов готовили и выполняли творческие задания. Библиотека сначала выполнила свою информационную функцию, подготовила материалы, презентации, видео и изо викторины, затем стала координатором по сбору и подготовке материалов к празднику, далее помогала в репетиционной работе и в проведении мероприятий. А в заключении в библиотеке можно было увидеть на стенде интересные моменты мероприятий, рисунки, творческие работы. К китайскому Новому году в библиотеке, совместно с учителями китайского языка был организован просмотр фильмов о Китае, большая выставка творческих работ учащихся, репетиции и показ танца дракона, выставка книг и викторина. На очереди совместная работа к 200-летию Отечественной войны 1812 года. Предполагается, что будут участвовать учителя литературы, истории, труда, начальной школы.
Мы ищем новые способы популяризации чтения, предлагаем учащимся книги в разных форматах. Учим школьников работать с информацией для реализации учебных и личных запросов. Но еще большему мы должны научиться сами. В статье подробно расписаны новые умения, знания, формы работы в новом информационном поле школы.
«В последнее десятилетие учебные заведения, выстраивая единую образовательную среду, стремятся к интеграции, к гармоничному соединению информации, технологий и обучения. Для построения такой универсальной информационно-образовательной среды школы должны смело сочетать и «перемешивать» средства, технологии, людей, ресурсы. Подчеркнем, что школам необходимо предусмотреть способы сочетания ВСЕХ ресурсов, в том числе и человеческих: «смешивание» в рамках повседневной работы библиотечно-информационных, педагогических и технологических сотрудников. Цель – через сближение всех членов команды сближать информацию, технологии, знания.
Центральным объектом такой среды может стать библиотека. В этом случае школьная библиотека становится единой точкой доступа к знаниям, в которой сходятся, пересекаются (при этом влияют, дополняют, обогащают друг друга) информация, технологии, образовательные и педагогические потребности, учебные программы, педагогические практики, внеклассная деятельность и социальная активность».Принятие школой принципа «одного окна» будет основано на информационной, технической и административной поддержке одного физического центра – библиотеки.»
Все описанное выше по большей части – наше будущее, идеальное состояние. Но мечты сбываются. Это мы проверили на нашей библиотеке. То, о чем мы мечтали лет10 назад, все благополучно исполнилось. Будем мечтать дальше.
Я полностью согласна с тем, что «степень вовлечения в образовательный процесс потенциала библиотеки (ресурсов, людей, техники, помещения) должна стать одной из характеристик при оценке работы педагогов».
В последнее время в печати увеличилось внимание к школьным библиотекам, к их роли в образовательных учреждениях. Все это позволяет надеяться, что директора станут обращать больше внимания на жизнь школьной библиотеки и помогут сделать ее центром информационной жизни школы.
Литература:
· Иванова Е.В. Школьные библиотеки: "былое и думы".– Библиотека в школе, 2011г., №15, с.20-21
· СанПин 2.4.2.1178-0244 Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. – Главгоссанврач РФ Постановление от 28.11.2002 №44
Поделиться: