Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Формирование готовности педагогов к организации литературных вечеров как эффективной формы приобщения старших дошкольников к культурным традициям России
Изучение вопросов воспитания и развития личности посредством ее приобщения к культурным традициям России в современном полинациональном обществе является особенно актуальным. Культурное развитие осуществляется в процессе освоения индивидом культурных традиций общества. Культурные традиции – это выраженный в социально- организованных стереотипах групповой культурный опыт, который аккумулируется и воспроизводится в различных человеческих коллективах. Таким образом, культурные традиции представляют собой систему культурных ценностей. В дошкольном возрасте идет активный процесс освоения культурных ценностей, причем он осуществляется в направлении от национальной к мировой культуре. Отечественные психологи утверждают, что дошкольный возраст является сензитивным периодом освоения ребенком культуры. Понятие «культура» имеет значение синтеза материальных и духовных ценностей человеческого общества. В старшем дошкольном возрасте освоение ребенком культуры приобретает смысловой характер, благодаря заметному скачку в развитии всех психических процессов и сфер личности. (Л.И. Божович, Л.С.Выгодский, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин). Приобщение к культуре осуществляется с помощью разных средств. Основными из них являются ознакомление детей с природой и искусством. Многие ученые (К.Д. Ушинский, В.И. Водовозов, Е.И. Тихеева, Н.Ф. Корф и др.) справедливо считали природу важным средством воспитания детей дошкольного возраста. Голос родной природы для К.Д. Ушинского полон мыслями и чувствами, полон поэзии, которая способна воспитать душу ребенка в любви к Родине. Учеными было так же доказано, что в старшем дошкольном возрасте создаются благоприятные предпосылки для освоения детьми живописи и литературы как части культуры. Эффективность приобщения детей к культуре зависит, прежде всего, от форм работы. В настоящее время существует необходимость в поиске такой формы работы, которая с одной стороны была бы адекватна уровню развития старшего дошкольника и соответствовала бы его интересу, а с другой – имела бы воспитательно-образовательное значение в его духовно-нравственном развитии. Такой формой работы является литературный вечер, основанный на принципах соответствия психологическим особенностям старшего дошкольника. Литературный вечер – одна из культурных традиций России. В основе этого предположения лежит возможность рассмотрения организации литературного вечера через характеристику особенностей культурных традиций. Этот аспект еще не рассматривался в дошкольной педагогике. Применительно к старшему дошкольному возрасту проблема использования литературных вечеров не нова, но является на сегодняшний день мало эффективной, поскольку литературные вечера не складываются в целостную систему; не учитывается реальная возможность когнитивного развития детей, а также их активной деятельности. Отсюда, возникает необходимость поиска оптимальных условий организации литературных вечеров. Опытом многолетней работы было показано, что литературный вечер будет являться наиболее эффективной формой работы в приобщении старших дошкольников к культурным традициям России при соблюдении следующих условий: · Формирование готовности педагогов к осуществлению работы по приобщению старших дошкольников к культурным традициям России; · Педагогическая работа должна быть направлена на обогащение эмоциональной, когнитивной и деятельной сфер личности ребенка; · Литературный вечер должен рассматриваться как эмоционально значимый для детей и взрослых (педагогов, родителей) итог работы по ознакомлению детей с элементами культуры. Длявыявления готовности педагогов к осуществлению работы приобщения старших дошкольников к культурным традициям России в процессе организации литературных вечеров, использовались следующие методы: анкетирования, беседы, наблюдения и анализа планов работы педагогов. Результаты показали, что воспитатели имеют общие знания о русской культуре и представления о специфике литературного вечера, однако не умеют осуществлять взаимодействие с другими педагогами, планировать и организовывать работу по ознакомлению детей с элементами культуры и литературные вечера как итог этой работы, учитывающий интересы и желания детей. Таким образом, было обнаружено различие между вербальным и реальным отношением педагогов к организуемой работе. В целом, это обусловило низкий уровень готовности педагогов. Обобщенные результаты исследования позволили сделать следующие выводы: · Дети проявляют интерес к форме литературного вечера, однако его организация дошкольников не устраивает. · Педагоги понимают значимость литературного вечера в приобщении старших дошкольников к культурным традициям России, однако в реалии организуют работу не эффективно. При этом средний уровень знаний детей и наличие отрицательных моментов в отношении к организации литературного вечера связаны с неумением педагогов организовывать работу по приобщению детей к культурным традициям страны, что еще раз подтверждает, что эффективность приобщения детей к культурным традициям России напрямую зависит от готовности педагогов к осуществлению данной работы. Отсюда возникла необходимость в оказании методической помощи педагогам, способной повысить уровень их готовности в единстве 3 компонентов: эмоциональном, когнитивном и деятельном. Методическая помощь оказывалась в двух направлениях, первое из которых было посвящено развитию когнитивного компонента готовности; второе – деятельного. Эмоциональный компонент совершенствовался в рамках двух направлений. Для начала требовалось уточнить и систематизировать знания педагогов о культуре России и специфике литературного вечера как формы итога по ознакомлению старших дошкольников с элементами культуры. Были определены следующие задачи: 1. Обобщить и систематизировать знания педагогов о русской культуре и культурных традициях России. 2. Уточнить знания воспитателей о возрастных психологических особенностях старших дошкольников и их познавательных потребностях. 3. Перестроить отношение педагогов к литературному вечеру как к эмоционально значимому для детей и взрослых итогу работы по ознакомлению старших дошкольников с элементами русской культуры. В соответствии с поставленными задачами было проведено 3 теоретических семинара, условно объединенных названием «Ребенок в мире культуры. Философский, культурологический, психологический и педагогический аспект проблемы». Для того чтобы воспитатели могли активно участвовать в семинарах, им было дано время на ознакомление с литературой по темам каждого семинара и время на подготовку к обсуждению этих вопросов. Первый семинар был посвящен культурологическому аспекту проблемы (на нем обсуждались понятия: «культура», «традиции», «культурные традиции»; влияние культуры на становление личности), второй – психологическому аспекту (особенности психического развития, особенности восприятия культуры старшим дошкольником), третий – педагогическому (возможные средства и формы работы по приобщению детей к русской культуре, литературный вечер как эффективное средство в приобщении старших дошкольников к культурным традициям России). Результатом явилось повышение уровня готовности педагогов в приобщении детей к культурным традициям России в когнитивном плане: углубились и систематизировались знания воспитателей о русской культуре, о психологических особенностях старших дошкольников. Педагоги стали субъектами познания: поняли необходимость самообразования, научились дискуссировать и аргументировать свою точку зрения; сплотились в творческие группы, активно предлагали эффективные формы работы. Как результатом повышения когнитивного уровня готовности педагогов явилось изменение их отношения к литературному вечеру как к итоговой и лично значимой форме работы. Обосновывая значение второго направления методической работы, необходимо отметить, что приобщение старших дошкольников к культурным традициям России требует умения педагогов планировать и организовывать работу по ознакомлению детей с элементами русской культуры в процессе организации литературного вечера. Поэтому нашей целью было развитие умений педагогов планировать и организовывать работу по ознакомлению детей с элементами русской культуры в процессе организации литературного вечера. Задачи: 1. Совершенствовать умение педагогов анализировать и производить отбор содержания, методов, форм и средств по ознакомлению детей с элементами русской культуры. 2. Развивать умение планировать и организовывать работу по ознакомлению детей с элементами русской культуры. 3. Способствовать становлению умений педагогов организовывать литературный вечер как эмоционально значимый для детей и взрослых итог работы по ознакомлению детей с элементами русской культуры. В соответствии с поставленными задачами были проведены: 3 семинара-практикума, посвященные культурологическому, психологическому и педагогическому аспектам проблемы, деловая игра «Знания о русской культуре – детям» и защита собственного проекта работы с детьми. Предварительная подготовка педагогов к семинарам-практикумам заключалась в самоанализе работы по ознакомлению детей с элементами русской культуры и организации литературных вечеров. Качественная характеристика самоанализа была направлена на развитие умений видеть проблемы и их причины; предполагать пути их решения. Самоанализ проводился по следующим вопросам: 1. Ведется ли работа по ознакомлению детей с элементами русской культуры? 2. Соответствует ли содержание этой работы познавательным интересам детей? 3. Производится ли отбор средств, методов и форм работы в соответствии с психологическими и возрастными особенностями старших дошкольников? 4. Являются ли организуемые литературные вечера средствами приобщения дошкольников к культурным традициям России? 5. В чем причины того, что литературные вечера на сегодняшний день являются малоэффективной формой работы в приобщении детей к культурным традициям России? 6. Каким образом следует организовать педагогическую работу, чтобы литературные вечера являлись эффективным средством приобщения старших дошкольников к культурным традициям России? Целью первого семинара-практикума было: развитие умений педагогов адаптировать культурологические знания для работы с детьми старшего дошкольного возраста. В ходе данного семинара-практикума были выслушаны выступления воспитателей по двум первым вопросам самоанализа и выделены причины возникающих проблем (нехватка пособий и наглядного материала, отсутствие поддержки родителей и коллег, отсутствие интереса детей и др.). Практическим заданием на семинаре являлась выработка принципов для отбора содержания работы по ознакомлению детей с элементами культуры. Педагогами были выработаны следующие принципы: соответствие познавательному интересу детей, научности, доступности, содержательности… В завершении семинара-практикума педагогам было дано домашнее задание: с позиций выработанных принципов отобрать содержание для работы, при выполнении которого педагоги разделились на 3 подгруппы: · Первая подгруппа осуществляла отбор содержания работы по ознакомлению старших дошкольников с эпохой Руси. · Вторая подгруппа отбирала содержание работы по ознакомлению старших дошкольников с пушкинской эпохой. · Третья подгруппа осуществляла отбор содержания для работы по ознакомлению детей с современной эпохой. Целью второго семинара-практикума являлось: развитие умений педагогов осуществлять отбор методов, средств и форм работы в соответствии с возрастными особенностями старших дошкольников. В ходе второго семинара-практикума педагогами был освоен третий вопрос самоанализа. Главным образом, данный семинар-практикум способствовал изменению отношения педагогов к проблеме отбора средств, форм и методов работы, оптимальных для приобщения детей к культуре России, а так же способствовал развитию умений педагогов производить их отбор в соответствии с возрастными и психологическими особенностями старших дошкольников. Третий семинар-практикум имел целью: сформировать умение педагогов планировать работу по ознакомлению детей с элементами культуры. В ходе данного семинара-практикума воспитателями были освещены 4, 5 и 6 вопросы самоанализа педагогической работы. Как показал самоанализ, воспитатели не знают вариантов современного планирования работы. Это потребовало ознакомления воспитателей со спецификой таких форм как: перспективно-тематический план; план-картотека; выборочное перспективное планирование. При обсуждении проблемного вопроса о том, с кем должен осуществлять взаимодействие педагог при реализации плана работы, педагогами была осознана необходимость тесного сотрудничества как друг с другом, так и с родителями для достижения единых целей развития и образования детей. Деловая игра «Знание о русской культуре – детям» проводилась с целью развить умение педагогов реализовывать отдельные методы и приемы на практике. Итогом деловой игры явилось увлеченность педагогов данной проблемой, их раскрепощенность, которая проявилась в виде творческого подхода к заданиям, что в лучшей мере способствовало обобщению знаний и применению их на практическом уровне. Подведением итога работы с педагогами послужила защита воспитателями проекта работы. На основе ранее отобранного содержания, форм, средств и методов работы, форм планирования, педагоги подготовили проект работы с детьми. Проект был представлен: · Содержанием и формой планирования работы с детьми на 3 месяца (цель, задачи, средства, формы и методы); · Планированием работы с родителями и другими педагогами; · Конспектами занятий и формой итогового литературного вечера. Данный проект был мною доработан и будет представлен в следующей статье, касающейся непосредственно практической части данной проблемы. Таким образом, итогом работы с педагогами является повышение уровня готовности в единстве 3 компонентов: когнитивного – обобщение и систематизация знаний педагогов, деятельного – перевод их знаний на практический уровень и накопление ими умений осуществлять отбор содержания, методов, средств и форм работы; осуществлять планирование и проектирование дальнейшей работы; взаимодействовать с коллегами и родителями; эмоционального – изменение отношения педагогов к литературному вечерукак к итогу работы по ознакомлению детей с элементами культуры и отношения к работе, которое проявилось в субъектности позиции. Анализ результатов методической работы по формированию готовности педагогов в организации литературных вечеров как эффективной формы приобщения старших дошкольников к культурным традициям России показал качественный скачок в развитии знаний, умений и отношений педагогов. Таким образом, большинство педагогов перешли на более высокий уровень готовности к осуществлению работы по приобщению старших дошкольников к культурным традициям России в единстве 3 компонентов: когнитивном, деятельном, эмоциональном. Это свидетельствует об эффективности подготовки педагогов к осуществлению данной работы. В заключение проделанной работы были сделаны следующие выводы: Литературный вечер действительно является эффективной формой работы в приобщении старших дошкольников к культурным традициям России при соблюдении выделенных условий: - готовности педагогов к осуществлению работы по приобщению старших дошкольников к культурным традициям России. При этом в понятие «готовность» входят 3 компонента: эмоциональный, когнитивный, деятельный; - педагогическая работа по ознакомлению детей с элементами культуры должна быть направлена на обогащение эмоциональной, когнитивной и деятельной сфер личности ребенка; - литературный вечер должен рассматриваться как эмоционально значимый для детей и взрослых (педагогов и родителей) итог работы по ознакомлению старших дошкольников с элементами русской культуры.
В целом, проведенная работа позволила определить перспективы дальнейшего изучения данной проблемы: - одной из которых является создание парциальной программы приобщения детей к культурным традициям России; - второй – методика разработки идеи о необходимости использования синтеза искусств как современной технологии в приобщении детей к культурным традициям России.
Библиография: 1. Аникин В.П. Русский фольклор., М.,1987. 2. Белов В.П., Лад.,М.,1983. 3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности./под ред. Д.И.Фильштейн. М.,1995. 4. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников./ под ред. А.М. Виноградовой. М., 1989. 5. Гриценко З., Ребенок и книга.// Дошкольное воспитание.2000. №3 6. Каган М.С., Холостова Т.В. Культура-философия-искусство. М.,1988. 7. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб, 19998. 8. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997. 9. Кононенко А.И., Удалова Е.Д. Литературно-тематические вечера в школе. Киев, 1966. 10. Концепция культурно-исторического развития психики и ее перспективы // Вопросы психологии.- 1977. №2-С.29-39. 11. Крылова Н.Б. Ребенок в пространстве культуры. М., 1994. 12. Культурология./ под ред. Н.Г.Багдасарьян. М., 1998. 13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность., М.,1989. 14. Петропавловская Н.Д. Литературные вечера в школе., М., 1962. 15. Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников.// Приобщение детей к художественной литературе как к искусству. М.,1982. 16. Шангина И.И. Русские традиционные праздники. СПб.,1997. 17. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте.//Вопросы психологии.1971.-№4. 18. Национальный характер как основа объективации жизненных ценностей русской национально-духовной культуры. Моисеева Н.А., Вопросы культурологии №5// 2011. Ссылки на сайты: 1. Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотикаhttp://www.ruthenia.ru/folklore/index.htm 2. КИБЕРСТОЛhttp://www.ruthenia.ru/folktee/CYBERSTOL/about.html 3. ТОЛЕРАНТНОСТЬ. РУhttp://www.tolerance.ru/p-news.shtmll 4. Этнопсихологияhttp://ethnopsyhology.narod.ru/ 5. Журнал "Личность и культура"http://www.lko.ru/jur_abaut0.htm 6. Демография Россииhttp://demography.narod.ru/ 7. Подписка по культуре и фольклоруhttp://subscribe.ru/catalog/culture/world 8. Этнография народов Россииhttp://www.ethnos.nw.ru
Поделиться: |